Системы народного образования
1.ОБРАЗОВАНИЕ.
Уместно вспомнить в этом отношении диалог Платона «Менон», который посвящен выяснению того, можно ли научиться добродетели или нет. В результате размышления, Сократ и его собеседник Менон пришли к выводу, что человек руководствуется в своей жизни руководствуются мнениями. Но «истинные мнения.. не хотят долго оставаться при нас, они улетучиваются из души человека и потому не так ценны, пока их не свяжет он [разум- С.Г.]суждением о причинах… Будучи связанными, мнения становятся, во-первых, знаниями и, во-вторых, устойчивыми. Поэтому-то знание ценнее правильного мнения и отличается от правильного мнения тем, что оно связано» (Платон Сочинения в 3-х томах. Том 1 М.,1968 с.407-408, 98а)
Вообще у большинства людей мышление не является определяющей и независимой формой духовной деятельности, мышление всегда смешано в невообразимом сочетании с различными инстинктами, интересами, индивидуальными привычками.
Личность человека есть не заданная природой конструкция, а своего рода человеческое изобретение.
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Анализируя взгляды Гегеля на образование известный современный философ Х.-Г. Гадамер в своей знаменитой работе «Истина и метод» праильно подчеркивает: «Каждый отдельный индивид, подниающийся от своей природной сущности в сферу духа, находит в языке, обычаях, общественном устройстве своего народа заданную субстанцию, которой он желает овладеть, как это бывает при обучении речи. Таким образом, этот отдельный индивид постоянно находится на путях образования, и его естественность постоянно снимается соразмерно с тем, что мир, в который он врастает, образуется человеческим языком и обычаями»( с.56)
Здесь рассматриваются явления обучения у животных. Анализируются концепции бихевиористов, далее рассматриваются работы Ж. Пиаже и сторонников когнитивной психологии. Рассматриваются психоаналитические и психолингвистические концепции обучения. На основе когнитивной психологии анализируется система задачи координат менталитета посредством обучения. Посредством всего этого анализа выявляются механизмы действия традиции в процессе обучения.
2. ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Рассматриваются системы образования, которые были на протяжении истории. Рассматриваются способы и методы инициаций в древних обществах. Выясняется исходная «тайна» философии – в образовании ( Гегель).
Производится анализ задач и функций образования в древнем Египте и Месопотамии.
Далее рассматриваются системы «пайдейи»- образование в Афинах. Проводится сравнительный анализ с системой образования в Спарте. Выясняются причины взлета интереса к образованию в Афинах времен Перикла.
Система средневекового образования.
До XIII века образование осуществлялось в монастырских школах при аббатствах, в епископальных школах при кафедральных соборах, и в придворных школах. Эти школы еще служили своего родом библиотеками, убежищами и хранилищами памятников классической культуры. При Каролинге большое значение имела придворная школа, возглавляемая Алкуином Иоркским (730-804). В ней было организовано трехступенчатое образование. Первая ступень- научение писать и элементарные основы латыни, общее представление о Библии и литургических текстов. Вторая ступень изучение семи свободных искусств: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Третья ступень предполагала углубленное изучение Священного писания.
Начиная с XIII века формируются университеты. Эта форма организации не имела традиционного архетипа в прошлом. Это были свободные корпорации с установленными программами обучения, дипломами и иерархией ученых званий. Создание университетов ознаменовало появление сословия ученых, священников и светских людей, которым церковь доверяла обучение. Наряду с церковной и светской начала формироваться иная власть – власть интеллектуалов.
Средневековый университет делился на факультет свободных искусств с шестигодичным обучением и факультет теологии с восьмигодичным обучением. Первый факультет явился предварительным, подготовкой к последнему. Методами преподавания были лекции и семинары. Семинар (диспутацио) состоял в дискуссии, где любая тема предлагалась в форме вопроса для обсуждения.
Деятельность монашеских орденов, особенно ордена иезуитов. Анализ уровня грамотности в XVII- XIX веках. Рассмотрение процессов секуляризации: становление светской системы образования. На основе этого анализа рассматривается реальная роль идеологической сферы на общий фон культуры в Новое время. Рассматривается история педадогических учений. Далее рассматриваются концептуальные схемы обучающих систем образования в разных странах.
В средневековье преподавание было заключено в строго ограниченные нормы. В основе образования лежал четко определенный набор канонических книг. На богословском факультете занимались изучением Священного писания и его толкованием, на юридическом изучалось церковное право и римское право – по Кодексу Юстиниана, на медицинском факультете изучали Гиппократа и Галена, на философском – Аристотеля.
С средние века получили распространение разного рода энциклопедии, где давались сведения из разных областей знания. Типичным произведением такого рода было сочинение Исидора Севильского «Этимологии»
Начиная с XVII века изучение наук стало входить в систему образования. Во времена Людовика XV в школах начали преподавать физические и математические науки
Как отмечал Сен-Симон: «Ученая корпорация делится теперь на две различные части, или, вернее, существуют две научные корпорации; труды каждой из них обнимают всю систему наших знаний, однако их занятия существенно различны: одна имеет целью преподавание наук – это университет, а другая работает в целях пополнения научной системы – это Институт»(151 Сен-симон Избранные произведения. Т.1)
Литература:
Паульсен Ф. Исторический очерк образования в Германии. М.,1908.
Ольшки Л. История научной литературы на новых языеах М.,Л..1933
МАСС-МЕДИА