Проблема Бытия в истории европейской философии
Проблема бытия как философская проблема
Отличая себя в этой проблеме от науки и религии, философия разрабатывает такое мышление, в котором человеку может открыться БЫТИЕ.
Это мышление совпадает с самой жизнью в особом бодрствующем режиме, с состоянием крайнего напряжения сил, в котором, на основе собственного, уникального, индивидуального опыта, рождаются живые истины бытия.
Открывая человеку бытие, философия позволяет ему увидеть свои корни, прикоснуться к ним. И эта осененность бытием дает человеку новое видение мира и преобразует его самого.
Учение о бытии как таковом, о чистом существовании (Онтология) функционирует не в виде готовых истин; она начинается вместе с началом размышления о бытии. Хайдеггер подчеркивает, что именно философия формирует особый способ говорения о бытии, особый аппарат, который помогает человеку неравнодушному к этой проблеме, в особом усилии постичь бытие сущего как целого и, тем самым, найти свой дом и быть повсюду дома.
Декарт считал, что человек постигает бытие и достигает бытия, когда он поднимается до уровня чистого мышления, т.е. мышления о мысли, когда удается удержать пропорцию между чистой и предметной мыслью, когда человек, осмысливая себя, себя определяет, а это и значит найти свое место в бытии, т.е. БЫТЬ.
Причем, найти свое незаменимое место в мире, в бытии, человек может только сам, если сумеет жить не чужой жизнью, не чужими мыслями, лишь накапливая чужое знание, а, вырываясь из плена чужих мыслей, ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ, через самостоятельное мышление. Быть, находиться в БЫТИИ – значит ПОНИМАТЬ.
И эта просветленность Бытием, даваемая философской проницательностью, против религии и науки, создает иной порядок жизни, дает совсем другое измерение нашему опыту.
Проблема Бытия в истории европейской философии.
(Парменид, Сократ, Платон. Бытие и сущее.)
Давайте вспомним, что в истории европейской философии, до середины 19 столетия, категория «сущее» означала сам мир, его явления, предметы и процессы, существующие объективно. «Сущее», в этом смысле, является объектом изучения науки, которая выявляет свойства и связи явлений и процессов действительности.
Категория «бытие» означала «Чистое существование», которое не дано человеку в чувственной форме, т.е. его нельзя воспринимать с помощью органов чувств. Поэтому бытие считают метафизической сущностью. Бытие трансцендентно, оно существует за границами «сущего». В этом смысле БЫТИЕ и является объектом философского размышления в истории европейской философии.
Первым в европейской философии проблему бытия поставил Парменид. Пытаясь обосновать возможность получения объективного знания, не обращаясь к опыту, он поставил вопрос: ЧТО ЕСТЬ БЫТИЕ КАК ЧИСТОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ? По сути, это была попытка ОБОСНОВАНИЯ САМОЙ ФИЛОСОФИИ.
Чтобы понять это, необходимо, представить себе мир «сущего» как совокупность явлений, процессов и предметов, обладающих бесчисленным количеством свойств и отношений. Далее АБСТРАГИРОВАТЬСЯ, отвлечься от всех свойств явлений и предметов, а также и от самих предметов и явлений, оставив в центре внимания лишь одно свойство – свойство СУЩЕСТВОВАТЬ, присущее всем явлениям «сущего». И, наконец, задать себе вопрос: ЧТО ЕСТЬ ЧИСТОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, ЧИСТОЕ БЫТИЕ САМО ПО СЕБЕ?
Размышление о чистом существовании, о бытии и является философией. Парменид, размышляя о бытии, построил первую философию, как собственно философию. Кратко его размышления можно представить в форме следующих положений.
1. Бытие есть, небытия нет.
2. Бытие и мысль о бытии – одно и то же. (т.к. бытие не есть вещь, т.е оно не дано в чувственной форме, его можно только мыслить, оно дано только вместе с мыслью, хотя чистое существование объективных явлений, также объективно).
3. Бытие не возникает и не исчезает, оно существует всегда и не от чего не зависит.
4. Бытие неподвижно, оно не изменяется и не развивается.
5. Бытие всегда существует целиком, его не может быть сегодня больше чем вчера, в одном месте больше или меньше чем в другом.
6. Бытие самодостаточно, оно не нуждается для своего существования ни в чем ином, кроме самого себя; оно само является конечным основанием себя самого, является причиной самого себя.
7. Бытие всегда завершено, оно похоже на шар, в котором центр везде, а периферия нигде и наоборот.
Сократ, исследуя такие понятия как: ПРЕКРАСНОЕ, БЛАГО, ХРАБРОСТЬ и др., пришел к выводу, что они ничего не отражают в мире, ни чему не соответствуют, но САМИ ЯВЛЯЮТСЯ ОСОБОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, определяющей действия человека и понимание им действительности. Т.е. Сократ, как и Парменид, открыл особую метафизическую, трансцендентную реальность.
Платон, ученик Сократа, принципиально не изменил представления об этой метафизической реальности, открытой Парменидом и Сократом. Он лишь:
1. Понял эту реальность как особый мир бестелесных онтологических сущностей, как «МИР ИДЕЙ».
2. Рассматривал эти идеи как сущность, образец и цель реальных предметов и явлений.
3. Заложил основу гносеологического понимания идей, как знания о предметах и явлениях мира.