Механизмы социальной и системной интеграции общества
До сих пор анализ общества как в структурном, так и в эволюционном планах основывался на отождествлении социума с жизненным миром. Из внутренней перспективы жизненного мира общество предстает как сеть коммуникативно опосредованных интеракций. При этом связывание социализированных индивидов друг с другом и интеграция общества обеспечивается тканью коммуникативных действий, выполняемых в свете культурных традиций, а не какими —то чуждыми интуитивному знанию участников механизмами. Иными словами, жизненный мир, конституируемый акторами на основе общих культурных традиций, коэкстепсивен социуму. При этом все общественные процессы прозрачны для кооперативных процессов толкования: жизненный мир придает всему происходящему в обществе прозрачность того, о чем можно говорить. Однако такое понимание общества исключительно как жизненного мира основывается на трех основных допущениях, которые представляют собой слишком сильные идеализации: предполагаются, во —первых, автономия действующих, во —вторых, независимость культуры и, в —третьих, прозрачность коммуникации.
Рассмотрим эти допущения более подробно. Итак, предполагается, что акторы, представители определенного социокультурного жизненного мира, выступают как вменяемые участники коммуникации. Вменяемость означает ориентацию на открытые критике притязания на значимость. Отсюда, однако, никоим образом не вытекает, что развернутая в социальном пространстве и историческом времени ткань инте — ракций может быть объяснена исключительно намерениями и решениями участников коммуникации. Ситуация действия никогда не является полностью подконтрольной акторам: за пределами их контроля находятся, в частности, возможные конфликты и побочные последствия их действий, да и сама ситуация представляет собой преднаходимое окружение субъекта, в котором он, принимая его как данность, пытается решать свои проблемы.
Далее, трактовка социума как жизненного мира основана на допущении независимости культуры от внешних воздействий. Императивность культуры для акторов основана на том, что они в своей практике используют, проверяют и корректируют переданные традицией схемы оценок, толкований и выражений. С точки зрения коммуникативно действующих субъектов, за культурным символизмом не может скрываться никакой чуждый им авторитет. В ситуациях действия жиз — ыенный мир образует нетрансцендируемый горизонт, представляя собой тотальность без изнанки. Для представителей социокультурного жизненного мира было бы абсурдно считать культуру, в свете которой они воспринимают природу, общество и свой внутренний мир, зависимой от чего — то, внеш — него ей.
Наконец, участники коммуникации взаимодействуют в горизонте неограниченных возможностей взаимопонимания. Отсутствуют сколько-нибудь существенные структурные искажения коммуникации, речевые акты не преследуют перло — кутивных целей.
Эти принципиальные идеализации приемлемы до тех пор, пока мы полагаем, что интеграция общества осуществляется исключительно посредством механизмов взаимопонимания. Однако в фактическом обществе социальные действия координируются также посредством функциональных взаимосвязей, которые не зависят от их намерений и большей частью вообще не воспринимаются в горизонте повседневной практики. В частности, в капиталистических обществах рынок является ярчайшим примером нормативно нейтрального типа регуляции социальных взаимодействий. В отличие от механизма взаимопонимания, который согласует ориентации дей —
ствия, рынок является системным механизмом, который стабилизирует независимые от намерений людей взаимосвязи действий посредством функционального сплетения последствий действия.
Исходя из этих соображений, Хабермас считает целесообразным проводить различие между социальной и системной интеграцией общества: для первой принципиально важно то, что соотносятся и связываются друг с другом ориентации действия, которые во втором случае не важны. В первом случае общество интегрируется посредством взаимопонимания и согласия (будь то нормативно предопределеного традицией или достигаемого посредством коммуникативных практик), тогда как во втором — посредством нормативно нейтрального регулирования индивидуальных решений, которые остаются субъективно несогласованными.
На основе предложенного различения получается, что понятийная стратегия, в рамках которой общество предстает исключительно как жизненный мир, резонна тогда, когда мы интеграцию общества понимаем лишь как социальную интеграцию. Такой подход связывает социально — научный анализ внутренней перспективой членов социальных групп и обязывает исследователя сообразовывать свое понимание социальных процессов с их пониманием непосредственными участниками. Тогда воспроизводство общества предстает как развертывание символических структур жизненного мира. При этом за пределами рассмотрения неизбежно оказываются все те аспекты общественного воспроизводства, которые не являются прозрачными для действующих субъектов и не зависят от их намерений.
Напротив, понимая интеграцию общества лишь на манер системной интеграции, мы уже выбираем такую понятийную стратегию, которая представляет общество как саморегулирующуюся систему. Этот выбор имплицирует перспективу внешнего наблюдателя; понятие системы становится приме — нимым к анализу общественной жизни благодаря тому, что ансамбли действий понимаются по аналогии с живыми системами.
Впрочем, мнимость равноправия этих двух подходов становится явной, если мы принимаем во внимание, что сама возможность рассмотрения тех или иных общественных явлений из перспективы внешнего наблюдателя предполагает, что они уже были опознаны и поняты нами как определенные социальные феномены, т. е. что они уже поняты в свете символических структур жизненного мира. Так что принципы воспроизводства жизненного мира уже задают рамки для
репродукции общественного целого, которую мы из перспективы внешнего наблюдателя трактуем просто как воспроизводство системы на основе принципов самосохранения, самоутверждения и т. п.