Этика личной ответственности

В личном единстве с Богом Сократ обретает опору своим поступкам и судьбе в целом. Такая позиция переносит решение вопроса о благе всецело на почву личной ответственности. Последней нравственной инстанцией оказывается, по сути, "голос совести". В этом сила и риск сократовской позиции. Ибо никогда нельзя быть уверенным, что ты верно распознал "внушение свыше". Предоставляя личности свободу нравственного выбора, Сократ вместе с тем возлагает на нее все бремя моральной ответственности. Этим создается совершенно новая ситуация человеческого бытия, немыслимая в обществе, где господствовали родовые и общинные ценности.

КОНЧИНА СОКРАТА: ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ярче всего острота предложенного философом решения выразилась в смерти самого Сократа. Суть обвинений против мыслителя сводилась к тому, что он не соблюдал общепринятых устоев, доискиваясь собственным умом, "в чем состоит лучшее". Сократ посмел самочинно судить о том, чему благопристойному гражданину следовало лишь повиноваться. Он выказал величайшую дерзость, ответив на обвинение суда не защитительной речью, а притязанием на высшие общественные почести за свою деятельность. Сократ не оправдывался, а заявил свое право на награду, словно нарочно восстанавливая против себя судей. С судом он повел свой последний, удивительно откровенный диалог, заранее – как и в своих беседах, – готовый признать любой итог, к которому тот приведет.

Мыслитель сам произвел суд над собой. Свою деятельность он, несомненно, считал искренней и полезной. Весомой порукой тому были как ее изначальный импульс (изречение оракула), так и внушения божества, чей голос слышал афинский философ. Однако ощущение богоугодности деятельности не могло истребить в нем горечи ее плодов. Одних только имен Алкивиада и Крития хватило, чтобы навсегда обременить совесть. Именно он был их наставником, и как подлинно честный мыслитель не мог уклониться от ответственности за их деяния.

Спасти свою жизнь Сократу было, в общем-то, нетрудно. Для этого достало бы выказать раскаяние и покорность общему мнению. Была у него возможность уйти в изгнание или, что предлагали друзья, бежать из тюрьмы, уже будучи осужденным на смерть. Сократ остается, и это единственно возможный вывод из его философской позиции. Коль скоро вся полнота ответственности за нравственный выбор возложена на личность, то каким бы ни оказался этот выбор – истинным или ошибочным – последствия его необходимо принять на себя. Что и делает Сократ, не уклоняясь от казни и принимая ею на себя весь груз противоречивых результатов своей деятельности.

ДЛЯ КОГО ИСТИНА БОЛЬШЕ ЖИЗНИ

В своей смерти Сократ служит истине. Она оказывается сильнее инстинкта самосохранения, любви к близким, общей воли народа. Для кого подобное возможно? Разве для человека, родившегося на этой земле, воспитанного в семье и среди сограждан, всем образом жизни связанного с обычаями и нравами родной страны – разве для него возможно предпочтение истины, этой неуловимой и бесплотной сущности, всей полноте жизни, которая составляет его существо и человечность? Нет, такое возможно не для человека, а исключительно для разума. Только разум, чья природа духовна и свободна от земных привязанностей, может предпочесть истину – отечеству, путь познания – следованию общему установлению, радость знания – благосклонности сограждан.

Теперь, в заключение разговора о Сократе, мы можем определить, почему именно он стал воплощением духа философствования. В афинском философе, как ни в ком другом, ярко проявилось неуемное стремление мыслить и понимать, без которого нет философии. И, что не менее важно, он выразил мужественную готовность следовать своей мысли и вынести на себе все бремя ее результатов. В сократовской мысли важна не столько ее правота, сколько самостоятельность, честность и бескомпромиссность, которые только и делают процесс мышления совершающимся свободно и всерьез. Можно быть правым, пользуясь чужим мнением и не дав себе труда хоть над чем-нибудь задуматься. Можно, страстно желая понять и прикладывая к этому все силы духа, впасть в глубочайшее заблуждение, придти к беспомощному или нелепому взгляду. Качество разума определяется не этим. Единственный критерий его – готовность к поиску истины и способность идти в этом поиске до конца. Ведь без личной ответственности за мысль тоже нет философии.

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Со смертью основоположника моральной философии не прерывается заложенная им интеллектуальная традиция. Сократа слушало множество людей. Среди его друзей, учеников и собеседников оказалось немало лиц, сыгравших выдающуюся – иногда благодатную, иногда зловещую – роль в истории Эллады и античной культуры. В их числе мы находим непобедимого полководца, едва ли не самого знаменитого человека своего времени Алкивиада, ставшего величайшей надеждой и величайшим бедствием родных Афин. Мы видим здесь великого драматурга Еврипида и замечательного писателя Ксенофонта, моралиста и историка. В этом же ряду – Фразимах и Критий, два будущих вождя Тридцати тиранов, жестоко и разнузданно правивших Афинами после Пелопоннесской войны. Самым выдающимся среди учеников Сократа является Платон, о котором речь пойдет ниже. Другими его последователями было создано несколько философских школ. Главные среди них: киники, киренаики и мегарики.

КИНИКИ

Наши рекомендации