Невозмутимость духа: атараксия
Если мы воздерживаемся от того, чтобы следовать чему-нибудь определенному в наших воззрениях и делах, то все становится для нас безразлично. Одна ситуация не более предпочтительна, чем другая; нельзя сказать, что этот исход дела лучше, чем иной; всякое положение, в которое нас ставит жизнь, равноприемлемо. Тем самым определяется ответ на третий из Пирроновых вопросов. Когда человек ничто в мире не может назвать своим, ему все равно, чему следовать. Единственным руководителем его воли остается стремление к безмятежности – к тому, чтобы никакой привязанностью, чувством или действием не потревожить покой души.
Скептицизм приводит к убеждению, что человек принадлежит лишь самому себе; и все, что ему дано в мире – пройти свой жизненный путь, ничему не вверяя себя. Ибо ни в чем нельзя найти опоры и ничему последовать с уверенностью. Если выдержать эту позицию последовательно, то человек достигает безмятежности и невозмутимости, которых ничто не может поколебать: ни беды, ни опасности, ни страдания. Безучастность позволяет принять все; и коль скоро сила предпочтения не действует, дух всегда спокоен. Эту ничем непоколебимую невозмутимость духа обозначает в греческом языке слово "атараксия", которое стало одним из ключевых понятий скептицизма. Именно в атараксии – спокойствии и невозмутимости духа, возникающем благодаря скептическому воздержанию ("эпохе") – видит Пиррон самое счастливое состояние человека и, следовательно, цель нашей жизни.
СУММА СКЕПТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Обобщим рассмотренные особенности скептицизма. Античный скепсис определяется тремя важнейшими, внутренне связанными моментами. Во-первых, недоверием к миру, которое является стержнем отношения ко всему сущему. Во-вторых, воздержанием от суждений (эпохе), закономерно вытекающим из состояния, когда мы ни на что не можем положиться и не имеем опоры ни в какой достоверности. В-третьих, невозмутимостью духа, приходящей вместе с воздержанностью от суждений как ее естественный плод, знаменующий невовлеченность личности в дела мира, ее независимость от них. И, наконец, последнее: освобожденный дух и освобожденный скепсисом человек вовсе не отвергает все сущее. Никоим образом нельзя видеть в скептицизме разновидность нигилизма. Напротив, когда ты свободен и не пленен свойствами вещей, когда они не ведут тебя как обязующие к тому или иному выбору, тогда только ты способен сам выбрать, чему следовать. Но, принимая тот или иной взгляд, образ жизни, нормы поведения и занятие, скептик сознает, что делает это не благодаря их истинности, которую не установить, а просто потому, что именно это предпочла его воля. Скептик может многое принимать и многому следовать, но никогда ничему не вверяет себя. Его невовлеченность остается неизменной при самой высокой активности.
ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ СКЕПСИСА
НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Позиция скептицизма – позиция универсальная, и вместе с тем это – позиция частного человека. В ней наилучшим образом сохранена автономия личности, право собственного суждения и ограничение диктата сил, довлеющих над человеком. Личности скептицизм дает опору и убежище от смятения. Кто ничему себя не отдает, тот себя сохраняет. Тот остается при себе. Для классической эпохи это означало бы "остаться нигде", ибо для нее индивидуальное бытие, лишенное иной основы и оправдания, опирающееся лишь на самое себя, заведомо пусто и неподлинно.
Теперь положение изменилось. Эллинистическая эпоха отделила общество от личности, а государство от человеческой индивидуальности. Мир стал сложен и велик, утратив соразмерность с индивидом. Но в то же время индивид, пережив полновесность своего бытия благодаря гражданскому состоянию, уже не мог стать простой игрушкой могучих надчеловеческих сил нового мира. Он сохранил себя в мире: утратив над миром власть, но и отказав миру во власти над собой. И, тем самым, в как будто явном поражении обрел победу, утвердив себя равноценным с этим миром бытием. Личность не сникла и не потерялась перед чрезмерным могуществом мира. Мир для нее перестал быть своим. С тем большей решимостью она обрела достоинство и опору в себе самой.
НЕПРЕДВЗЯТОСТЬ
Привлекательные качества скептицизма – его непредвзятость и последовательность. Коль скоро мы живем, – мог бы сказать скептик, – мы вверили себя жизни. А если так, то вынуждены в ней чем-то руководствоваться. Поэтому в своем поведении естественно следовать определенному мнению, обычаю или решению. Не следует только принимать их за нечто, окончательно установленное и неоспоримо истинное. Нам неизвестна природа вещей. Даже если то, чему мы следуем и вверяем себя, действительно истина и благо, у нас нет безошибочных средств это определить. В то же время нет повода и для уныния. Ведь вполне возможно, что принимаемое нами за истину и благо, в самом деле есть истина и благо. Так что скептицизм весьма далек от пессимизма и унылой уверенности, что мир неизменно обманывает нас, оставляя в плену вечной иллюзии.
ОБРАЗ СКЕПТИКА
Из сказанного ясно, насколько действительное содержание античного скептицизма не совпадает с расхожим образом скептика. Это необходимо отметить, ибо скептицизм – одно из философских понятий, которое давно и прочно вошло в обиход обыденной речи и сознания. Обычно под скептиком понимают человека, готового во всем усомниться и ничего не принимающего всерьез. В нем видят носителя духа непрестанных колебаний и уныния. В расхожем образе скептик своими сомнениями все ставит под вопрос, избегает любого выбора и ни с чем себя не связывает. В действительности сомнения чужды и неприемлемы для скептика, поскольку в них заключено беспокойство и смятение духа – именно те качества, которые скептик призван преодолеть.