II. 2. Промежуточная фаза пребывания нашей мировой системы
Объяснение способа пребывания нашего мира в промежуточной фазе состоит из четырех частей: 1) общее описание существ, 2) подробное описание страны Джамбу, 3) происхождение царей-чакравартинов и 4) [описание] особенностей жизни.
II. 2.1. Существа нашей мировой системы
В течение всех жизней большинство существ, за исключением животных, испытывают последствия, которые предопределены.
После того как мировая система полностью сформировалась и вошла в период пребывания, все существа низших миров (за исключением животных) и большинство существ высших миров обычно переживают только последствия благих или неблагих действий, совершенных ими в предыдущих жизнях. Поэтому их счастье и страдание, продолжительность жизни и наслаждения, а также другие стороны жизни уже предопределены.
Хотя животные переживают последствия своих прошлых неблагих действий, у них неопределенная продолжительность жизни и т. д. Одна крайность — великие наги и некоторые другие животные, которые живут целую промежуточную кальпу [170], а другая — некоторые мельчайшие существа, которые живут лишь мгновение. Кроме того, есть бесчисленные разновидности размеров и облика существ. У домашних животных есть какие-то остатки счастья; те же, что рождаются во мраке разделяющих континенты промежутков, и некоторые другие животные мучимы непрестанными страданиями.
Есть соответствие между сроком жизни существ в шести горячих адах в нисходящем порядке (начиная с Оживания) и временем, как оно воспринимается на небесах шести миров желания в восходящем порядке: срок жизни существа в каком-либо аду равняется сроку жизни бога на соответствующих небесах. Однако то, что в жизни существа ада считается одним днем, равняется целой жизни бога.
Например, в аду Оживание существо живет пятьсот лет, каждый день которых равен всей продолжительности жизни богов Четырех Групп Великих Царей. Считается, что срок жизни в Чрезвычайном Жаре равен половине промежуточной кальпы, а срок жизни в Нескончаемом Мучении — полной космической кальпе. Что касается холодных адов, то срок жизни в Волдырях равен времени, нужному для исчерпания запасов кунжутного зерна в Магадхе, если брать по одному зернышку в сто лет. Срок жизни в каждом из следующих адов увеличивается в двадцать раз по сравнению с предыдущим.
Жизнь голодных духов длится пятьсот лет, причем один день их жизни равен месяцу в мире людей.
В «Трактатах о ступенях» Асанга утверждает, что рост и срок жизни полубогов соответствует росту и сроку жизни богов из Тридцати Трех Собраний. В трех несчастливых мирах размеры существ бывают разными. Рост людей на Царственном Теле равняется восьми локтям страны Джамбу; рост людей на Щедрой Корове вдвое больше, чем на Царственном Теле, а на Неприятном Звуке вдвое больше, чем на Щедрой Корове. Рост богов шести миров страсти, соответственно, увеличивается с одной четверти предела слышимости [171] в самом низком мире до полутора пределов слышимости в самом высоком.
На Царственном Теле люди живут двести пятьдесят лет, на Щедрой Корове — пятьсот, а на Неприятном Звуке — тысячу. Для богов Четырех Групп Великих Царей один день равен пятидесяти человеческим годам, а живут они по пятьсот лет. На небесах, называемых Тридцать Три Собрания Богов, один день равен сотне человеческих лет, а боги там живут по тысяче лет. На небесах, расположенных выше Тридцати Трех, включая Владение Творениями Других, продолжительность жизни богов последовательно удваивается по мере подъема.
Боги мира форм живут столько кальп, сколько йоджан составляет их рост. Продолжительность жизни колеблется от половины кальпы у богов Группы Чистых до шестнадцати тысяч кальп у богов Акаништхи.
Боги четырех миров без форм, начиная с Бесконечного Пространства, живут, соответственно, по двадцать тысяч, сорок тысяч, шестьдесят тысяч и восемьдесят тысяч кальп. Здесь под кальпой имеется в виду космическая кальпа для всех уровней выше Малого Света и половина космической кальпы для всех более низких уровней.
II. 2.2. Страна Джамбу
В нашем мире продолжительность жизни, богатство и рост людей бывают разными. Продолжительность жизни уменьшается с неисчислимой до десяти <лет>, а затем увеличивается до восьмидесяти тысяч и т. д. На протяжении упадка, подъема и восемнадцати промежуточных циклов бывают различные колебания. Три континента — это места, где испытывают [последствия]; страна Джамбу, самая достопримечательная, — это место деяний.
В нашей стране Джамбу люди главным образом поглощены кармическими действиями [172]. Поэтому в том, что касается их продолжительности жизни, богатств и роста, нет ничего точно закрепленного или определенного.
Первоначально продолжительность человеческой жизни была неизмеримой, но постепенно она стала доступной измерению и в конце концов уменьшится до десяти лет. Эта долгая кальпа завершается тремя периодами голода, чумы и войны. В частности, когда продолжительность жизни будет равняться тридцати годам, настанет период голода, который продлится семь лет, семь месяцев и семь дней; когда продолжительность жизни будет двадцать лет, настанет период чумы, который продлится семь месяцев и семь дней; а когда жизнь сократится до десяти лет, настанет период войны, который продлится семь дней. Вся эта последовательность периодов [в течение которой продолжительность жизни упадет с неизмеримой до десяти лет] называется долгим упадком [173].
Время, требующееся для того, чтобы продолжительность жизни возросла с десяти лет до восьмидесяти тысяч лет, а затем снова упала с восьмидесяти тысяч до десяти лет, называется одним циклом. Восемнадцать таких периодов называют восемнадцатью промежуточными циклами. Каждый из этих циклов завершается [периодами] голода, чумы и войны. И наконец, период, в течение которого продолжительность жизни возрастает с десяти лет до восьмидесяти тысяч, называется долгим подъемом [174]. Вместе их называют двадцатью промежуточными кальпами. Как указано в «Комментарии» [к Абхидхармакоше] Пурнавардханы и других текстах, в начале и конце кальп из-за меньшей скорости подъема и упадка продолжительность долгого упадка и подъема равна промежуточному циклу. В «Трактатах о ступенях» также упоминается, что и долгий упадок, и долгий подъем в начале и конце кальп равны одному циклу.
Согласно всеведущему Лонгченпе, после того как (во время долгого подъема) продолжительность человеческой жизни увеличится до неисчислимой, а затем снова станет уменьшаться, как только она станет поддаваться исчислению, [в этом мире] появится будда Вдохновенный [175]. Это утверждение в общих чертах сходится [с предсказаниями, имеющимися] в [текстах] Махаяны.
Как во время долгого подъема и упадка, так и во время восемнадцати промежуточных циклов продолжительность жизни, рост и благосостояние существ претерпевают разнообразные колебания.
Было бы ошибкой полагать, что в этом мире человеческая жизнь стоит ниже других. Поскольку люди трех других континентов [только] испытывают следствия своих прошлых [действий, у них нет] никакой возможности совершать новые <благие> кармические действия. Поэтому те места стоят ниже страны Джамбу.
Страна Джамбу — это место новых кармических деяний. Следовательно, любое действие, выполненное родившимся здесь человеком, имеет особенно значимые [последствия]. Кроме того, слыша о непостоянстве и т. д., люди ощущают печаль, а потому их легко наставлять [на духовный путь]. По этой причине высшие воплощения пробужденности — духовные наставники, в числе которых и наш учитель Шакьямуни, являют просветление в этом мире и становятся учителями [человечества]. Следовательно, человеческая жизнь в стране Джамбу стоит выше, чем жизнь обитателей других континентов. В «Великом памятовании» [176] говорится:
Если сравнивать с тремя другими континентами, это место кармических действий. Здесь люди предаются практике десяти добродетелей. Здесь являют себя будды. Это место служит опорой всем четырем местам обитания людей. Здесь люди осознают десять благих действий и испытывают побуждение их совершать. Это место для чистого поведения. Здесь есть понимание рождения и смерти. Здесь пребывает неразрушимый трон просветления.[177]
Из того же источника:
Самый важный из четырех населенных людьми континентов нашей вселенной — страна Джамбу.
В этом мире существа сошли с небес Ясный Свет. Способность питаться дхьяной и другие [первозданные] качества постепенно приходили в упадок вследствие алчности. Солнце и луна давали свет, и появился царь Почитаемый Многими. Затем возникли такие отличия, как четыре эпохи и четыре сословия.
Зарождение человечества на этом континенте произошло, когда на [небесах] Ясный Свет умер один из богов и родился здесь. За ним последовали второй, третий, и их число постепенно возрастало, пока их не стало много, причем все они, как и первый, рождались чудесным образом. Все могли перемещаться в пространстве, обладали телами из света и, как и боги мира формы, питались дхьяной.
Позднее появился белый земляной нектар, вкусом похожий на мед. Обильно вкушая его, они стали его жаждать. Вследствие этого исчезло питание дхьяной и другие качества, в том числе чудотворные силы, и даже сам земляной нектар пропал. Затем появилась густая оранжевая земляная пища, и люди стали ее есть. Поскольку они стали ее жаждать, и пища, и сияние их тел постепенно ухудшились. В это время, вследствие коллективных кармических действий и естественных законов бытия [178], мир стали освещать солнце и луна. Точно так же появлялись и исчезали другие земляные нектары и поля ростков. Потом появились поля шали [179] — риса без шелухи; сжатый утром, вечером он [снова] давал урожай. Вследствие переваривания этого риса появились телесные отбросы: кал и моча.
Питание этой грубой пищей повлекло за собой появление мужских и женских половых органов. Постепенно два противоположных пола стали испытывать влечение друг к другу и вступать в половые сношения. Поскольку другие их бранили и бросали в них грязь, они стали испытывать стыд, и, считая такие свои действия непристойными, воздерживаться от них до семи дней. Некоторые из самых развращенных построили дома, чтобы при соитии их не смущали посторонние взгляды.
Затем, поскольку люди хранили и запасали зерно, исчез даже рис-шали, не требовавший возделывания. Вместо него стало расти зерно с шелухой. После уборки это зерно нужно было снова сеять, и потому землю поделили и стали возделывать поля. В итоге [люди] стали воровать друг у друга урожай и возникли раздоры. Вследствие этого община выбрала хозяином полей одного исключительно крепкого человека, известного своими выдающимися качествами. Пользуясь всеобщим почетом, он получал долю урожая и стал именоваться Царь, Почитаемый Многими. Он был первым [в мире] царем. [Его потомки] стали считаться членами царской семьи потому, что были владельцами полей, а также потому, что охраняли [благополучие общины].
Постепенно люди стали большей частью дурными и нарушали царские законы. Несмотря на строгость наказания, они не соблюдали законов, и поэтому была введена смертная казнь. Страшась смерти, люди стали лгать и совершать прочие дурные действия. В конце концов, развилось пять разновидностей вырождения [180], итогом чего стали периоды чумы, войны и голода.
История нашего континента развивалась на протяжении четырех разных эпох.[181] Первая эпоха называется эпохой полноты [поскольку величие и наслаждения были полными]. Вторая эпоха — это эпоха трех четвертей, которая называется так потому, что воровство и половые сношения повлекли за собой уменьшение величия и богатства окружающего мира и его обитателей на одну четверть. Затем, вследствие лжи, величие и наслаждения уменьшились наполовину, а потому третья эпоха называется эпохой двух четвертей. Четвертый и последний период — это эпоха раздоров, в течение которой из-за убийств и других неблагих действий, совершаемых людьми, даже оставшаяся четверть богатства и величия постепенно уменьшается.
Люди стали подразделяться на четыре сословия [182]правители произошли от царя Почитаемого Многими; брахманы — от тех, кто не заблуждался касательно изъянов мирской жизни; купцы — от тех, кто не воровал и не совершал другие виды неблагих действий; а простолюдины — от тех, кто занимался воровством и другими неблагими делами.
II. 2.3. Происхождение царей-чакравартинов
Цари-чакравартины, [владеющие колесами из] золота, серебра, меди и железа, появляются в этом мире только тогда, когда продолжительность жизни не меньше восьмидесяти тысяч лет. Некоторые говорят, что они полностью правят миллиардной мировой системой.
Говорят, что цари-чакравартины, правящие четырьмя континентами [благодаря тому, что обладают] золотым, серебряным, медным и железным колесами, появляются в этом мире тогда, когда продолжительность жизни превышает восемьдесят тысяч лет. Происхождение рода царей-чакравартинов объясняется следующим образом.
Согласно «Высшей сущности: комментарию к Праджняпарамите в восемь тысяч строк», двор царя Почитаемого Многими был основан в Раджагрихе [183]. Царь Почитаемый Многими женился на царице по имени Дева Верхней Реки, которая родила сына Прекрасный Свет. Супруга Прекрасного Света по имени Рожденная от Горы принесла сына по имени Благо. Супруга Блага — Голос Облаков родила сына Совершенное Благо. Жена Совершенного Блага, Пальмовые Ноги, родила сына Благородное Очищение. Их называют пятью царями Благой кальпы.
На макушке царя Благородное Очищение возникла выпуклость, из которой появился [младенец] по имени Мандхата[184], [унаследовавший трон]. [Однажды] когда он стоял на террасе своего дворца, в пространстве перед ним появилось золотое колесо. Он метнул это колесо, приказав: «Завоюй Восток!» Колесо понеслось в том направлении, неся на себе царских слуг. [Обитатели] четырех континентов, а также [небес] Тридцати Трех Групп Богов приветствовали их и тем самым стали подданными этого царя. Так Мандхата стал великим чакравартином. Своим телесным обликом и деяниями он был равен Индре, однако продолжительность его жизни была в сто сорок раз больше, чем у Индры.
У сына Мандхаты по имени Красивый было серебряное колесо; он завладел тремя континентами — восточным, южным и западным, — просто выступив в их направлении. У сына Красивого по имени Очень Красивый было медное колесо; он завладел восточным и южным континентами, просто начав подготовку к битве. У сына Очень Красивого по имени Наделенный Красотой было железное колесо; он завладел южным континентом, угрожая оружием. У его сына, Наделенного Великой Красотой, тоже было колесо, железное; он тоже завладел южным континентом, просто угрожая оружием. [185]
Все последующие цари-чакравартины правили только одним континентом. Кроме того, два царя-чакравартина никогда не появлялись одновременно, потому что будды, индры и чакравартины не совершают действий, которые вызвали бы появление соперников. Цари-чакравартины имеют особенности и знаки [великих существ] [186], подобные отличиям будды, но не столь очевидные и полные. Большей частью они — арьи. Они появляются тогда, когда продолжительность жизни [людей] не меньше восьмидесяти тысяч лет, то есть в эпоху полноты, потому что тогда совершаются все десять благих действий. После окончания эпохи полноты их власть и богатство исчерпываются. Однако есть и такие правители, которых называют царями-чакравартинами потому, что они правят большей частью страны Джамбу, хотя у них нет таких символов, как семь драгоценных предметов. Эти цари появляются всякий раз, когда [условия] тому благоприятствуют, но только до тех пор пока продолжительность человеческой жизни не уменьшится до ста лет.
Цари-чакравартины владеют тремя совокупностями из семи предметов, наделенных необычными качествами. Первая [из этих трех совокупностей] состоит из семи чрезвычайно драгоценных предметов, которые описаны в «Сутре великого памятования» [187]:
[1] Драгоценное колесо из золота [поперечником] в пятьсот йоджан, имеющее тысячу спиц. За один день оно может преодолеть тысячу йоджан. Благодаря этому колесу царские слуги, слон и прочие могут отправиться куда угодно, вплоть до [небес] Тридцати Трех, и услышать то, чего не слышит царь. Это колесо устраняет соперников. Появилось оно из пространства.
[2] Драгоценный камень с восемью гранями величиной с бедро взрослого человека. Ночью он светит на сто йоджан, а жарким днем дает прохладную воду с восемью качествами. Этот драгоценный камень устраняет все болезни на сто йоджан вокруг и исполняет все желания. Его даровал Индра.
[3] Драгоценное тело царицы источает благоухание сандалового дерева; из ее уст исходит аромат голубого лотоса. Соприкосновение с ней не порождает никаких страстей; все мужчины относятся к ней как к матери или сестре. Она устраняет голод и жажду в царстве и со всеми живет в ладу. Она рожает много сыновей. В отсутствие супруга [она проявляет целомудрие] и никогда не предается наслаждениям пяти чувств. Ее привел советник.
[4] Драгоценный советник свободен от клеш и отринул все неблагие действия. Он искусен во всем, что делает, даже не учась этому. Для всех существ он словно любящий родитель.
[5] Драгоценный слон умен и послушен. За один день он может три раза обойти вокруг страны Джамбу. Когда на нем восседает царь, он без понукания направляется туда, куда царь желает. Он побеждает недругов царя.
[6] Драгоценный конь иссиня-зеленый, как шея павлина, и обладает достоинствами, подобными достоинствам слона. И [слон, и конь] дарованы Шакрой.
[7] Драгоценный военачальник обладает способностью побеждать всех врагов, но другим не причиняет никакого вреда. Иногда вместо военачальника называют драгоценного казначея, который исполняет приказы царя и следит, чтобы его сокровищница была полной. Знатоки этой темы говорят, что у золотого царя-чакравартина нет военачальника, потому что ему не нужно готовиться к битве; в таком случае седьмой драгоценностью считается казначей, который служит и хранителем сокровищницы. Поскольку остальные три [чакравартина] должны готовиться к битве, у них седьмой драгоценностью считается военачальник.
Вторая совокупность, семь полудрагоценных предметов, состоит из следующего: [Первый — это] меч, одно присутствие которого устрашает тех, кто нарушает царские законы. [Второй — это] кожаный шатер длиной в десять йоджан и шириной в пять, не пропускающий дождь и не колеблемый ветром. Куда бы царь и члены его свиты ни держали путь, он служит им жилищем, давая тепло в холодную погоду и прохладу в жару. Его преподнес один из купцов. Говорят, что это шкура наги, который вышел из океана. [Третий — это] дворец длиной в двенадцать йоджан и шириной в семь, где тепло в холод и прохладно в жару. Там собираются богини, чтобы играть на музыкальных инструментах, и из него можно увидеть все, что пожелаешь: луну, созвездия, драгоценные камни. [Четвертый — это] одеяние, непроницаемое для оружия и огня; оно мягкое и никогда не пачкается, а тот, кто его носит, не чувствует ни жары, ни холода, ни голода, ни жажды, ни усталости. [Пятый — это] сад увеселений, где во время посещений царя собираются юные боги и богини, птицы и другие создания. [Шестой — это] ложе, освобождающее от клеш и проясняющее ум; если его владелец предается созерцанию, то оно способствует освобождению. [Седьмой — это] пара сандалий, надев которые можно ходить по воде и в одно мгновение переноситься на расстояние в сто йоджан, не испытывая усталости. [К дополнительным полудрагоценным предметам] относятся тысяча сыновей, отринувших неблагие деяния, а также лук и стрела, одолевающие врага.
Последняя совокупность предметов, семь видов драгоценностей, упоминаются в «Объяснении Праджняпарамита-сутры из восьми тысяч строк» [Харибхадры] [188]:
Семь веществ: коралл, синий берилл, серебро, золото, хрусталь, розовый жемчуг и изумруд — [называются] драгоценными, потому что их повсюду высоко ценят.
Кроме того, в сутре «Вопросы Гаганаганьджи» упоминается, что есть цари-чакравартины, которые правят всей нашей миллиардной мировой системой. И еще, в «Сутре, разъясняющей Дхарму и ее смысл» [189] говорится:
В мировой системе, называемой Источник Цветов, появился правитель рода человеческого, царь-чакравартин по имени Победоносный, владыка этой великой тысячемиллиардной мировой системы.
II. 2.4. Особенности жизни
Есть многочисленные отличия в пище, голоде и жажде, цвете одеяний; отличаются ночи и дни и т. д. Существа низших [миров] не видят существ высших.
Существа, живущие в своих мирах [питаются разной пищей]. На трех континентах, населенных людьми, едят разнообразную пищу, а на северном континенте питаются лишь диким зерном. Боги мира желания питаются нектаром, а боги мира форм — созерцанием. Таковы некоторые различия в пище. В мире желания испытывают голод и жажду, а в двух высших мирах их нет.
[В разных мирах] одеваются тоже по-разному. На трех континентах люди носят одежду разных цветов, а на северном континенте — исключительно белую. На шести [небесах] мира желания боги носят разноцветные одежды — белые, желтые, синие и красные, — а в мире форм — только белые. На трех континентах одежда очень тяжелая: из шелка, хлопка и т. д.; на северном же континенте и у богов мира желания она — мягкая, эластичная и легкая, сделанная из коры дерева, исполняющего желания. На северном континенте одежда весит всего одну палу [190][она тем легче, чем выше мир, а] в Непревзойденном совсем невесомая.
На четырех континентах разница между ночью и днем зависит от света солнца и луны. Благодаря естественному свечению [миров] над [высочайшим из золотых горных хребтов] Ярмом, между светом и тьмой нет никакой разницы; обитатели этих мест отличают день от ночи только по тому, как раскрываются и закрываются цветы.
После смерти существа, родившегося любым способом, кроме чудесного, остается мертвое тело. В последнем случае после смерти никакого тела не остается.
На трех из континентов люди придают большое значение количеству выпавшего дождя и величине урожая, а люди на северном континенте и боги свободны от таких [забот]. В жизни высших миров существует множество подобных различий.
Обитатели низших миров, за исключением тех, кто обрел чудесные силы, или тех, кого направляют боги высших миров, неспособны переноситься в более высокие миры, чем их собственный, и видеть их. Для обитателей же высших миров все совсем наоборот. Боги мира форм, в том числе входящие в Группу Чистых, могут переноситься в страну Джамбу. В это время их тела не покидают своих обителей — они излучаются в наш мир в [человеческом] облике вследствие того, что раньше были знакомы с этим уровнем бытия. Поскольку [боги] небесной обители Владение Творениями Других и тех, что ниже, пребывают на том же уровне — в мире желания, — они переносятся в наш мир в собственном облике.