Сознание как предмет философского осмысления

Сознание – самый поразительный и загадочный феномен жизни, один из наиболее сложных объектов философского и научного познания, по поводу происхождения и сущности которого нет однозначного мнения. Трудность его познания обусловливается тем, что оно, являясь наиболее очевидным фактом нашего бытия, принципиально ненаблюдаемо, не существует как отдельный предмет или вещь.

Сознание – специфически человеческий способ организации деятельности и отношения человека к миру, другому человеку и самому себе. С одной стороны, это великий благостный дар человеку, выделивший его из природного мира. С другой – это крест, бремя. Без сознания, наверное, человек был бы счастливее, так как не знал бы душевных страданий. Не случайно, чтобы унять физическую или душевную боль, отключают на некоторое время сознание с помощью медикаментов, наркотиков и т.п. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство – чисто человеческий акт. Животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства.

Проблема происхождения сознания.Тайна происхождения сознания до конца не разгадана. В философии нет единства в понимании вопроса о происхождении сознания. Выделим несколько наиболее распространенных концепций:

Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин: теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.

Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса. Семена жизни («сперма») развеяны по всей Вселенной. При наличии благоприятных условий расцветают формы жизни и её сознательные проявления.

Теистическая концепция происхождения человека полагает, что сознание появилось в результате акта божественного творения.

Одной из наиболее распространенных является трудовая теорияпроисхождения сознания, которая утверждает, что важнейшим условием возникновения человека и сознания в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью.

Согласно трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом – к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился. Именно трудовая (орудийная) деятельность приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:

в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально; регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению.

Таким образом, труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

В современной науке также распространена концепция единого информационного поля,котораябазируется на тезисе: все процессы мира сопровождаются обменом информации. Человеческое сознание – одно из проявлений информационных процессов. Данная концепция объясняет связь сознания с мозгом человека. Она утверждает, что человеческий мозг можно уподобить сложному приемнику: его детали необходимы для приема радиоволн, но они не имеют ничего общего с их содержанием. Социальная среда и социальная деятельность выполняют функции «настройки» мозга на необходимые параметры воздействия, поэтому без них сознание не возникает. В рамках концепции единого информационного поля не объясняются, однако, многие сложности реального функционирования человеческого сознания, например, единство сознания и человеческих чувств, переживаний, стремлений к высшему.

Таким образом, в современной науке и философии проблема сущности и происхождения сознания все еще далека от разрешения

Концепции сознания в истории философии. В истории философой мысли существовало несколько концепций сознания.

1. Субстанциальнаяконцепция сознания (Платон, Августин Блаженный, Г.В.Ф.Гегель и др.) Её представители понимали сознание как субстанцию, первооснову мира, Мировой Разум. Мировой Разум обеспечивает мировой порядок и гармонию. Человеческий разум является отдельным проявлением Мирового Разума, законы их функционирования совпадают, поэтому он может познавать как Мировой Разум, так и его порождение – материальный мир.

2. Функциональная концепция сознания(Т.Гоббс, Дж.Локк, Л.Бюхнер, К.Фохт, В.И.Ленин и др.).В рамках этой концепциисознание является исключительно человеческим свойством, которое обеспечивается функционированием такой материальной по своей природе системы как нервная система, оно вторично по отношению к ней. Сознание способно отражать мир, т.е. есть познавать его закономерности, поскольку и мир, и нервная система функционируют по единым законам.

3. Экзистенциально-феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр и др.) считает, что сознание не столько пассивно отражает мир, сколько активно конструирует его, наделяет смыслом те или иные явления, на которых фокусируется внимание человека. Смыслы, по их мнению, носят индивидуально-личностный характер, определяемый самим человеком и его экзистенциальной ситуацией. При этом сознание не сводится только к мыслительной деятельности, оно понимается расширенно, с учетом бессознательных чувств, эмоций. Главная характеристика сознания в рамках данной концепции – интенциональность (направленность на объект).

4. Социокультурнаяконцепция сознания (К.Маркс, К.Леви-Стросс, М.Фуко и др.) является определенной альтернативой экзистенциально-феноменологической концепции. Она рассматривает сознание как производное от общественных условий и факторов жизни, определяемое историей и культурой.

Сущность и функции сознания.Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, существующее в различных формах в неживой природе, живой природе и в обществе. Отражение –это способность материальных объектов воспроизводить в своих изменениях особенности и черты взаимодействующих с ними объектов. Отражение проявляется уже на уровне неживой природы (изменение температуры, окраски, формы предметов, трещины и т.п.).

На уровне живой природы выделяют следующие этапы развития форм отражения:

1.раздражимость, при которой организм как единое целое реагирует на биологически важные факторы, нет еще дифференциации органов;

2. чувствительность, при которой у организмов появляются ощущения, отражающие отдельные биологически значимые свойства объектов, воздействующих на него. У животных начинается дифференциация органов чувств, формирование нервной системы;

3. психика, которая характеризуется реагированием не только на биологически важные факторы, но и на их заместители, сигналы. Наряду с инстинктами большое значение имеет и условно-рефлекторная деятельность, что позволяет говорить о наличии практического интеллекта и ассоциативного мышления у высокоорганизованных животных;

4.сознание, признаками которого являются:

абстрактно-логическое мышление как способность воспроизводить сущностные характеристики объектов, не данные в непосредственном восприятии;

целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности и творчески преобразовывать действительность;

самосознание – выделение себя из внешней среды, превращение в объект познания, осмысления;

язык как вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным процессам, сколько по их знаково-символическим заместителям.

Сознание считается функцией мозга, но для реализации этой функции необходима социальная среда. Мыслит не сам мозг, а ведущий социальный образ жизни человек. В философии сознание зачастую трактуется расширенно и фактически тождественно психике. При таком подходе выделяют следующие элементы его структуры:

1. чувственно-эмоциональный уровень отличается непосредственным характером отражения действительности, конкретностью, зависимостью от состояния органов чувств, поэтому он всегда имеет индивидуальный характер. Элементы этого уровня в основном носят неосознаваемый характер, незначительная часть подвергается рефлексии и выражению в языковой форме;

2. абстрактно-дискурсивный уровень состоит из обусловленных социумом и культурой элементов. На этом уровне осуществляется познание сущностных характеристик предметов и явлений действительности методом логической обработки чувственных данных. Результаты познания выражены в языковой форме. Абстрактно-дискурсивный уровень отличается максимальной осознанностью. Вместе с тем целый ряд общих знаний воспринимается мышлением из культуры некритично.

3. интуитивно-волевой уровень. Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства, то есть без опоры на логику и язык. Воля – это способность постановки цели и концентрации усилий на ее достижении, исходя из соображений «надо», «я должен». Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь двух предыдущих уровней.

В реальности все уровни сознания функционируют как единая целостность. Динамика сознания описывается через состояния памяти, внимания, воображения, где в реальном фокусе настоящего (внимания) оказываются собранными как прошлые знания (память), так и целевое предвосхищение будущего (воображение).

Функции сознания:

1. когнитивная (познавательная);

2. аксиологическая (сознание дает оценку всем явлениям и выстраивает иерархию ценностей);

3. регулятивная (сознание на базе накопленных знаний и выстроенных иерархий ценностей определяет цели деятельности, методы их достижения, энергию в избранном направлении).

Таким образом, сознание – это свойство высокоорганизованной материи (нервной системы, и в первую очередь, головного мозга), которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа отображать и познавать мир в форме идеальных образов. Понятие «сознание» означает способность направлять свое внимание на объекты действительности с целью их познания и одновременно понимание того, почему человек об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-то цель в его мыслительном внимании к данному объекту и т.д. То есть, сознание – это особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, поэтому считается, что сознание присуще только людям.

Наши рекомендации