Философия древнего китая
Своеобразна культура и философия Древнего Китая. Китайский народ представляет собой загадочное и неповторимое явление в истории: старейший из всех существующих, он уже в глубокой древности представлял собой один из образованных и культурных народов. Достигнув известной степени цивилизации, он до настоящего времени сохранил ее почти без изменений. Традиционализм как черта китайской цивилизации сохраняет свою значимость и до наших дней.
Другой китайской особенностью была его географическая изолированность. От всего мира Китай был отгорожен горами, пустынями и морями. Сами китайцы называли свою страну Поднебесная, а себя считали высшей расой и презирали соседние с ними народы.
Китайское государство на всем протяжении его истории – типичная восточная деспотия. Во главе государства – самодержавный правитель с неограниченной властью, которая передавалась по наследству. Все китайцы, независимо от своего социального уровня, считались слугами правителя. Их жизнь строго ритуализирована и регламентирована. Различия между слоями общества отражались во всем: образе жизни, одежде и даже в питании. Патриархальный уклад жизни, широко развитый культ предков, религиозные воззрения оказали влияние на формирование философского мышления.
В Др. Китае мифология была слабо развита. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми.
Философия в Китае возникает в период VIII – III в.в. до н.э. Это период «борющихся царств», в то же время его часто называют «золотым веком китайской философии». В этот период свободно и творчески развивались шесть основных философских школ, среди которых наиболее популярными являлись конфуцианство и даосизм. В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Кроме того, китайская философия не систематизирована, так как мало была связана даже с той наукой, которая была в Древнем Китае. Она характеризовалась слабым развитием древнекитайской логики, низким уровнем рационализованности.
Исток китайской философии– школа Инь-ян. Эта школа вычленяет две универсальные мироустроительные силы: инь (женское, мягкое, темное начало) и ян (мужское, твердое, светлое). Из их взаимодействия объясняют происхождение всех космических событий. Позднее это учение трансформируется в единое учение об универсальном дуализме мира и «пяти элементах» всего сущего (вода, огонь, металл, дерево, почва). Эти пять элементов трактуются как главные члены рядов, на которые разделяются все предметы и явления мира.
Осн. школы – конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство.Родоначальником древнекитайской философии считается Кун Фу-цзы (Конфуций). Он был государственным деятелем, основателем учения, которое представляет собой философию морали, облаченную в религиозную форму. Конфуций был причислен государством к лику святых. Он преклонялся перед древними книгами и вообще перед стариной. Большую часть своей жизни он упорядочивал и составлял комментарий к «Книге перемен».
Этическое начало воззрений Конфуция нашло свое выражение его в соответствующих высказываниях и поучениях. Основными принципами этического учения Конфуция считались следующие:
· взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе («Золотое правило нравственности»);
· человеколюбие (почитание родителей, культ предков);
· сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства).
Конфуцианцы стремились к осмыслению проблемы места человека в жизни общества и рассматривали возможности становления человека как гражданина, изменения общества в лучшую сторону. Но позитивную модель этих изменений видят не грядущем, а в образцах добропорядочной старины (легенда о золотом веке). Вот почему в конфуцианстве большое значение придается ритуалу, этикету традиции.
На основе своих нравственных принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: справедливый, образованный император правит, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, уголовное наказание – вожжи, народ – лошади.
Моделью государственного устройства он считает семью. Отец – государь, подданные – дети. Конфуций выступал против чрезмерного насилия. «Умело держишь вожжи, лошади побегут сами».
Даосизм.Основоположником традиционно считают Лао-цзы. Даосизм основан на древнем, принадлежащим Востоку миросозерцании, по которому коренной причиной всего существующего признается высшее вечное духовное существо, а человеческие души – излиянием (эманацией) этого существа.
Основные понятия даосизма:
ДАО– имеет два значения:
1) субстанция, от которой произошёл весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически ёмкую пустоту. Дао означает всеединое. Оно не имеет ни имени, ни формы; неслышимо, невидимо, непостигаемо, неопределяемо, но совершенно. Оно корень всего, мать всех вещей.
2) путь, по которому должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира. Лао-цзы ищет пути к гармонии между человеком и Дао. Человек, который способен слиться с Дао (путем мира) и отказаться от заботы общества, будет счастлив и здоров и проживет долгую жизнь.
ДЭ (добродетель) – проявление Дао. «Незрим образ Дао, когда оно действует, когда оно приносит людям пользу».
Дао человека не должно противоречить дао мира. Отношения между ними определяются принципом у-вэй.У-вэй – отказ от деятельности, вступающей в противоречие с естественными законами природы, и, стало быть, требующей борьбы.
В применении к правителю (а китайские мыслители всегда давали им советы) это звучит так: «Кто служит главе народа посредством Дао, не покоряет другие страны при помощи войск, ибо это может обратиться против него». Война, с точки зрения китайцев – нарушение Дао.
Основные идеи философии даосизма:
– всё в мире взаимосвязано, нет ни единой вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
– материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе: всё происходит из земли и уходит в землю, т.е. сегодняшний человек вчера был воплощён в виде иных форм, существующих во вселенной, – камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет строительным материалом для иных форм жизни или явлений природы;
– мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»);
– особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и всё человечество сходит «Дэ», животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдёт от императора к нему;
– познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» – первоначалом, послушании императору и близости к нему;
– путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей;
– необходимо во всём уступать друг другу.
Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению и состраданию и незнанию. Высшая добродетель, по его мнению, - недеяние и молчание.
Китайская философия экстравертивна, она не признает ценности отдельного человека. Ее главная задача – обоснование линии правильного поведения людей. Она учит индивида не выделяться, не обособляться, подчеркивая мысль о связи всего сущего. Тревожное самочувствие конкретного индивида мало заботит китайского мыслителя. Главное для китайского философа – разумное обустройство космоса, государства. Китайской философии явно недостает человеческого содержания. «Она в значительной степени надчеловечна». (П.С. Гуревич.)