Индуктивный метод Ф.Бэкона.

Доктрину "естественной" философии, базирующейся на опытном познании, представил Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Главным делом философа становится критика традиционного познания и обоснования нового метода познания природы вещей. Что препятствует успешному познанию природы? Основная причина – это господство над сознанием людей так называемых «идолов». Он выделяет 4 основных вида: идолы рода, пещеры, рынка и театра. «Идолы рода» - это предрассудки человеческого ума, возникающие из смешения природы человека с природой вещей. «Идолы пещеры» - это предрассудки индивидуального положения человека в мире. «Идолы рынка» - заблуждения, возникающие при использовании слов с уже готовым значением. «Идолы театра» - заблуждения, возникшие из подчинения авторитету (например, великих людей).

"Истина - дочь Времени, а не Авторитета"

Метод индукции - это логический переход знания частного к знанию общего. Это метод, позволяющий разуму человека анализировать природу, открывать присущие ей общие свойства и законы.

"Знание - Сила".

Он выделял три типа ученых: один занимается умозрительными построениями ("паук"), другой - собирает в одну кучу без систематизации различные знания ("муравей"), третий систематизирует результаты наблюдений и опыта ("пчела"). Истинному познанию бытия мешают присущие человечеству предвзятые идеи, ложные представления , обусловленные четырьмя причинами: несовершенством органов чувств человека, привычной к поклонению авторитетам, неправильным употреблением слов, традиционными учениями.

3. Рационалистическое направление: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В. Лейбниц.

Рационалистические традиции в философии 17 в. были представлены Рене Декартом, Бенедиктом Спинозой, Готфридом Вильгельмом Лейбницем.

Рене Декарт (1596-1650)

Р. Декарт опирался на метод универсального сомнения, основанного на разумном скептицизме. Сомневающийся человек всегда мыслит, а если мыслит, значит существует. Отсюда знаменитое заключение Декарта "Я мыслю, следовательно, существую"("cogito ergo sum").

"Рассуждения о методе"

В отличие от Бэкона, который опирался на опытно-индуктивные исследования, на опыт и наблюдение, Декарт обращался к разуму и самосознанию, а свою методологию ориентировал на математику. У Декарта этот метод носит название "универсальной математики", поскольку математика является образцом строгого и точного знания, которому должна подражать и философия, чтобы стать самой достоверной из наук.

Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы.

Следовательно, главную роль в познании играет дедукция (от общего к частному). Согласно декартовскому рационализму решающим свидетельством истинности теории является ее внутренняя логичность и очевидность, а логическими признаками достоверного знания являются всеобщность и необходимость. Достоверное знание не может быть выведено из опыта и его обобщений. Оно может быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.

Р. Декарт занимался исследованием методов познания. Он сформулировал четыре правила, которые обеспечивают истинные результаты в познании: правило очевидности (не принимать ничего на веру), правило разделения (разделять каждую проблему на столько частей, сколько возможно для её наилучшего разрешения), правило усложнения (располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с простейших, восходить к более сложным) и правило систематизации (делать всюду настолько полные обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено). Можно сказать, что рационалистический метод Декарта представляет собой философское осмысление методологии математика.

4. Сенсуалистическое направление и его критика: Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм.

Спор между рационализмом, эмпиризмом и сенсуализмом в XVII – начале XVIII вв. был продожен в работах английских мыслителей: Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма.

Английский философ-просветитель и политический деятель Джон Локк (1632 – 1704). родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Закончил колледж в Оксфорде, в котором затем преподавал. Занимался химией, медициной.

Дж. Локк сформулировал основы эмпиризма, разработав сенсуалистическую ( от лат. sensus – чувство, ощущение) теорию познания. В своей основной работе «Опыт о человеческом разуме» Локк ставит главной целью исследовать человеческий разум, его способности, функции и пределы. Локк различал два вида опыта: внутренний и внешний. Внутренний опыт – это познание внутреннего мира человека. Внешний опыт – это наши ощущения. Внутренний опыт более достоверен, чем внешний. Создаёт теорию о первичных и вторичных качествах вещей. Первичные качества – это математические и пространственно-временные характеристики: фигура, величина, положение, движение, а вторичные – это цвет, вкус, запах. Философия Дж. Локка занимает промежуточное положение между материализмом и идеализмом

С резкой критикой материалистического сенсуализма Дж. Локка выступил английский мыслитель и епископ Джорж Беркли (1684-1753). Родился в Ирландии, закончил университет в Дублине. По окончании учебы становится учителем теологии. Путешествовал по Европе, Северной Америке. В последние годы был епископом в Ирландии.

В философии Д. Беркли вообще нет понятия материи. Он доказывает, что это понятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеи и наши ощущения. Да, вокруг нас существует реально множество вещей, растений животных, но все они, утверждает Д.Беркли, представляют не материю, а всего лишь комбинации наших ощущений. Возьмем яблоко, рассуждал Д.Беркли. Оно румяно, сладко (кисло), сочно и т.д. Давайте уберем эти качества. Что останется? Ничего, считает он, ибо “румяно”, “сладко”, “сочно” и т.д. – это всего лишь наши ощущения. Таким образом любая вещь – это та или иная идея (от бога), существующая для нас в ощущениях. Поскольку мир, по Беркли, не есть нечто объективное (существующее реально вне нас и независимо от нас), не материя, поскольку все вещи теперь предстают как комплексы ощущений, причем наших ощущений, постольку философские идеи Д.Беркли были определены в научном мире как “субъективный идеализм”. Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы стать популярной.

С преобразованием субъективно-идеалистической теории познания Дж. Беркли в агностицизма (а – отрицание, гносис – знание) выступил английский философ Дэвид Юм (1711-1776).

Вывод:

Общим для мыслителей Нового времени была проблема достоверности знания. Философы не признавали в качестве истины авторитет. (только авторитет Свещенного писания в делах веры можно признавать как истину). Рационалистический метод Декарта в процессе постижения истины концентрировал внимание на деятельности человеческого ума. Ему противопоставлялся метод эмпиризма Бэкона, основанный на чисто опытном выведении аксиом знания.

Таким образом, рационализм и эмпиризм выступают как главные альтернативные позиции в философии Нового времени.Социально-политические концепции в философии Нового времени представлены идеями Д.Локка: “естественное право” с его принципами, правовое равенство индивидов и др., Томаса Гоббса (1588 – 1679) разработал теорию о договорном происхождении государства.

Контрольные вопросы:

1. Какое влияние оказала научная революция XVII в. на проблематику философии Нового времени?

2. В чем новизна и особенности философии Нового времени, каковы её основные направления?

3. Объясните значение терминов «эмпиризм» и «рационализм». Назовите представителей этих направлений.

4. Сравните учения о субстанции Б.Спинозы Г. Лейбница.

5. В чем проявился агностицизм Д. Юма?

Лекция № 7. Тема: ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (на примере французского Просвещения).

Литература:

1. Вольтер. Философские сочинения. – М., 2013.

2. Кузнецов В.Н.Мееровский В.В., Гладков А.Ф. Западноевропейская философия XVIII столетия. – М., 2012.

3. Момджан 3. Н. Французское Просвещение XVIII века. Очерки. – М., 2014.

Наши рекомендации