Эрнст Кассирер о происхождении и сущности мифа, его соотношении с религией, наукой и искусством (по работе «Эссе о человеке»)
Кассирер Эрнст (1874 – 1945), немецкий философ-идеалист, младший представитель Марбургской школы, неокантианства. Профессор (1919—33) и ректор (1930—33) Гамбургского университета.
Основные труды: «Философия символических форм», «Познание и действительность», «Эссе о человеке».
Главный труд: «Философия символических форм» (в 3 т). Посвящен анализу языка, мифа, религии, научного познания.
Развивал и дополнял идеи Баденской школы
Использует идеи Дюркгейма, леви Брюля, Отто, Малиновского.
Ø Метод исследования – научный, эволюционный (миф рассматривает в динамике, религию – в эволюции), с опорой на исследователей мифа, таких как Малиновский.
Ø Философия символических форм: сознание обладает символической функцией, создаёт знаки (у Бергсона это мифообразующая, сочинительская функция, Кассирер также употребляет понятие мифотворческой функции).
v Человек - «животное, созидающее символы».
v Символическая функция проявляется в формах культуры – в мифах, литературе и т.п.
Разнообразные сферы культуры, называемые К. «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука), рассматриваются им как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования.
v Вся культура выражается в творении определённых символических форм, идеальных образных миров.
v В рамках философии культуры не ставятся эти вопросы – здесь исследуется не предметное содержание, а форма мифологического воображения и религиозного мышления.
Ø Миф нетеоретичен, игнорирует и отрицает фундаментальные категории мышления.
v Философия пыталась найти умопостигаемое значение мифов – отсюда техника аллегорической интерпретации (стоики, Бэкон).
v Попытки объяснить миф аллегорически терпят поражения, так как игнорируют мифологическое переживание. Основание мифа является не мышление, а чувство. Связность здесь зависит больше от единства чувств, чем от логических правил. Взгляд на жизнь здесь синтетический, а не аналитический. Для первобытного мышления характерно общее чувство жизни, но не логика. Взгляд на природу первобтыного человека не теоретический или практический, а полный сопереживания.
v С точки зрения современных подходов, миф - это вымысел, однако не сознательный, а бессознательный.
v Миф сочетает в себе теоретический элемент и элемент художественного творчества. Он схож с поэзией. Древний миф – масса, из которой выросла поэзия. Мысль мифотворца – прообраз поэтической мысли, а мысль поэта остается мифотворческой.
v Анализ мифа может осуществляться в двух направлениях: можно применить объективный и субъективный методы.
§ В первом случае можно попытаться классифицировать объекты мифологической мысли
§ Во втором — классифицировать ее мотивы.
Чем дальше идёт процесс упрощения – тем совершеннее теория. Цель – достичь одного-единственного объекта или одного простого мотива, которые вмещают все другие.
Ø Миф имеет двойное лицо. С одной стороны, он показывает коцептуальную структуру, с другой – перцептивную. Миф зависит от формы восприятия. Нужно вернуться к форме архаического восприятия, для того, чтобы понять особенность мифологического мышления.
v Миф – не нагромождение неорганизованных спутанных идей, он зависит от определенного способа восприятия. Мифологический мир гораздо более текуч и расплывчат, чем наш теоретический мир вещей и свойств, субстанций и акциденций. Посредством мифа изначально воспринимаются не объективные, а физиогномические черты. Мир мифа – это драматический мир, поступков, деяний, противоборствующих сил. В каждом явлении он видит столкновение этих сил. Оно наполнено эмоциональными качествами. Все усилия научного мировоззрения, направлены на то, чтобы изничтожить подобный взгляд на вещи.
v Хаос благодаря мифу превращается в космос. Общество существует благодаря тому, что существует мифология и религия. У общества – религиозно-мифологическое происхождение, т.к. религия и миф формирует родовое сознание, социальную организацию рода. К. критикует Дюркгейма за обратную концепцию – социальное происхождение мифологии.
v Миф – не система догматических верований. Он выражает себя в поступках, а не в образах и представлениях в большей степени.
v Мифологическое мышление слабо различает (либо не различает) предмет и его знак, материальный субстрат и значение, вещь и образ, актуальное восприятие и представление, желание и его исполнение, сновидение и событийный ряд в бодрствовании.
v В неразличении знака и предмета исток магии слова, магии языка.
Миф и религия
Ø Миф и религия наименее всего поддаются простому логическому анализу. На первый взгляд кажется, что миф – это бессмысленный хаос, «поэзия без рифмы и рассудка», а религия – загадка. Она полна теоретический антиномий и этических противоречий.
Ø Миф – это плод эмоций. Миф и первобытная религия отрицают возможность смерти. Основа религии даже не страх смерти, а чувство солидарности, уверенность в нерушимом и непрерывном единстве жизни.
Ø В развитии человеческой культуры невозможно чётко обозначить, где начинается религия, а где кончается миф. Религия пронизана мифологическими элементами. Миф в самых незрелых и зачаточных формах, содержит молитвы, которые предвосхищают более поздние религиозные идеалы. Миф – потенциальная религия. Но не внезапный кризис мышления и не революция чувств, ведут от одной ступени к другой.
Ø Религия возникает в рамках мифологии, а потому религиозное мышление имеет сходство с мифологическим мышлением.
Миф с самого начала есть в то же время и потенциальная Р. Внутри мифологии имеется не только вера в существовании персонажей мифов, но и поклонение им.
Определение религии.
Ø Религия есть символическое выражение наших высших этических идеалов.
v Функции первобытной религии:
теоретическая и практическая, т.к. содержала в себе космологический и антропологический ответы на вопросы о происхождении мира и человеческого общества, человеческих обязанностей.
Ø «Религия, следовательно, это своего рода логика абсурда — так только и можно схватить абсурдность, внутреннюю противоречивость, химерическое бытие человека».
«Конечно, ничто не может поразить нас сильнее, чем это учение; и однако же без этой тайны, самой непостижимой из всех, мы непонятны самим себе.
Ø Религия – априорная символическая форма культуры, осуществляющая коммуникацию чувств посредством культовых действий.
Ø Культ – активное отношение человека к своим богам.
Ø Идея единства. Религия одна, она едина, но выражается в огромном количестве форм. Во множестве религии обнаруживается сущность религии как таковая – специфическая форма религиозного чувства. Развитие мифологического мышления и переход к религии – у человека появляется ощущение индивидуального.
Ø Все высшие этические религии имеют перед собой одну задачу – они облегчают гнёт системы запретов, вскрывая глубокий смысл религиозной обязанности, выражая положительный идеал человеческой свободы.
Ø Функция символа в религии: расщепление и воссоздание единства реальности в символических образах. Реальные и идеальные предметы разделены на 2 противоположные группы – профанные и священные (идея Дюркгейма).
Ø В религии истина опосредуется верой.
Ø Ядром религии является вера в существование потусторонних сил.
Ø Законы развития религии:
v Гуманизация богов
v Индивидуализация религии
v Наполнение религии нравственными элементами
v Постепенный переход от примитивных форм к более высоким
v Переход к высшим, в том числе к монотеистическим, религиям
Ø элементы культуры: язык, миф, религия, искусство, нравственность, наука.
Ø Язык, миф, искусство, религия — части универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть.
Ø Различия между мифом и искусством: эстетическое созерцание безразлично к существованию или несуществоанию объекта, что абсолютно чуждо мифическому воображению. М.В. всегда присущ акт веры. Без веры в существоние реальных объектов миф бы утратил свою основу.
Ø Как миф, так и наука занимаются поиском реальности. Это подчеркивал Фрезер. Он говорил, что чёткой грани между магией и наукой не существует. Магия научна по своей цели. Магия есть вера в скрытый, но реальный, устойчивый порядок и единообразие природы. Но в «наше время» признание за магией и мифом только объяснительной и этиологической функций не является адекватным. У Кассирера стремление понять миф в динамике.
Ø Отношения между магией и религией. Они не обозначают общий предмет, и не сводятся к общему началу. Религия – символическое выражение наивысших моральных идеалов, магия – совокупность грубых суеверий. Но их тяжело разъединить – между магией и религией – непрерывное взаимопроникновение.
Ø Монотеистическая религия – порождение моральных сил, она сосредоточена на проблеме добра и зла. Природа здесь занимает место действия закона и закономерности. Этическая цель заменила магическую.
Ø Против Бергсоновского разделения инстинкта, интеллекта и мистической интуиции.
Занятие 16.
Фридрих Ницше.