Неосократизм как новая левая идеология
Идеологическим выражением философии Ландшафта является неосократизм
1. НАЗАД К СОКРАТУ !
Философ Ландшафта для вывода европейской ментальности из кризиса должен к Сократу, восстанавливая сократический метод «майевтики», высокую гражданственность его мысли, жизненную силу его философствования.
Философия будущего как идеология будущей культуры должна стать сократической, отвратившись от пагубной для философии практики «библиотечного» философствования. Философия в своей идеологической функции должна стать реальной практикой критики культуры, деятельностью по её конструктивному реформированию.
При этом философ современности, как писал Х. Ортега-и-Гассет, должен пользоваться принципами «нового вида разума» - «повествовательного» разума, который «..вновь свяжет человека с огромной трансцендентной реальностью – реальностью его судьбы» (Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?. М. 1991. С.209).
Учиться умению владеть этим «повествовательным разумом», разумом «профана» (Н.К. Михайловский), оперирующим обычным естественным языком, не поддаваться наркотическому туману путаных спекуляций, коими полна анонимная академическая философия и философия элитных «салонов»; не увлекаться использованием форм искусственного языка, который приемлем лишь для отражения частных сторон реальности, - ясоветую вступающим на путь философствования юным философам, готовым понести неблагодарное бремя сократова наследства.
Но задача новой «левой» идеологии – это не задача революционного переустройства общества. Сам Сократ выступал не за революционное преобразование общества, к этому ближе всего были «реформаторы» – софисты, противником которых он выступал. Носитель «левой» идеи в Новое время – социализм, сам по себе консервативен, ибо он выступал против капитализма, во многом вырос из романтизма, восхвалявшего общинный традиционный уклад феодального общества. Потому новая «левая» идея – это идея, основанная на традиции.
2. ИДЕОЛОГИЯ КИНИЧЕСКОГО РАЗУМА
3. ШВЕЙ КИЗМ – ПРОДУКТИВНОСТЬ ВЕСЕЛОГО РАЗУМА
2. ЖИЗНЕННЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ НЕОСОКРАТИЗМА
1. ФИЛОСОФИЯ «ЗЕМЛИ»
МИШЛЕ
Г.УСПЕНСКИЙ
В России в народнической литературе проявились первые ростки анализа «жизненного мира». Писатели-народники открыли мир реальной жизни повседневности. Это свойственно всему
Г. БАШЛЯР - ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЛАНДШАФТНЫХ СТИХИЙ
2. ЖИЗНЕННЫЙ МИР
Философ современности – это мыслитель, отправляющийся периодически в «экспедиции» в повседневность народной жизни. Знание базируется на опыте повседневности, которое не имеет древовидного характера, существует как переплетение разных практик – ad hoc «габитусов», которые порождаются в реальной жизни людей. Они многообразны, как луговое поле, на котором существуют лишь отдельные места, где возвышаются группы «древесных» структур «правильного знания». Именно в обыденном мировоззрении кроется «тайна» нормативного знания – в реальных практиках людей происходит институализация базовых концептов нормативного знания. Эти «экспедиции» в повседневность «хабитуальностей» позволят будущей философии наконец-то выяснить досконально механизм возникновения концептов, понятий и категорий человеческой ментальности.
Направляясь в «экспедицию», следует учитывать еще и социальный момент «повседневности». В реальной жизни человек сталкивается не с правильными формами государственного устройства, имеющим для него анонимный характер, а с многообразным ландшафтом неформальных образований, со своими «нравами Растеряевой улицы». Каждая социальная страта вырабатывает свой «сленг», свой ритуал- моду поведения. Здесь философ - «геолого-географ» найдет очень много, не надо игнорировать исследование реальной жизни, общаясь в магазине, на улице, выявляя своим философским умом и просвечивая «философскими глазами» синергетические образования в ментальности и социально-хозяйственных группах, вырабатывающих протоментальные символо - ритуальные системы.
БАЛЬЗАК
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
3. ФИЛОСОФИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
РЕМЕСЛО
НОВАЯ ЛЕВАЯ ИДЕОЛОГИЯ
1. ГУМАНИЗМ
Истоки гуманизма мы видим в позднем средневековье.
Латиноамериканский гуманизм имеет истоком русскую народническую мысль.
В 1989 году оформился Гуманистический интернационал. За основу идеологии гуманизма взята забота о конкретном человеке, его забот и стремлений. Стремлением является то, чтобы через самосовершенствование личности, через гуманизацию отношений между людьми и между человеком и природой перестроить общественные институты современной культуры на основе идеалов доброты и справедливости.
Центром становления гуманистического движения послужили идей студенческой и интеллигентской среды Аргентины, потом распространились в других странах Латинской Америки и Западной Европы.
2. АНТИГЛОБАЛИЗМ
3. БОРЬБА ЗА ТРАДИЦИЮ
Важным моментом в преодолении модернизационного похмелья является усиленное внимание к проблемам традиции. Собственно сеть традиций является основой возникновения культуры. Если сообщества животных живет по законам большей частью по законам инстинкта, задаваемых геномом той или иной популяции, то популяция человека живет большей частью по законам традиции.
Собственно все модернизационные процессы – это хищническое использование не только энергетического капитала, аккумулированного сотнями миллионами лет органической деятельности, но и культурно-социального капитала, накопленного опытом сотен тысячелетий существования человеческой культуры.
Борьба за традиция в период модернизма осуществлялась, как правило консервативными, «правыми» элитами общества того времени. В этом отношении можно согласиться, что это была борьба за сохранение «старых мерзостей». Потому- то «левое» социал-демократическое движение всегда негативно относилось к традиции. Но, как не странно, в левой идеологии есть еще черта, которая в период модернизационных революций была затемнена. Дело в том, что социалистические идеи, как не парадоксально, имеют истоком именно романтическо-консервативную идеологию начала XIX века. Социализм, как и романтический консерватизм противопоставляют себя буржуазному индивидуализму, либерально-модернизационным идеологиям. Не удивительно, что опыт социалистического строительства в тех или иных странах привел к становлению застойных обществ феодального типа. с одной стороны, это явление можно рассматривать как крах социалистических, «левых» идеологий, но, с другой стороны, негативны последствия буржуазной модернизации, приводят в наше время в укреплению левой идеологии. Весь вопрос состоит в том, чтобы эффективно модернизировать социалистическую идеологию, выявить новую её форму. Примечателен в этом отношении факт, что все традиционно «левые» идеологии и партии, их проповедующие, повсеместно потеряли свое влияние, но сама левая идея не умирает, постепенно оформляясь в новые формы и в новые движения – экологические, антиглобалистские и гуманистические. Именно сейчас мы и живем в период их становления новых форм левой идеологий и новых форм общественно-политических организаций, их проповедующих..
Левая Философия «Тревоги» во многом отличается от форм левой философии прошлого. Если левая философия прошлого была идеологией революции, то современная левая философия будет идеологией реформ, следуя в этом идеям Э. Бернштейна. Она будет не философией негативной сторонней критики, а реальной стратегией и практикой реформ, которая сочетает радикальный терроризм и анархизм в сфере ментальности с либерализмом в сфере социальной жизни и социализмом в сфере хозяйственной жизни.
И если левая философия прошлого была то философией разума, то философией критики разума, то новая левая философия будет Философией Традиции, которая сочетает в себе в диалектическом единстве разум и «неразумное».
Вспомнить Лао-цзы.
Как сказала Герцогиня из «Алисы в стране чудес» Л. Кэррола, что если бы кое-кто не совался в чужие дела, то и Земля бы вертелась быстрее.