Специфика философии, как науки. Функции философии
Предмет и специфика философского знания. Структура и функции философии.
Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом «кто он такой?», тот ответил: «Философ». Далее объяснив: «Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы - к одной только истине».
София, согласно с античной традицией, - высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человек не может слиться с Софией, поскольку он - смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не законченное полностью, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия.
Философия пытается найти ответы на «вечные» вопросы: о смысле бытия, о борьбе добра и зла, о познании мира.
В жизни отдельных людей и целых народов меняются жизненные ценности. И тогда снова начинается поиск ответов на «вечные» вопросы. Обсуждение этих вопросов об отношении человека к миру в целом в рамках особой духовной деятельности (рефлексия, осмысление) принято со времен античности называть философией.
«Философское отношение к жизни»- этоотношение через осмысление имеющихся форм культуры, (мораль, религию, искусство, науку). Это позиция некоторой отстраненности от повседневной жизни, это возможность посмотреть на мир и на себя в этом свете с точки зрения вечности.
Существуют следующие точки зрения на предмет философии:
1. Предмет философии отличается от предмета науки и других отраслей знания.
А) Для античных философов было характерно различать веру и философию, которая включала в себя знания о конкретных предметах и знания об общем. Аристотель, например, выделял три пласта знаний в философии: теоретическое (Математика, физика, метафизика); практическое (этика, экономика, политика); изобразительное знание (поэтика, риторика, искусство).
Б) В Новое время философия воспринималась как всё научное знание. Ф. Бэкон – физика, метафизика, медицина. Рене Декарт рассматривал философию как дерево: корни – метафизика, ствол – физика, ветви – медицина, механика, этика. Философия воспринималась как всё теоретическое знание, как преднаука, как фундамент наук.
В середине XIX века происходит становление современной системы научного знания. Знания человечества разделяется на естественные, общественно-экономичсекие, гуманитарные дисциплины. Происходит отделение философии от других наук.
В) На современном этапе предмет философии можно рассматривать как целостное отношение человека к миру.
Предметом философии является:
1) вся действительность, всё бытиё.
2) теоретическое знание о действительности
3) знание о всеобщем, углубление и дифференциация этого знание.
Кроме этой традиционной точки зрения существуют и другие:
2. Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета.
А) Философия не имеет самостоятельного предмета, поэтому можно считать предметом философии совокупность точек зрения философов.
Б) Философия - “ничья земля" между теологией и наукой (так трактовал философию английский философ Б. Рассел);
В) Философия - промежуточноеположение идей, этап в их развитии от теологического или фиктивного до научного или (это точка зрения родоначальника позитивизма О. Конта);
Г) Философия - всего лишь форма политической идеологии (видимость чего создавалась и в эпоху Просвещения, и – тем более в советскую эпоху) и т.д.
Основными аспектами философского знания являются взаимоотношения отношения человека и мира вне времени (т.е. существуют на всех этапах истории человечества и лежат в основе любого вида человеческой деятельности) и не изучаются другими науками. Это аспекты:
Онтологический (изучает бытие, отношение человека и мира)
Гносеологический (познание мира человеком)
Аксиологический (ценностный мир человека)
Праксиологический (практическая деятельность человека в мире)
Специфика философии, как науки. Функции философии.
Специфика философии, как науки состоит в том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления. Философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом.
В отличии от других наук, специализированных на конкретных вопросах (математических, исторических, экономических, педагогических), философия занимается универсальными, фундаментальными проблемами. По отношению к науке философия традиционно играет роль методологии познания.
Философия переводит в логичную, понятную форму суммарные результаты человеческого опыта.
Существует точка зрения, о том, что философия не может считаться наукой, поскольку она не обладает безличностью, объективностью, которые характерны для любого научного знания. Вопрос – спорный.
Философия объединяет ценности истины, добра и красоты в жизни человека.
Прогресс философских знаний в определенном смысле имеет место. (Вообще прогресс философских знаний – это описание приключений идей). Он принципиально отличается от прогресса в научном знании. Здесь нет наслаивания знаний. Есть углубление, приближение к истине. (истина где-то рядом, но как правило человеческой жизни не хватает, чтобы её поймать).
Философии как особому типу мировоззрения присущи только ей единственной функции, которых не имеют ни миф, ни религия, ни научный кругозор.
Функции философии.
Они совпадают с разделами философии. Это онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, антропологическая, праксиологическая.
1. Поскольку философия - это особенный тип мировоззрения, то ей присущи все мировоззренческие функции: познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая) и даже коммуникационная.
2. Методологическая функция состоит в определении способов достижения какой-либо цели.
3. Социальная функция – формирование гражданского самосознания.
«Философия есть понимание всего сущего как единого и внедрением этого понимания в художественный образ и моральное действие. Она является процессом отождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальной деятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческими качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрание фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм. Философствовать - это развивать в себе человека как стройную единую сущность"./Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии / /Философия и социология. М. 1965 Т. 1. С. 571-572.
Было дано определение философии, как целостного понимания отношения человека к миру. Развернутая система философского знания включает в себя следующие разделы.
1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos – бытие).
2. Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (антропос – человек).
3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.
4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.
5. Учение о природе ценностей – это аксиология.
Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно.
К комплексу общего философского знания примыкают:
1. Этика – учение о нравственности.
2. Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве.
3. Логика – учение о правилах мышления.
4. Религия.
Особая область – история философии. Большинство философских проблем рассматриваются в контексте предшествующего опыта их решения. В отдельные периоды истории разные разделы философии поочередно выходят на первый план.
В истории философии выделяются следующие этапы:
1. Философия Древнего Востока (Древние Индия и Китай)
2. Античная философия (Философия Древней Греции)
3. Средневековая философия (Философия Западной Европы V – XV вв.)
4. Философия эпохи Возрождения (Философия Западной Европы XVI в.)
5. Философия эпохи Просвещения (Философия Западной Европы XVII –XVIII вв).
6. Немецкая классическая философия (19 век.)
7. Русская философия 12 -20 вв.)
8. Современная западная философия (Западная Европа 20 в.)