Индуктивный метод Бэкона
В средние века Бога также рассматривали как Трансцендентальную сущность, однако в эпоху Ренессанса философы постепенно утратили восприятие трансцендентного представления о Боге. Появилась пантеистическая философия, в которой Бог растворялся в Природе, был тождествен с нею. Более того, философия превратилась в методику изучения Природы. Видным представителем этого направления был Фрэнсис Бэкон (1561—1626).
Согласно Бэкону, предыдущие исследования, основанные на метафизике, были “стерильны, подобно девственнице, посвятившей себя Богу, и ничего не создали” главным образом потому, что пользовались методом Аристотеля.
Аристотелева логика была методом, позволявшим строить логические доказательства. С помощью такой логики можно убедить другого, однако с ее помощью невозможно найти истину в природе. Таким образом, Бэкон отстаивал индуктивный метод как логический инструмент в поисках новой истины. Он назвал свой трактат по логике “Новый Органон” в противовес “Органону” Аристотеля.
Считая, что традиционные учения представляют собой не что иное, как логические аргументы, основанные на совершенно пустых словах, Бэкон утверждал, что для получения достоверного знания мы сначала должны устранить предрассудки, которым подвержены, а затем исследовать непосредственно саму природу. Такими предрассудками являются четыре “идола” (см. раздел “Эпистемология”). После устранения упомянутых “идолов” мы наблюдаем за природой, проводим эксперименты и на этой основе находим универсальные сущности, заключенные в недрах индивидуальных явлений.
Традиционные индуктивные методы ставили своей целью из небольшого количества наблюдений и экспериментов выводить общие законы, тогда как Бэкон пытался создать подлинно индуктивный метод, позволяющий получать достоверные знания на основе возможно большего числа фактов, а также придания серьезного значения отрицательным результатам.
Методическое сомнение Декарта
Вследствие значительных успехов, достигнутых естественными науками со времен эпохи Ренессанса, философы XVII в. абсолютизировали механистический подход к Природе как единственно верный и старались не противоречить ему. Рационалисты предприняли попытки создания фундамента для механистических взглядов на природу с более основательной точки зрения. Родоначальником рационализма был Рене Декарт (1596—1650).
Декарт считал, что единственно верным методом является математика, при этом, как и в математике, он сначала искал интуитивную истину, очевидную для каждого, затем, основываясь на ней, стремился дедуктивным путем найти новую достоверную истину.
Таким образом возник вопрос о том, как обнаруживать интуитивную истину, которая может стать отправной точкой философии. Метод Декарта заключался в том, чтобы проявить максимум сомнений при поиске абсолютно надежной истины, которая затем могла бы стать принципиальным основанием всякого знания. Сомневаясь во всем, он, однако, заметил, что не может сомневаться в том, что, сомневаясь, существует. Декарт сформулировал это известным высказыванием: “Мыслю, следовательно, существую” (Сogito ergo sum). Затем он задался вопросом, почему это высказывание является верным без доказательства, и ответил, что оно не нуждается в доказательствах благодаря своей ясности и четкости. Из этого он вывел общее правило: “Вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и очень четко, — истинны”.
Сомнения Декарта существуют не ради сомнений, а во имя открытия истины. Это так называемое методическое сомнение. Декарт стремился получать достоверные знания, используя математические методы, основанные на аксиомах, интуитивно воспринимающихся как ясные и четкие, с помощью которых доказывают различные высказывания.
Эмпиризм Юма
В противоположность рационализму, одним из представителей которого был Декарт, эмпиризм, разработанный главным образом в Великобритании, занял позицию, для которой характерно стремление объяснить духовные явления, основываясь на естественных законах, открытых эмпирическим путем.
Чтобы найти завершенную систему наук, Давид Юм (1711—1776) объективно проанализировал мыслительные процессы человеческого разума, используя новый метод поиска истины. Путем поиска неизменных естественных законов, присущих человеческому разуму, Юм пытался уяснить основания всех наук, в которые вовлечен разум человека.
Юм анализировал идеи, являющиеся элементами человеческого разума. Согласно Юму, существуют следующие три принципа ассоциации между собой простых идей: сходство, близость во времени и пространстве, причинно-следственные связи. Среди названных трех принципов сходство и близость идей во времени и пространстве он относил к достоверному знанию, тогда как причинно-следственные связи считал просто субъективной верой.
В результате эмпиризм Юма превратился в скептицизм, согласно которому, объективное знание не может быть получено даже посредством индуктивных умозаключений, основанных на опыте и наблюдениях. Он пришел к отрицанию всех форм метафизики и даже естественные науки считал ненадежными.