Неосократизм как новая левая идеология

Идеологическим выражением философии Ландшафта является неосократизм

1. НАЗАД К СОКРАТУ !

Философ Ландшафта для вывода европейской ментальности из кризиса должен к Сократу, восстанавливая со­крати­ческий метод «май­ев­тики», высокую гражданственность его мысли, жизненную силу его философствова­ния.

Философия будущего как идеология будущей культуры должна стать сократической, отвратившись от пагубной для философии практики «библиотечного» философствования. Философия в своей идеологической функции должна стать реальной практикой критики культуры, деятельностью по её конструктивному реформированию.

При этом философ современности, как писал Х. Ортега-и-Гас­сет, должен пользо­ваться принципами «но­вого вида ра­зума» - «повество­ва­тель­ного» разума, кото­рый «..вновь свя­жет человека с ог­ромной трансцен­дентной ре­альностью – реальностью его судьбы» (Ортега-и-Гас­сет Х. Что такое философия?. М. 1991. С.209).

Учиться умению владеть этим «по­вествова­тельным разумом», разумом «профана» (Н.К. Михайловский), оперирующим обычным естественным языком, не под­даваться наркотическому туману путаных спе­куляций, коими полна анонимная академическая философия и философия элитных «салонов»; не увлекаться использованием форм ис­кусственного языка, который приемлем лишь для отражения частных сторон реальности, - ясоветую всту­пающим на путь фи­ло­софствования юным фи­лософам, го­то­вым понести неблагодарное бремя со­кратова наследства.

Но задача новой «левой» идеологии – это не задача революционного переустройства общества. Сам Сократ выступал не за революционное преобразование общества, к этому ближе всего были «реформаторы» – софисты, противником которых он выступал. Носитель «левой» идеи в Новое время – социализм, сам по себе консервати­вен, ибо он выступал против капитализма, во многом вырос из романтизма, восхваляв­шего общинный традиционный уклад феодального общества. Потому новая «левая» идея – это идея, основанная на традиции.

2. ИДЕОЛОГИЯ КИНИЧЕСКОГО РАЗУМА

3. ШВЕЙ КИЗМ – ПРОДУКТИВНОСТЬ ВЕСЕЛОГО РАЗУМА

2. ЖИЗНЕННЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ НЕОСОКРАТИЗМА

1. ФИЛОСОФИЯ «ЗЕМЛИ»

МИШЛЕ

Г.УСПЕНСКИЙ

В России в народнической литературе проявились первые ростки анализа «жизненного мира». Писатели-народники открыли мир реальной жизни повседневности. Это свойственно всему

Г. БАШЛЯР - ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЛАНДШАФТНЫХ СТИХИЙ

2. ЖИЗНЕННЫЙ МИР

Философ современности – это мыслитель, отправляющийся периодически в «экс­пе­диции» в повседневность народной жизни. Знание базируется на опыте повседневно­сти, которое не имеет древовидного характера, существует как переплетение разных практик – ad hoc «габитусов», кото­рые по­рождаются в реальной жизни людей. Они многообразны, как луговое поле, на котором существуют лишь отдельные места, где возвышаются группы «древесных» структур «правильного знания». Именно в обыденном мировоз­зре­нии кроется «тайна» нормативного знания – в реальных практиках людей происходит ин­ституализация ба­зовых концептов нормативного зна­ния. Эти «экспедиции» в повседневность «хабитуальностей» позволят будущей философии наконец-то выяснить досконально механизм возникновения кон­цептов, по­нятий и кате­горий человеческой ментальности.

Направляясь в «экспедицию», следует учитывать еще и социальный момент «повседневности». В реальной жизни человек сталкивается не с правильными формами государствен­ного устройства, имеющим для него анонимный характер, а с многообраз­ным ландшафтом неформальных образований, со своими «нравами Растеряевой улицы». Каждая социальная страта вырабатывает свой «сленг», свой ритуал- моду по­ведения. Здесь философ - «геолого-географ» найдет очень много, не надо игнорировать исследование реальной жизни, общаясь в магазине, на улице, выявляя своим философским умом и просвечивая «философскими глазами» синергетические образования в ментальности и социально-хозяйственных группах, вырабатывающих протоментальные символо - ритуальные системы.

БАЛЬЗАК

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

3. ФИЛОСОФИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

РЕМЕСЛО

НОВАЯ ЛЕВАЯ ИДЕОЛОГИЯ

1. ГУМАНИЗМ

Истоки гуманизма мы видим в позднем средневековье.

Латиноамериканский гуманизм имеет истоком русскую народническую мысль.

В 1989 году оформился Гуманистический интернационал. За основу идеологии гуманизма взята забота о конкретном человеке, его забот и стремлений. Стремлением является то, чтобы через самосовершенствование личности, через гуманизацию отношений между людьми и между человеком и природой перестроить общественные институты современной культуры на основе идеалов доброты и справедливости.

Центром становления гуманистического движения послужили идей студенческой и ин­теллигентской среды Аргентины, потом распространились в других странах Латинской Америки и Западной Европы.

2. АНТИГЛОБАЛИЗМ

3. БОРЬБА ЗА ТРАДИЦИЮ

Важным моментом в преодолении модернизационного похмелья является усиленное внимание к проблемам традиции. Собственно сеть традиций является основой возникновения культуры. Если сообщества животных живет по законам большей ча­стью по законам инстинкта, задаваемых геномом той или иной популяции, то популяция человека живет большей частью по законам традиции.

Собственно все модернизационные процессы – это хищническое использование не только энергетического капитала, аккумулированного сотнями миллионами лет орга­нической деятельности, но и культурно-социального капитала, накопленного опытом сотен тысячелетий существования человеческой культуры.

Борьба за традиция в период модернизма осуществлялась, как правило консерватив­ными, «правыми» элитами общества того времени. В этом отношении можно согласиться, что это была борьба за сохранение «старых мерзостей». Потому- то «ле­вое» социал-демократическое движение всегда негативно относилось к традиции. Но, как не странно, в левой идеологии есть еще черта, которая в период модернизационных революций была затемнена. Дело в том, что социалистические идеи, как не парадок­сально, имеют истоком именно романтическо-консервативную идеологию начала XIX века. Социализм, как и романтический консерватизм противопоставляют себя буржуазному индивидуализму, либерально-модернизационным идеологиям. Не удивительно, что опыт социалистического строительства в тех или иных странах при­вел к становлению застойных обществ феодального типа. с одной стороны, это явление можно рассматривать как крах социалистических, «левых» идеологий, но, с другой стороны, негативны последствия буржуазной модернизации, приводят в наше время в укреплению левой идеологии. Весь вопрос состоит в том, чтобы эффективно модернизировать социалистическую идеологию, выявить новую её форму. Примечате­лен в этом отношении факт, что все традиционно «левые» идеологии и партии, их про­поведующие, повсеместно потеряли свое влияние, но сама левая идея не умирает, по­степенно оформляясь в новые формы и в новые движения – экологические, антиглоба­листские и гуманистические. Именно сейчас мы и живем в период их становления но­вых форм левой идеологий и новых форм общественно-политических организаций, их проповедующих..

Левая Философия «Тревоги» во многом отличается от форм левой философии прошлого. Если левая философия прошлого была идеологией революции, то современная левая философия будет идеологией реформ, следуя в этом идеям Э. Бернштейна. Она будет не философией негативной сторонней критики, а реальной стратегией и практикой реформ, которая сочетает радикальный терроризм и анархизм в сфере ментальности с либерализмом в сфере социальной жизни и социализмом в сфере хозяйственной жизни.

И если левая философия прошлого была то философией разума, то философией кри­тики разума, то новая левая философия будет Философией Традиции, которая сочетает в себе в диалектическом единстве разум и «неразумное».

Вспомнить Лао-цзы.

Как сказала Герцогиня из «Алисы в стране чудес» Л. Кэррола, что если бы кое-кто не совался в чужие дела, то и Земля бы вертелась быстрее.

Наши рекомендации