С) Философия Возрождения
Тема 4.
Этапы развития мировой философской мысли.
a) Протофилософия и Античная философия.
b) Средневековая философия.
c) Философия Возрождения
d) Философия Нового Времени
e) Немецкая Классическая философия
f) Философия промышленной философии.
g) Тенденции Философии ХХ века.
В качестве некой путеводной нити, для первого знакомство с историей философии стоит выделить классические этапы развития философии, с обозначением ключевых персоналий и основных философских достижений. Данные даны в неком формате «Яичницы пана Володыевского». Однако дабы упростить работу студентов, на первых порах можно сичтать данную главу как кратчайшим спраочником/, своеобразной схемой развития философии. Имея на руках нижепредсталенный текст будет легче осваивать остальные главы курса и «утрясать» в мозгах отсылки к философам и к спецификам их языков, которые представлены в дальнейших темах.
Другими словами данный материал предназначен для систематического обращения и возвращения на всех этапах лекционного курса, а особенно курса семинарского, он позволит вам быстро ориентироваться в море историко-философских фактов и находить нужные острова информации.
A) Протофилософия и Античная философия.
Протофилософия (примерно 7 в. до н.э.) География: Индия, Китай Эллада. Имена: Будда, Конфуций, Гомер, Гесиод. Попытка философского осмысления ключевых проблем бытия: для Индии «Жизнь и Смерть», для Китая «Человек и государство», для Греции «Хаос и Порядок». Протофилософия Индии трансформировалась в религиозные искания, протофилософия Китая в теорию государства и права. Только в Элладе протофилософия сумела проявить себя именно как философское мировоззрение.
Античная философия (примерно 6 в до н.э – 5 в. н.э.). Сложный этап который имеет несколько под этапов. Натурфилософия (Фалес, Анаксеманд, Анаксимен, Левкипп, Демокрит, Парменид Гераклит). Поиск единого элемента – основы мира, то что неизменно присутствует во всем материальнои и идеальном мире. Решение проблемы движения, формулировка понтия пространства, время, бытия, небытия. Софистика (Протагор). Рациональное освоение возможностей человечческого разума, сомнение во всем как принцип жизни. Единственное не подвергаемое сомнению качество человека: тщеславие. Приницп жизни: слава и карьера. Расцвет древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель). Создание концепция бытия мира. Широкие интеллектуальные полотна систематизирующие все пространство вокруг человека и мир его мыслей, идей, души. Появление первых философских школ: сократиков, академия, лицея, мегариков, киников и т.д. Философия становится неотъемлемым элементом образования. Появляеются центры подготовки профессиональных философов. Философия Эллинизма (Диоген Синопский, Критий Кипрский, Сфер Боспорский, Эпикур). Дотошное, тщательное изучение отдельных сторон человеческого бытия и всего того что с ним связанно: от вопросов совести до роли глаголов в политических речах. Основное внимание на изучение логики и проблем этики. Акцент на практическое применение теоретических изысканий. Философия Древнего Рима (Цицерон, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий). Усиленные философско-правовые изыскания, размышление о долге и морали, свободе и госдарстве, совесте и власти. Закат Античной философии (Плотин, Боэций). Усиленная работа над вопросам метафизики, поиск всеобщности и универсальности бытия мира и бытия человека.
B) Средневековая философия
Примерно 5 в. – 14 в. Философия развивалась как в исламских станах, так и христианских. Как в католических странах Запада так и православных странах Востока. Осознавая этот факт, но учитывая необходимость упрощения классификаций ниже будем говорить только о христианской философии, преимущественно католических стран Запада. Патристика (Аврелий Августин, Иоан Дамаскин, Ориегена) – учение отцов церкви, признаваемых как иерархами Православия так и католицизма. Систематизация языческой философии и выделение в ней тех элементов которые служат во славу христианства. Фактическое огранение языческого алмаза в сияющия яркими бликами бриллиант христианства. Создание догматики средневекой философии и формирование ключевых философских проблемм на столетия вперед. Схоластика (Ансельм Кентеберийский, Бонавентура, У. Оккам, Пьер Абельяр, Фома Аквинский). Активные изыскания по поиску рационального обоснования существование ирационального (сколько ангелов поместятся на кончике иглы? Как можно доказать бытие бога? Реальные вещи существуют сами по себе или они имеют дубликат в мире идеальном, например в мире понятий? Бог это предметная личность или обобщенный принцип мира?). Активное коментирование трудов античности и их подробнейшие конспекты. Осмысление наиболее ярких достижений античной философии.
с) Философия Возрождения
Примерно 14 в. – 16 в. Основная интрига философских поисков анализ конечного и бесконечного, прекрасного и безобразного. Леб мотив эпохи: Антропоцентризм как основа осмысления мира. Личное «Я» не знающее границ и ограничений. Как таковых этапов период не имеет, он являет собой смесь школ и направлений, которые активно функционировали во все время его существования. Гуманизм (Данте, Петрарка) «реабелитация» мира человека с его земными проблемами и конкретными задачами. Неоплатонизм (Н. Кузанский, Пикко делла Мирандола). Мысль о том, что Христос есть свернутое состояние человечности, а природа – развернутое состояние бога. Теоретическое обоснование безграничных возможностей человеческой личности. Введение в оборот новых, ранее неизвестных философских текстов античности и арабского средневековья. Пантеизм (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей). Опираясь на достижения естественных наук философы разрывают с догматами христианской мысли манифистируя о суверинитете философии. Происходит это через формирование новой картины мира принципиально отличной от теоцентричной картины эпохи Средневековья. Яркие попытки заменить умозрительную методологию (300 страниц размышлений по вопросу: «Есть ли глаза у крота»), на практическую методологию (10 страничное описание поиска крота и его тщательного осмотра на предмет поиска наличия глаз). Социально-политическая философия (Э. Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень). Методологическое разделение этики и политики, морали и власти. Обоснование тезиса о доминанте эффективности политики по отношению к моральности политического процесса. Попытка расмотреть функционирование общества как самоорганизующийся системы с логически проверяемыми факторами и условиями. Мсштабное формирование системы индивидуализма, покоящееся на двух китах: себялюбении и частной собственности.