Сознание как предмет философского осмысления.

Проблема сознания возникла когда люди начали отличать психические процессы от физических, идеальное от материального, выработали представление о «духе» и «душе». В идеалистической и религиозной философии дух – перводвигатель космоса, мира и человека, их формообразующее начало. У Аристотеля душа – активная целесообразная «форма» живого тела, у Декарта – внутренний духовный мир человека, у Вольтера – способность думать и чувствовать, у Гегеля – первичная форма субъективного духа. В материалистической философии дух противоположен природе, воплощается через волевые усилия в действия, а душа – то, что противостоит телесному, характеризует сопереживание человеком межличностных отношений и действий. В синтезе дух и душа образуют духовность. Это: а) нематериальное (чувства, знания, вера); б) аспекты миропонимания, реализуемые в поступках человека. Платон первым выяснял тайны сознания, заметив несовпадение идеальных форм содержания сознания с миром повседневных явлений. Идеальное (сознание) в его отношении к материи:1. Субъективные идеалисты рассматривают сознание как врожденное свойство человеческой души, только как идеальное. Абсолютизированы такие свойства сознания как субъективность, абстрактность и активность.2. Согласно объективному идеализму, объективное идеальное лежит в основе материальных явлений. Утверждалась направленность сознания на объект. В средние века обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания (обращение к Богу) направило сознание еще и на внутренний духовный опыт человека, обогатив и расширив содержание сознания. С развитием общества мистические компоненты сознания уменьшались, в нем утверждались правила логики. Р. Декарт заложил основы отождествления сознания с логическим содержанием. В Новое время развивалось сознание как воображение, нацеленное на улучшение мира и человека. Гегель трактовал сознание как социально-историческое явление. В каждом случае с сознанием соотносятся определенные ступени и формы развития культуры, духовной жизни, освоение языка философии – понятий.3. Религиозная философия теологизирует сознание - божественный разум, надмировое начало – творец природы и человека. 4. Эпикур - душа состоит из тонких частиц, рассеянных по всему нашему организму, она схожа с ветром. В ХХ в. направление, отожд-е сознание и физические процессы, опирается на успехи в искусственном интеллекте, воздействие фармак-х средств на психику. 5.Социобиологи сознание рассматривают как биологические реакции самосохранения, свойственные человеку и животным. У живых существ (муравьи, пчелы) было обнаружено подобие с образом жизни людей, у высших животных отмечены своеобразная «мораль» (самопожертвование ради других), сходные с человеческими психические явления – лидерство, конфликтность, внушаемость. В психике высших животных присутствуют воображение, память и ее использование, самоконтроль, сокрытие эмоций. 6. Сознание – космическое образование. В гипотезе галактика, находясь в резонансе с мозгом, порождает психосферу, которая посредством магнитогидравлических волн строит структуру человеческого мышления. 7. Концепция материальности сознания. Лукреций Кар: сознание зависит как от тела чел-ка, так и от воздействия окружающих его вещей. Классики марксизма: сознание – продукт социо-исторического развития чел-а, его практической деятельности. Сознание не только отражает, но и активно воздействует на действительность.8.Весьма распространенным является функциональный подход, согласно которому сознание есть идеальное свойство человеческого мозга, высший продукт развития материи (Д. Дидро, Л. Фейербах). Помимо рассмотренных: субстанциональный подход стремится свести сознание к главным сущностным основаниям (логос, дао, дух, разум и т.д.).; дорефлексионный уровень сознания через пласты бессознательного и через языковые структуры описывается в психоанализе; экзистенциальная: через акты переживания, в ходе осуществления которых человек проявляет свою духовность. В эволюции взглядов на природу сознания можно выделить ряд рациональных идей: выделение понятия идеального как противоположности материальному, чувственно-предметному (Платон); признание сознания как активной деятельной силы (преимущественно в идеалистической философии); утверждение принципа диалектики и постановка вопроса о социально-исторической основе сознания (Гегель); подчеркивание зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специфики мышления (Фейербах); осмысление сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного изменения людьми действительности (диалектический материализм); понимание сознания не как противоположности материи, а как духовного регулятива ее саморазвития в лице человека, т.е. мир предстает как отношение «космос – человек».





Наши рекомендации