Глава 4 классификация наук
Наука не представляет собой единого целого, она представляет собой переплетающийся и наслаивающийся друг на друга ряд регионов научного исследования. Как писал, в частности, Э. Гуссерль в «Логических исследованиях»: «Царство истины объективно делится на области, и исследования должны вестись и группироваться в науке сообразно этим объективным единствам» (Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления.. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. С.16)
Прежде всего, это регионы естественнонаучного и гуманитарного знания. Научные дисциплины возникали неодновременно, одни прошли достаточно долгий путь, другие только возникают.
Как правильно подчеркивает В.В Ильин: «Наука функционирует в культуре не в виде однородного целого, а в виде обособленных систем знания, характеризующихся разной степенью зрелости. Последнее рождает гносеологическую расслоенность науки, побуждает расценивать отдельные науки (теории) в качестве эталонных» (Ильин В.В. Критерии научности знания. М.: «Высшая школа» 1989 с.5)
Вообще, если вспомнить Габриэля Тарда, то он верно подметил о том, что видимая упорядоченность областей исследования – это не соответствующее реальности разделение, а разделение, которое сформировалось в недрах человеческой культуры, реальность же состоит в полном хаосе и взаимозависимости всех явлений: «Первые пастухи, которые стали наблюдать звездное небо, первые земледельцы, пытавшиеся проникнуть в тайны растительного мира, вероятно, получали подобное же впечатление о полном хаосе… Мысль – свести все представления о небе и лесе к небольшому числу понятий, логически связанных между собой именем астрономии и биологии, эта мысль, если бы она могла явиться, была бы в их глазах верхом нелепости» (Тард Г. Социальные законы. Личное творчество среди законов природы и общества. Спб., 1906 с.12)
Тривиум и квадриум.
Одном из типичных классификаций в средневековье представлена Домиником Гундисальви (XIIв.). Он классифицирует науки в следующем порядке : естественная наука, математика, теология, грамматика, поэтика, риторика, логика, медицина, арифметика, музыка, геометрия, оптика, астрология, астрономия, наука о весах и механические искусства.
Классификация у Ф. Бэкона.
Бэкон в основу своей классификации берет различие видов духовной деятельности. По его мнению, мы познаем мир при помощи памяти, фантазии и рассудка. На основе этого мы соответственно имеем три группы наук: историю, поэзию и философию. Историю он делит на историю природы и историю человека. Поэзию на эпическую, драматическую и аллегорически-дидактическую. Философия занимается изучением Бога, человека и природы. Первой философией он считает ту, которая занимается проблемами познания.
Классификация у О. Конта.
Конт отвергает классификацию наук Бэкона. При классификации он использует три принципа: от простоого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому. Основная классификация Конта выглядит так: математика, астронимия, физика, химия, физиология, социальная физика (социология), мораль.
Классификация у Г. Спенсера.
Спенсер разделил науки на два вида: науки абстрактные- логика и математика; науки, изучающие сами явления, которые он делит на две группы: абстрактно-конкретные- механика, физика, химия и т.д.; конкретные – астрономия, геология, биология, психология, социология и т.д.
Классификация у Ф. Энгельса.
Классификация Г. Риккерта.
(Это набросок: Различие между естественными и гуманитарными науками в основном было навеяно важным для истории культуры противопоставлением, сутью его состоит в том , что в «обыгрывалось» соотношение – между идеями Просвещения, построенными на принципах естественных наук, и во время Рестапврации интересу к историческому познанию. В позитивистский период наблюдался синтез этого противостояния, во времена неокантианства опять назревает это противостояние обыгрываясь в иной форме)
М. Хайдеггер, к примеру, пишет во многом правильно, что «все гуманитарные науки и все науки о жизни именно для того, чтобы остаться строгими, должны непременно быть неточными. Конечно, жизнь тоже можно охватить как величину движения в пространстве и времени, но тогда нами схвачена уже не жизнь» (Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика. 1993.с.44). конечно, тут Хайдеггер несколько «передергивает» – в принципе ничего страшного, что фундаментальные категории человеческого понимания мира – пространство и время, используются в гуманитарном исследовании. Вопрос в другом- в каком качестве они используются, как понимаются.
Конечно, прельщает установить четкое различие между гуманитарным и естественнонаучным знанием, но реальность синергична, а потому представляет из себя многообразие частично организованных систем, взаимопроникающих и конкурирующих друг с другом.
Степин: «Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объекты – предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества, знаковые объекты, функционирующие в качестве феноменов культуры, и т.д., - постольку все они могут стать предметами научного исследования» ( Т.зн. с.40)
Как пишет В.С. Степин: «Наука в человеческой деятельности выделяет только её предметную структуру и все рассматривает сквозь призму этой структуры. Как царь Мидас из известной древней легенды – к чему бы ни прикасался, все обращалось в золото, - так и наука, к чему бы она ни при прикоснулось, - все для нее предмет, который живет, функционирует и развивается по объективным законам» (Степин В.С. Теоретическое знание. с.41)