Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855)
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".
Философом были выделены понятия:
• неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
• подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.
Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были: Карл Ясперс; Жан-Поль Сартр; Альбер Камю; Мартин Хайдеггер.
Философия позитивизма (первый, второй, третий)
Философия позитивизма зародилась в начале XIX-го века. Ключевой фигурой этой эпохи является инженер – искусный, изобретательный и находчивый. Социальная позиция инженера невероятно высока.
Махизм (эмпириокритицизм). Последователи учения Эрнста Маха стояли на позиции того, что решение основного вопроса философии (вопроса о познании мира) является принципиально невозможным.
Мир, считал Мах – это совокупность элементов, их сумма (элементов ощущений). Мах тоже стремится очистить естественнонаучное мышление от «метафизики». Он тоже заявляет, что не является философом, и никакой философии Маха не существует, а существует лишь естественнонаучная методология и психология познания. Его первые работы естествоиспытателями были встречены холодно и даже получили отпор. Но когда физика вступила в полосу методологического кризиса в результате коренной ломки научных понятий, отношение к философии Маха изменилось.
Неопозитивизм. Одним из самых известных философов-неопозитивистов был Рассел Винтгенштейн. Неопозитивисты сводят задачу философии к анализу языка науки. Они подразделяют философия на две части:
Аналитическая философия. Эта часть философии занимается верификацией. Верификация – проверка истинности суждений. Верификация заключается в том, что общее суждение проверяется на различных частных случаях.
Лингвистическая философия. Эта часть философии изучает язык. Согласно лингвистической философии, из языка должны исключаться все позиции, которые могут вызывать разночтения.
Постпозитивизм.Наиболее известными представителями постпозитивизма являются философы Поппер и Кун. Философы-постпозитивисты расширяют понятие предмета философии. Они также рассматривают проблему научного метода исследования. Создают концепцию выработки научной теории. Постпозитивизм -- общее название для нескольких школ философии науки, объединенных критическим отношением к наивным эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и ставили целью получение объективного знания из опыта.
Философские аспекты психоаналитической концепции З.Фрейда
Выдвижение психоаналитического учения о человеке произошло на рубеже 19 – 20 вв. Когда австрийский врач-невропатолог Фрейд (1856-1939) предложил новый метод лечения неврозов, получивший название психоанализа. Его метод стал известен как метод свободных ассоциаций.
Суть ее в том, что индивид, наблюдая одно явлений, подразумевает другое, и эта ситуация находится под контролем сознания и мышления. Фрейд рассматривает ассоциацию с целью полного исключения сознания. Объектом изучения является цельная человеческая личность. Личность рассматричается, как продукт биологической эволюции с тесной зависимостью от общественно-культурной среды. Человек - не мягкосердечный, а агрессивный. Фрейд пытается провести баланс между жизнью и смертью.
Основным предназначением «инстинкта к жизни» является воспроизводство раздражений. Носителями раздражения является психосексуальная энергия. Укрощая жизненную сексуальную энергию, организм стремится к смерти. Механизмом, осуществляющим баланс между «стремлением в жизни» и «стремлением к смерти»,
Бессознательные процессы подчинены принципу удовольствия, содержание которого определяет индивидуальное развитие психики.
Общая характеристика русской философии (Бердяев, Шестов, Флоренский)
Россия первой половины ХХ века дала человечеству много ярких философских имен: Н.А. Бердяев и Л. Шестов, , С. Булгаков и П. Флоренский,.Степун и Г. Шпет.
О Бердяеве и его философии написаны сотни книг и статей, его работы, несмотря на идеологические запреты, передавались из рук в руки в советской России (в конце 60-х годов в Ленинграде был даже раскрыт подпольный кружок социал-христиан имени Бердяева), брошенные им афоризмы до сих пор волнуют людей, заставляют их задуматься над своей жизнью. Вместе с тем, учение Бердяева всегда вызывало споры, у него были не только почитатели и последователи, но и резкие критики, особенно среди современных ему русских философов. И оснований для такой критики было более, чем достаточно: Бердяева справедливо упрекали в непоследовательности, многочисленных повторах, тенденциозности, противоречивости, бездоказательности. В эмиграции Шестов читает философские курсы на Русском отделении Парижского университета, выступает с публичными лекциями во Франции и Германии. Конечно, его известность в Европе была не такой, как у Бердяева. Но в качестве признанного авторитета Шестова воспринимали многие европейские знаменитости, в том числе А. Камю. Шестов дружил и сотрудничал со многими европейскими учеными и философами: М. Хайдеггером, М. Бубером, К. Бартом, Л. Леви-Брю-лем и другими. В 1928 году в Амстердаме он познакомился и подружился с Э. Гуссерлем. Дружба связывала их до самой смерти последнего, последовавшей в 1938 году. Последняя работа Шестова была посвящена именно памяти Гуссерля.
Владимир Соловьев стал основоположником оригинальной школы русской религиозной философии. Эта школа включает в себя целую плеяду философов, наделенных разносторонними талантами и часто обладающих широкой эрудицией. Среди них особое место принадлежит отцу Павлу Флоренскому.
Павел Александрович Флоренский родился в 1882 г. Он изучал математику и философию в Московском университете, а богословие — в Московской духовной академии. В 1908 г. Флоренский был назначен на кафедру истории философии этой же академии. Но священство привлекало его не менее, чем академическая работа, и в 1911 г. он принял священство. После большевистской революции, когда духовные академии были закрыты, Флоренский стал работать в области техники и получил какой-то пост в Главэлектро (Главное управление электрической промышленности). Там он был занят изучением электрических полей и диэлектриков. Флоренский был многосторонне одаренным человеком. В дни оккупации немцами Пскова В. Филистинский опубликовал в городской газете «За родину» статью «Русский Леонардо да Винчи в кон-центрационном лагере». В этой статье он писал: «Вспоминаю бросающуюся в глаза внешность московского священника Павла Александровича Флоренского