Динамические модели знания
Само заключение или оценка того или иного явления зависит не от какой-то константной системы заданных постулатов и правил – эти правила и постулаты сами меняются.
Более того, не существует повторяемых явлений, невозможно задать четкого закона явлений, ибо сама закономерность явлений меняется, она в ином промежутке времени имеет лишь похожий характер, на то, что было ранее.
Интересны в этом отношении тезисы к несозданному исследованию о природе исторического мышления выдающегося отечественного историка А.И. Неусыхина (1898-1969). Вот что в он писал в них в 1931 году: «Историческое мышление есть особый тип научно-философского мышления, являющийся продуктом понимания различных исторических образований во всей их конкретности, т.е. в их своеобразии и общности одновременно. При этом историческое мышление возникает там, где эти образования (в которых общее нерасторжимо переплетено с частным, повторяющееся с неповторяемым, родовое и типическое с индивидуальным и своеобразным и т.д.) рассматриваются как живые, подвижные и движущиеся вечно …звенья единой цепи (или нескольких единичных цепей – все равно!)» (Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. Избранные труды. М., 1974. С.503)
И далее он пишет об историческом мышлении: «Оно – подвижная система, вечно меняющаяся сеть для уловления чередующихся конкретностей, с одной стороны, и установления общих перспектив – с другой» (Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. Избранные труды. М., 1974. С.504).
1. КАТАСТРОФИЗМ
Концепция Кювье инициировала накопление фактов о наличии в прошлом животных и растительных видов, кардинально отличающихся от современных.
2. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
ГЕОЛОГИЗМ
Принцип «актуализма-униформизма» был дан Ч.Лайелем. Он считал, что силы, которые действуют сейчас при формировании земного ландшафта таковы же, каковы они были в далеком прошлом. «Градуализм» – единообразие скорости изменения.
СТРАТИГРАФИЯ
Основы стратиграфии были даны Николаем Стеноном (1638-1687). Опубликованные в 1669 г. выводы стали фундаментом геологии. Это стратиграфический закон о возрастной последовательности первичного горизонтального напластования отложений. Это геотектонический закон – о вторичном нарушении горизонтального напластования.
Концепция фаций была дана Грессли (1838). Фация – это единица ландшафта, образованная осадочными породами, которая на всем протяжении обладает одинаковым литологическим составом и заключающий одинаковую фауну и флору. Совокупность животных и растений, связанных с фацией называется биоценозом, совокупность физико-географических условий – биотопом. Есть более «масштабные» объединения. Это сервия – комплекс фаций постепенно переходящих друг в друга и образующих единое целое. А также есть нимия – комплекс сервий, постепенно переходящих друг в друга и образующих целые географические области.
ЛАМАРКИЗМ
ДАРВИНИЗМ
Как известно, идеи эволюционизма получили повсеместное распространение во второй половине XIX века со времен выхода работ Лайеля, Дарвина и Уоллеса. Наиболее ярким представителем эволюционизма в новоевропейской философии является Г. Спенсер (1820-1903). Хотя эволюционизмом проникнуты все космогонические сюжеты мифов и ранних натурфилософских концепций. Для Г. Спенсера эволюция имела универсальный характер, которая объясняла все природные и социокультурные процессы.
Эволюционизм – это основной «архетип» менталитета, который стал довлеющим в европейской культуре во второй половине XIX века. Принципы эволюционизма были заложены уже в констатации необратимости физических процессов, которые были высказаны Сади Карно и получили воплощение во втором начале термодинамики, который содержит утверждение о том, что Вселенная идет по пути к рассеяния энергии. В связи с этим В. Томпсон выдвинул в 1852 году положение о «тепловой смерти» Вселенной. Но, этот принцип, с одной стороны, задает вектор не эволюции, а, вернее диссолюции.
В качестве же фундаментального принцип эволюционизма получил разработку в сфере биологии со времен Ч. Дарвина. Но с этих времен он так и не получил распространения в качестве общенаучного принципа. Этот принцип эволюционизма несовместим с вторым началом термодинамики. Если биологи
Как известно, сама Вселенная может быть представлена как эволюционирующая, которая возникла примерно 20 млрд. лет тому назад из сингулярной точки. К этой картине «расширяющейся Вселенной» вполне применимы принципы эволюционизма.
Английский ученый и философ Джулиан Хаксли (1887-1975) – эволюция как религия.
Тейяр де Шарден
Одним из известных современных представителей эволюционизма является академик Н.Н. Моисеев, который следует идеям универсального эволюционизма, стремясь воссоздать единую картину развития Вселенной.
ИСТОРИЦИЗМ
После распада христианской картины истории не произошло возникновение нового понимания исторического процесса сразу. После последнего представителя христианского провиденциализма Боссюэ, который изложил в своем «Рассуждении о всемирной истории» классическую схему христианского видения истории, обозначился переход к неисторическому механистическому мышлению. Тем не менее уже во последней трети семнадцатого века обозначились общие очертания исторического секуляризованного мышления, формирование теории прогресса, которую можно связать с одним из центральных проблем европейской культуры на рубеже между семнадцатым и восемнадцатым столетием - «Спором о древних и новых». Можно согласиться с О. Контом, который утверждает, «…что идея прогресса как нечто необходимое и определенное начала приобретать философское содержание и действительно привлекла к себе общественное внимание только после знаменитого «Спора между древними и новыми», с которыми с таким блеском открылся новый век. Этот спор, значение которого до сих пор не было достаточно оценено, являет собой, в моих глазах, настоящее событие, подготовленное всеобщей историей человеческого разума, впервые осмелившегося заявить, что он существенно продвинулся вперед» (Comte A. Course de philosophie positive, vol.4, p.1 Paris, 1839, p.234-235). Условно началом можно считать 27 января 1687 год, когда член Французской академии Шарль Перро (1628-1703) на заседании Французской академии прочел свою поэму «Век Людовика Великого», в которой Ш.Перро, сравнивая век Августа с веком Людовика, утверждает преимущество последнего.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Сутью философии как традициологии является история человеческой культуры. Здесь можно полностью согласиться с Б. Кроче, который писал: «Философия… не может быть ничем иным, как методологическим моментом Историографии, разъяснением основных категорий исторического суждения или основных понятий исторического толкования» (Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998.С.91)
3. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОЗНАНИЯ
ПОЗНАНИЕ ПРОШЛОГО
Е.П. Никитин (1966) вводит понятие «ретросказание», и «глубину ретросказания».
АРХЕОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ М.ФУКО
ГЕОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ