II. 2. Промежуточная фаза пребывания нашей мировой системы

Объяснение способа пребывания нашего мира в промежуточной фазе состоит из четырех частей: 1) общее описание существ, 2) подробное описание страны Джамбу, 3) происхождение царей-чакравартинов и 4) [описание] особенностей жизни.

II. 2.1. Существа нашей мировой системы

В течение всех жизней большинство существ, за исключением жи­вотных, испытывают последствия, которые предопределены.

После того как мировая система полностью сформировалась и вошла в период пребывания, все существа низших миров (за исключением животных) и большинство существ высших миров обычно пережива­ют только последствия благих или неблагих действий, совершенных ими в предыдущих жизнях. Поэтому их счастье и страдание, продол­жительность жизни и наслаждения, а также другие стороны жизни уже предопределены.

Хотя животные переживают последствия своих прошлых неблагих действий, у них неопределенная продолжительность жизни и т. д. Одна крайность — великие наги и некоторые другие животные, ко­торые живут целую промежуточную кальпу [170], а другая — некоторые мельчайшие существа, которые живут лишь мгновение. Кроме того, есть бесчисленные разновидности размеров и облика существ. У до­машних животных есть какие-то остатки счастья; те же, что рождают­ся во мраке разделяющих континенты промежутков, и некоторые дру­гие животные мучимы непрестанными страданиями.

Есть соответствие между сроком жизни существ в шести горячих адах в нисходящем порядке (начиная с Оживания) и временем, как оно воспринимается на небесах шести миров желания в восходящем порядке: срок жизни существа в каком-либо аду равняется сроку жиз­ни бога на соответствующих небесах. Однако то, что в жизни суще­ства ада считается одним днем, равняется целой жизни бога.

Например, в аду Оживание существо живет пятьсот лет, каждый день которых равен всей продолжительности жизни богов Четырех Групп Великих Царей. Считается, что срок жизни в Чрезвычайном Жаре равен половине промежуточной кальпы, а срок жизни в Не­скончаемом Мучении — полной космической кальпе. Что касается холодных адов, то срок жизни в Волдырях равен времени, нужному для исчерпания запасов кунжутного зерна в Магадхе, если брать по одному зернышку в сто лет. Срок жизни в каждом из следующих адов увеличивается в двадцать раз по сравнению с предыдущим.

Жизнь голодных духов длится пятьсот лет, причем один день их жизни равен месяцу в мире людей.

В «Трактатах о ступенях» Асанга утверждает, что рост и срок жизни полубогов соответствует росту и сроку жизни богов из Тридца­ти Трех Собраний. В трех несчастливых мирах размеры существ бы­вают разными. Рост людей на Царственном Теле равняется восьми локтям страны Джамбу; рост людей на Щедрой Корове вдвое больше, чем на Царственном Теле, а на Неприятном Звуке вдвое больше, чем на Щедрой Корове. Рост богов шести миров страсти, соответственно, увеличивается с одной четверти предела слышимости [171] в самом низком мире до полутора пределов слышимости в самом высоком.

На Царственном Теле люди живут двести пятьдесят лет, на Щед­рой Корове — пятьсот, а на Неприятном Звуке — тысячу. Для богов Четырех Групп Великих Царей один день равен пятидесяти человечес­ким годам, а живут они по пятьсот лет. На небесах, называемых Трид­цать Три Собрания Богов, один день равен сотне человеческих лет, а боги там живут по тысяче лет. На небесах, расположенных выше Тридцати Трех, включая Владение Творениями Других, продолжи­тельность жизни богов последовательно удваивается по мере подъема.

Боги мира форм живут столько кальп, сколько йоджан составляет их рост. Продолжительность жизни колеблется от половины кальпы у богов Группы Чистых до шестнадцати тысяч кальп у богов Акаништхи.

Боги четырех миров без форм, начиная с Бесконечного Простран­ства, живут, соответственно, по двадцать тысяч, сорок тысяч, шесть­десят тысяч и восемьдесят тысяч кальп. Здесь под кальпой имеется в виду космическая кальпа для всех уровней выше Малого Света и по­ловина космической кальпы для всех более низких уровней.

II. 2.2. Страна Джамбу

В нашем мире продолжительность жизни, богатство и рост людей бывают разными. Продолжительность жизни уменьшается с неис­числимой до десяти <лет>, а затем увеличивается до восьмидесяти тысяч и т. д. На протяжении упадка, подъема и восемнадцати проме­жуточных циклов бывают различные колебания. Три континента — это места, где испытывают [последствия]; страна Джамбу, самая достопримечательная, — это место деяний.

В нашей стране Джамбу люди главным образом поглощены кармичес­кими действиями [172]. Поэтому в том, что касается их продолжитель­ности жизни, богатств и роста, нет ничего точно закрепленного или определенного.

Первоначально продолжительность человеческой жизни была не­измеримой, но постепенно она стала доступной измерению и в конце концов уменьшится до десяти лет. Эта долгая кальпа завершается тре­мя периодами голода, чумы и войны. В частности, когда продолжи­тельность жизни будет равняться тридцати годам, настанет период голода, который продлится семь лет, семь месяцев и семь дней; когда продолжительность жизни будет двадцать лет, настанет период чумы, который продлится семь месяцев и семь дней; а когда жизнь сократит­ся до десяти лет, настанет период войны, который продлится семь дней. Вся эта последовательность периодов [в течение которой про­должительность жизни упадет с неизмеримой до десяти лет] называ­ется долгим упадком [173].

Время, требующееся для того, чтобы продолжительность жизни возросла с десяти лет до восьмидесяти тысяч лет, а затем снова упала с восьмидесяти тысяч до десяти лет, называется одним циклом. Восем­надцать таких периодов называют восемнадцатью промежуточными циклами. Каждый из этих циклов завершается [периодами] голода, чумы и войны. И наконец, период, в течение которого продолжитель­ность жизни возрастает с десяти лет до восьмидесяти тысяч, называ­ется долгим подъемом [174]. Вместе их называют двадцатью промежу­точными кальпами. Как указано в «Комментарии» [к Абхидхармако­ше] Пурнавардханы и других текстах, в начале и конце кальп из-за меньшей скорости подъема и упадка продолжительность долгого упад­ка и подъема равна промежуточному циклу. В «Трактатах о ступенях» также упоминается, что и долгий упадок, и долгий подъем в начале и конце кальп равны одному циклу.

Согласно всеведущему Лонгченпе, после того как (во время дол­гого подъема) продолжительность человеческой жизни увеличится до неисчислимой, а затем снова станет уменьшаться, как только она ста­нет поддаваться исчислению, [в этом мире] появится будда Вдохно­венный [175]. Это утверждение в общих чертах сходится [с предсказани­ями, имеющимися] в [текстах] Махаяны.

Как во время долгого подъема и упадка, так и во время восемнад­цати промежуточных циклов продолжительность жизни, рост и благо­состояние существ претерпевают разнообразные колебания.

Было бы ошибкой полагать, что в этом мире человеческая жизнь стоит ниже других. Поскольку люди трех других континентов [толь­ко] испытывают следствия своих прошлых [действий, у них нет] ни­какой возможности совершать новые <благие> кармические дей­ствия. Поэтому те места стоят ниже страны Джамбу.

Страна Джамбу — это место новых кармических деяний. Следо­вательно, любое действие, выполненное родившимся здесь человеком, имеет особенно значимые [последствия]. Кроме того, слыша о непо­стоянстве и т. д., люди ощущают печаль, а потому их легко наставлять [на духовный путь]. По этой причине высшие воплощения пробуж­денности — духовные наставники, в числе которых и наш учитель Шакьямуни, являют просветление в этом мире и становятся учителями [человечества]. Следовательно, человеческая жизнь в стране Джамбу стоит выше, чем жизнь обитателей других континентов. В «Великом памятовании» [176] говорится:

Если сравнивать с тремя другими континентами, это место кармических действий. Здесь люди предаются практике десяти добродетелей. Здесь являют себя будды. Это место служит опорой всем четырем местам оби­тания людей. Здесь люди осознают десять благих действий и испытыва­ют побуждение их совершать. Это место для чистого поведения. Здесь есть понимание рождения и смерти. Здесь пребывает неразрушимый трон просветления.[177]

Из того же источника:

Самый важный из четырех населенных людьми континентов нашей все­ленной — страна Джамбу.

В этом мире существа сошли с небес Ясный Свет. Способность пи­таться дхьяной и другие [первозданные] качества постепенно при­ходили в упадок вследствие алчности. Солнце и луна давали свет, и появился царь Почитаемый Многими. Затем возникли такие от­личия, как четыре эпохи и четыре сословия.

Зарождение человечества на этом континенте произошло, когда на [небесах] Ясный Свет умер один из богов и родился здесь. За ним последовали второй, третий, и их число постепенно возрастало, пока их не стало много, причем все они, как и первый, рождались чудесным образом. Все могли перемещаться в пространстве, обладали телами из света и, как и боги мира формы, питались дхьяной.

Позднее появился белый земляной нектар, вкусом похожий на мед. Обильно вкушая его, они стали его жаждать. Вследствие этого исчезло питание дхьяной и другие качества, в том числе чудотворные силы, и даже сам земляной нектар пропал. Затем появилась густая оранжевая земляная пища, и люди стали ее есть. Поскольку они стали ее жаждать, и пища, и сияние их тел постепенно ухудшились. В это время, вследствие коллективных кармических действий и естествен­ных законов бытия [178], мир стали освещать солнце и луна. Точно так же появлялись и исчезали другие земляные нектары и поля ростков. Потом появились поля шали [179] — риса без шелухи; сжатый утром, вечером он [снова] давал урожай. Вследствие переваривания этого риса появились телесные отбросы: кал и моча.

Питание этой грубой пищей повлекло за собой появление муж­ских и женских половых органов. Постепенно два противоположных пола стали испытывать влечение друг к другу и вступать в половые сношения. Поскольку другие их бранили и бросали в них грязь, они стали испытывать стыд, и, считая такие свои действия непристойны­ми, воздерживаться от них до семи дней. Некоторые из самых раз­вращенных построили дома, чтобы при соитии их не смущали посто­ронние взгляды.

Затем, поскольку люди хранили и запасали зерно, исчез даже рис-шали, не требовавший возделывания. Вместо него стало расти зерно с шелухой. После уборки это зерно нужно было снова сеять, и потому землю поделили и стали возделывать поля. В итоге [люди] стали воровать друг у друга урожай и возникли раздоры. Вследствие этого община выбрала хозяином полей одного исключительно крепкого человека, известного своими выдающимися качествами. Пользуясь всеобщим почетом, он получал долю урожая и стал именоваться Царь, Почитаемый Многими. Он был первым [в мире] царем. [Его потомки] стали считаться членами царской семьи потому, что были владельцами полей, а также потому, что охраняли [благополучие общины].

Постепенно люди стали большей частью дурными и нарушали царские законы. Несмотря на строгость наказания, они не соблюдали законов, и поэтому была введена смертная казнь. Страшась смерти, люди стали лгать и совершать прочие дурные действия. В конце кон­цов, развилось пять разновидностей вырождения [180], итогом чего стали периоды чумы, войны и голода.

История нашего континента развивалась на протяжении четырех разных эпох.[181] Первая эпоха называется эпохой полноты [поскольку величие и наслаждения были полными]. Вторая эпоха — это эпоха трех четвертей, которая называется так потому, что воровство и поло­вые сношения повлекли за собой уменьшение величия и богатства ок­ружающего мира и его обитателей на одну четверть. Затем, вслед­ствие лжи, величие и наслаждения уменьшились наполовину, а потому третья эпоха называется эпохой двух четвертей. Четвертый и после­дний период — это эпоха раздоров, в течение которой из-за убийств и других неблагих действий, совершаемых людьми, даже оставшаяся четверть богатства и величия постепенно уменьшается.

Люди стали подразделяться на четыре сословия [182]правители про­изошли от царя Почитаемого Многими; брахманы — от тех, кто не заблуждался касательно изъянов мирской жизни; купцы — от тех, кто не воровал и не совершал другие виды неблагих действий; а про­столюдины — от тех, кто занимался воровством и другими неблагими делами.

II. 2.3. Происхождение царей-чакравартинов

Цари-чакравартины, [владеющие колесами из] золота, серебра, меди и железа, появляются в этом мире только тогда, когда продол­жительность жизни не меньше восьмидесяти тысяч лет. Некоторые говорят, что они полностью правят миллиардной мировой системой.

Говорят, что цари-чакравартины, правящие четырьмя континентами [благодаря тому, что обладают] золотым, серебряным, медным и же­лезным колесами, появляются в этом мире тогда, когда продолжитель­ность жизни превышает восемьдесят тысяч лет. Происхождение рода царей-чакравартинов объясняется следующим образом.

Согласно «Высшей сущности: комментарию к Праджняпарамите в восемь тысяч строк», двор царя Почитаемого Многими был основан в Раджагрихе [183]. Царь Почитаемый Многими женился на царице по имени Дева Верхней Реки, которая родила сына Прекрасный Свет. Супруга Прекрасного Света по имени Рожденная от Горы принесла сына по имени Благо. Супруга Блага — Голос Облаков родила сына Совершенное Благо. Жена Совершенного Блага, Пальмовые Ноги, родила сына Благородное Очищение. Их называют пятью царями Благой кальпы.

На макушке царя Благородное Очищение возникла выпуклость, из которой появился [младенец] по имени Мандхата[184], [унаследовавший трон]. [Однажды] когда он стоял на террасе своего дворца, в про­странстве перед ним появилось золотое колесо. Он метнул это колесо, приказав: «Завоюй Восток!» Колесо понеслось в том направлении, неся на себе царских слуг. [Обитатели] четырех континентов, а также [небес] Тридцати Трех Групп Богов приветствовали их и тем самым стали подданными этого царя. Так Мандхата стал великим чакравар­тином. Своим телесным обликом и деяниями он был равен Индре, однако продолжительность его жизни была в сто сорок раз больше, чем у Индры.

У сына Мандхаты по имени Красивый было серебряное колесо; он завладел тремя континентами — восточным, южным и западным, — просто выступив в их направлении. У сына Красивого по имени Очень Красивый было медное колесо; он завладел восточным и южным континентами, просто начав подготовку к битве. У сына Очень Кра­сивого по имени Наделенный Красотой было железное колесо; он завладел южным континентом, угрожая оружием. У его сына, Наде­ленного Великой Красотой, тоже было колесо, железное; он тоже завладел южным континентом, просто угрожая оружием. [185]

Все последующие цари-чакравартины правили только одним кон­тинентом. Кроме того, два царя-чакравартина никогда не появлялись одновременно, потому что будды, индры и чакравартины не совер­шают действий, которые вызвали бы появление соперников. Цари-чакравартины имеют особенности и знаки [великих существ] [186], по­добные отличиям будды, но не столь очевидные и полные. Большей частью они — арьи. Они появляются тогда, когда продолжитель­ность жизни [людей] не меньше восьмидесяти тысяч лет, то есть в эпоху полноты, потому что тогда совершаются все десять благих действий. После окончания эпохи полноты их власть и богатство исчерпываются. Однако есть и такие правители, которых называют царями-чакравартинами потому, что они правят большей частью страны Джамбу, хотя у них нет таких символов, как семь драгоцен­ных предметов. Эти цари появляются всякий раз, когда [условия] тому благоприятствуют, но только до тех пор пока продолжитель­ность человеческой жизни не уменьшится до ста лет.

Цари-чакравартины владеют тремя совокупностями из семи пред­метов, наделенных необычными качествами. Первая [из этих трех со­вокупностей] состоит из семи чрезвычайно драгоценных предметов, которые описаны в «Сутре великого памятования» [187]:

[1] Драгоценное колесо из золота [поперечником] в пятьсот йоджан, имеющее тысячу спиц. За один день оно может преодолеть тысячу йод­жан. Благодаря этому колесу царские слуги, слон и прочие могут отпра­виться куда угодно, вплоть до [небес] Тридцати Трех, и услышать то, чего не слышит царь. Это колесо устраняет соперников. Появилось оно из пространства.

[2] Драгоценный камень с восемью гранями величиной с бедро взросло­го человека. Ночью он светит на сто йоджан, а жарким днем дает про­хладную воду с восемью качествами. Этот драгоценный камень устраня­ет все болезни на сто йоджан вокруг и исполняет все желания. Его даро­вал Индра.

[3] Драгоценное тело царицы источает благоухание сандалового дерева; из ее уст исходит аромат голубого лотоса. Соприкосновение с ней не по­рождает никаких страстей; все мужчины относятся к ней как к матери или сестре. Она устраняет голод и жажду в царстве и со всеми живет в ладу. Она рожает много сыновей. В отсутствие супруга [она проявляет целомудрие] и никогда не предается наслаждениям пяти чувств. Ее при­вел советник.

[4] Драгоценный советник свободен от клеш и отринул все неблагие дей­ствия. Он искусен во всем, что делает, даже не учась этому. Для всех существ он словно любящий родитель.

[5] Драгоценный слон умен и послушен. За один день он может три раза обойти вокруг страны Джамбу. Когда на нем восседает царь, он без по­нукания направляется туда, куда царь желает. Он побеждает недругов царя.

[6] Драгоценный конь иссиня-зеленый, как шея павлина, и обладает до­стоинствами, подобными достоинствам слона. И [слон, и конь] дарова­ны Шакрой.

[7] Драгоценный военачальник обладает способностью побеждать всех врагов, но другим не причиняет никакого вреда. Иногда вместо воена­чальника называют драгоценного казначея, который исполняет приказы царя и следит, чтобы его сокровищница была полной. Знатоки этой темы говорят, что у золотого царя-чакравартина нет военачальника, по­тому что ему не нужно готовиться к битве; в таком случае седьмой дра­гоценностью считается казначей, который служит и хранителем сокровищницы. Поскольку остальные три [чакравартина] должны готовиться к битве, у них седьмой драгоценностью считается военачальник.

Вторая совокупность, семь полудрагоценных предметов, состоит из следующего: [Первый — это] меч, одно присутствие которого устра­шает тех, кто нарушает царские законы. [Второй — это] кожаный шатер длиной в десять йоджан и шириной в пять, не пропускающий дождь и не колеблемый ветром. Куда бы царь и члены его свиты ни держали путь, он служит им жилищем, давая тепло в холодную погоду и прохладу в жару. Его преподнес один из купцов. Говорят, что это шкура наги, который вышел из океана. [Третий — это] дворец длиной в двенадцать йоджан и шириной в семь, где тепло в холод и прохладно в жару. Там собираются богини, чтобы играть на музыкальных инст­рументах, и из него можно увидеть все, что пожелаешь: луну, созвез­дия, драгоценные камни. [Четвертый — это] одеяние, непроницаемое для оружия и огня; оно мягкое и никогда не пачкается, а тот, кто его носит, не чувствует ни жары, ни холода, ни голода, ни жажды, ни усталости. [Пятый — это] сад увеселений, где во время посещений царя собираются юные боги и богини, птицы и другие создания. [Ше­стой — это] ложе, освобождающее от клеш и проясняющее ум; если его владелец предается созерцанию, то оно способствует освобожде­нию. [Седьмой — это] пара сандалий, надев которые можно ходить по воде и в одно мгновение переноситься на расстояние в сто йоджан, не испытывая усталости. [К дополнительным полудрагоценным пред­метам] относятся тысяча сыновей, отринувших неблагие деяния, а так­же лук и стрела, одолевающие врага.

Последняя совокупность предметов, семь видов драгоценностей, упоминаются в «Объяснении Праджняпарамита-сутры из восьми тысяч строк» [Харибхадры] [188]:

Семь веществ: коралл, синий берилл, серебро, золото, хрусталь, розовый жемчуг и изумруд — [называются] драгоценными, потому что их по­всюду высоко ценят.

Кроме того, в сутре «Вопросы Гаганаганьджи» упоминается, что есть цари-чакравартины, которые правят всей нашей миллиардной мировой системой. И еще, в «Сутре, разъясняющей Дхарму и ее смысл» [189] говорится:

В мировой системе, называемой Источник Цветов, появился правитель рода человеческого, царь-чакравартин по имени Победоносный, владыка этой великой тысячемиллиардной мировой системы.

II. 2.4. Особенности жизни

Есть многочисленные отличия в пище, голоде и жажде, цвете одея­ний; отличаются ночи и дни и т. д. Существа низших [миров] не видят существ высших.

Существа, живущие в своих мирах [питаются разной пищей]. На трех континентах, населенных людьми, едят разнообразную пищу, а на се­верном континенте питаются лишь диким зерном. Боги мира желания питаются нектаром, а боги мира форм — созерцанием. Таковы неко­торые различия в пище. В мире желания испытывают голод и жажду, а в двух высших мирах их нет.

[В разных мирах] одеваются тоже по-разному. На трех континен­тах люди носят одежду разных цветов, а на северном континенте — исключительно белую. На шести [небесах] мира желания боги носят разноцветные одежды — белые, желтые, синие и красные, — а в мире форм — только белые. На трех континентах одежда очень тя­желая: из шелка, хлопка и т. д.; на северном же континенте и у богов мира желания она — мягкая, эластичная и легкая, сделанная из коры дерева, исполняющего желания. На северном континенте одежда ве­сит всего одну палу [190][она тем легче, чем выше мир, а] в Непре­взойденном совсем невесомая.

На четырех континентах разница между ночью и днем зависит от света солнца и луны. Благодаря естественному свечению [миров] над [высочайшим из золотых горных хребтов] Ярмом, между светом и тьмой нет никакой разницы; обитатели этих мест отличают день от ночи только по тому, как раскрываются и закрываются цветы.

После смерти существа, родившегося любым способом, кроме чудесного, остается мертвое тело. В последнем случае после смерти никакого тела не остается.

На трех из континентов люди придают большое значение коли­честву выпавшего дождя и величине урожая, а люди на северном кон­тиненте и боги свободны от таких [забот]. В жизни высших миров существует множество подобных различий.

Обитатели низших миров, за исключением тех, кто обрел чудес­ные силы, или тех, кого направляют боги высших миров, неспособны переноситься в более высокие миры, чем их собственный, и видеть их. Для обитателей же высших миров все совсем наоборот. Боги мира форм, в том числе входящие в Группу Чистых, могут переноситься в страну Джамбу. В это время их тела не покидают своих обителей — они излучаются в наш мир в [человеческом] облике вследствие того, что раньше были знакомы с этим уровнем бытия. Поскольку [боги] небесной обители Владение Творениями Других и тех, что ниже, пребывают на том же уровне — в мире желания, — они переносятся в наш мир в собственном облике.

Наши рекомендации