Системы народного образования

1.ОБРАЗОВАНИЕ.

Уместно вспомнить в этом отношении диалог Платона «Менон», который посвящен выяснению того, можно ли научиться добродетели или нет. В результате размышления, Сократ и его собеседник Ме­нон пришли к выводу, что человек руководствуется в своей жизни руководствуются мнениями. Но «истинные мнения.. не хотят долго оставаться при нас, они уле­тучиваются из души человека и по­тому не так ценны, пока их не свя­жет он [разум- С.Г.]суждением о причинах… Будучи связанными, мнения стано­вятся, во-первых, знаниями и, во-вторых, устойчивыми. Поэтому-то знание ценнее пра­виль­ного мнения и отличается от пра­вильного мнения тем, что оно связано» (Платон Сочи­нения в 3-х томах. Том 1 М.,1968 с.407-408, 98а)

Вообще у большинства людей мышление не является определяющей и независимой формой духовной деятельности, мышление всегда смешано в невообразимом сочетании с различными инстинктами, интересами, индивидуальными привычками.

Личность человека есть не заданная природой конструкция, а своего рода человеческое изобре­тение.

1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Анализируя взгляды Гегеля на образование известный современный философ Х.-Г. Га­дамер в своей знаменитой работе «Истина и метод» праильно подчеркивает: «Каждый отдельный инди­вид, под­ниающийся от своей природной сущности в сферу духа, нахо­дит в языке, обычаях, об­щественном устройстве своего народа заданную субстан­цию, которой он желает овладеть, как это бывает при обучении речи. Таким образом, этот отдельный индивид постоянно находится на путях образования, и его естествен­ность постоянно снимается соразмерно с тем, что мир, в который он врастает, образу­ется че­ловеческим языком и обычаями»( с.56)

Здесь рассматриваются явления обучения у животных. Анализируются концепции би­хевио­ри­стов, далее рассматриваются работы Ж. Пиаже и сторонников когнитивной психологии. Рас­сматриваются психоаналитические и психолингвистические концепции обучения. На ос­нове когнитивной психоло­гии анализируется система задачи координат менталитета посред­ством обучения. Посредством всего этого анализа выявляются ме­ханизмы действия тради­ции в про­цессе обучения.

2. ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

3. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Рассматриваются системы образования, которые были на протяжении истории. Рас­сматри­ва­ются способы и методы инициаций в древних обществах. Выясняется исход­ная «тайна» фило­софии – в об­разовании ( Гегель).

Производится анализ задач и функций образования в древнем Египте и Месопотамии.

Далее рассматриваются системы «пайдейи»- образование в Афинах. Проводится срав­нитель­ный ана­лиз с системой образования в Спарте. Выясняются причины взлета инте­реса к обра­зо­ванию в Афинах времен Перикла.

Система средневекового образования.

До XIII века образование осуществлялось в монастырских школах при аббатствах, в епископальных школах при кафедральных соборах, и в придворных школах. Эти школы еще служили своего родом библиотеками, убежищами и хранилищами памят­ников классической культуры. При Каролинге большое значение имела придворная школа, возглавляемая Алкуином Иоркским (730-804). В ней было организовано трехступенчатое образование. Первая ступень- научение писать и элементарные ос­новы латыни, общее представление о Библии и литургических текстов. Вторая ступень изучение семи свободных искусств: тривиум (грамматика, риторика, диалек­тика) и квадриум (арифметика, гео­метрия, астрономия и музыка). Третья ступень предполагала углубленное изучение Священного пи­сания.

Начиная с XIII века формируются университеты. Эта форма организации не имела тра­дицион­ного архетипа в прошлом. Это были свободные корпорации с установлен­ными программами обучения, дипломами и иерархией ученых званий. Создание университе­тов ознаменовало по­явление сословия ученых, священников и светских лю­дей, которым церковь доверяла обучение. Наряду с церковной и светской начала формиро­ваться иная власть – власть интеллектуалов.

Средневековый университет делился на факультет свободных искусств с шестигодич­ным обу­чением и факультет теологии с восьмигодичным обучением. Первый факультет явился предварительным, подготовкой к последнему. Методами преподавания были лекции и семинары. Семинар (диспутацио) состоял в дискуссии, где любая тема пред­лагалась в форме вопроса для обсуждения.

Деятельность монашеских орденов, особенно ордена ие­зуитов. Анализ уровня грамот­ности в XVII- XIX веках. Рассмотрение процессов секуляриза­ции: ста­новление светской системы обра­зования. На основе этого анализа рассматривается реальная роль идеологиче­ской сферы на об­щий фон культуры в Новое время. Рассматривается исто­рия педадогиче­ских учений. Далее рас­сматриваются концептуальные схемы обучаю­щих систем образования в раз­ных странах.

В средневековье преподавание было заключено в строго ограниченные нормы. В ос­нове обра­зования лежал четко определенный набор канонических книг. На богослов­ском факультете за­нимались изу­чением Священного писания и его толкованием, на юридическом изучалось цер­ковное право и рим­ское право – по Кодексу Юстиниана, на медицинском факультете изучали Гиппократа и Галена, на философском – Аристотеля.

С средние века получили распространение разного рода энциклопедии, где давались сведения из раз­ных областей знания. Типичным произведением такого рода было сочи­нение Исидора Севильского «Этимологии»

Начиная с XVII века изучение наук стало входить в систему образования. Во времена Людовика XV в школах начали преподавать физические и математические науки

Как отмечал Сен-Симон: «Ученая корпорация делится теперь на две различные части, или, вер­нее, существуют две научные корпорации; труды каждой из них обнимают всю систему наших знаний, однако их занятия существенно различны: одна имеет целью преподавание наук – это университет, а другая работает в целях пополнения научной системы – это Институт»(151 Сен-симон Избранные произведения. Т.1)

Литература:

Паульсен Ф. Исторический очерк образования в Германии. М.,1908.

Ольшки Л. История научной литературы на новых языеах М.,Л..1933

МАСС-МЕДИА

Наши рекомендации