Тема 15.Глобальные проблемы современности
Дать определение глобальным проблемам современности. Выделить основные приоритеты и направления развития общества
Задание для самостоятельной работы:
1.Изучить категориальный аппарат.
2.Доработать материалы лекции.
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине
«Философия»
Реферат – это доклад на выбранную автором тему, либо освещение содержания какой-либо статьи, книги, научной работы или иного научного труда. То есть, это авторское исследование, которое раскрывает суть заданной темы, отражает и приводит различные мнения об исследуемом вопросе или проблеме и представляет точку зрения автора реферата.
Согласуйте с преподавателем тему реферата, предполагаемые к использованию источники, и сроки представления на проверку.
Спектр тематики может быть весьма разнообразен: определенное течение, направление, школа из истории философии, характеристика творчества известного философа, анализ национального типа философствования какой-либо страны, философской проблемы и даже отдельной философской категории.
Реферат должен представлять собой самостоятельную работу, свидетельствующую об умении автора ставить и обсуждать философские вопросы, подбирать и анализировать литературу по проблеме, систематизировать и логично излагать материал, делать из него выводы. Реферат должен иметь план, введение, в котором формулируется его цель и дается краткая характеристика темы по используемой литературе, затем несколько параграфов, в которых рассматриваются отдельные аспекты проблемы. В заключении необходимо сделать выводы, которые полезно определенным образом связать (как и примеры в основной части) со специализацией автора. В конце приводится список использованной литературы. Цитаты и ссылки лучше всего делать по сквозной двузначной системе в косых скобках, где первое число - номер источника в списке литературы, а второе – страница (например: /5, 341/). Общий объем реферата – 5-10 машинописных страниц.
Как подготовиться к семинару по философии
Прежде, чем начать подготовку повторите разделы курса и главы учебника, предшествующие изучаемой теме и имеющие к ней непосредственное отношение. Это, а также использование «Философского словаря», позволит Вам более свободно работать над ответами на вопросы плана семинара, лучше понимать смысл используемых категорий: философский текст достаточно труден.
Полезно продумать небольшие планы ответов по каждому вопросу семинара отдельно, но никогда не следует упускать из виду главное, т.е. роль всех пунктов и подпунктов в общей связи философского знания. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Если Вы сумели понять, какое значение имеет изучаемый вопрос для того, чем, как Вы понимаете, занимается философия вообще, основа успеха обеспечена.
Ваш ответ должен быть аргументирован, снабжен некоторым количеством примеров, иллюстрирующих Ваше понимание (лучше всего из области Вашей специальности). Это значит, что ответ не должен быть декларативным и абстрактным. Покажите в нем уровень своей эрудиции, не бойтесь примеров из любой области, близкой Вам.
Преподаватель может потребовать развернутого ответа на вопрос. Такой ответ всегда необходимо заключить каким-то выводом. Но он может построить весь семинар или часть его в виде беседы. Тогда ценным будет каждое Ваше добавление, пусть и краткое. Проявляйте больше активности.
Как работать с «Философским словарем» и другими философскими текстами
Статьи любого философского словаря можно разделить на четыре основных типа:
· о различных философских направлениях, течениях, школах, в т.ч. национальных;
· о персоналиях (биографии и характеристики творчества философов-классиков);
· об отдельных философских работах, имевших особо выдающееся значение и влияние;
· о философских понятиях и категориях.
При изучении философских понятий рекомендуется не ограничиваться первыми двумя строчками определения, ибо они остаются совершенно бессмысленными и формальными без изучения всего содержания статьи. Статьи располагаются в алфавитном порядке. Если название статьи состоит из нескольких слов, то на первое место помещается слово, с которым связано специфическое содержание статьи. В том случае, если определенная проблема или имя затрагиваются и в других статьях данного словаря, ссылка на них передается в тексте курсивом, либо выделяется иным способом. Как правило, в словаре имеется постраничный (или постатейный) указатель, список сокращений, а также список употребленных в нем иностранных терминов и выражений (философских «крылатых слов»).
В ряде случаев от студентов требуется умение анализировать отрывки из текстов классических философских работ. При этом целесообразно руководствоваться следующим кратким планом:
1. Из какого произведения отрывок?
2. Какова главная мысль автора? Как он аргументирует ее? Как в ней выражается общий замысел произведения? Как в ней выражается общий дух эпохи, к которой относится произведение?
3. Какова философская традиция и жанр, к которым относится произведение? Какие основные философские категории и как использует автор?
Как подготовиться к экзамену по дисциплине «Философия».
1. В первую очередь фронтально, целиком прочитать свой собственный конспект лекций. Таким образом, выявите вопросы из зачетного списка, по каким-либо причинам отсутствующие в конспекте, а также хотя и присутствующие, но оставшиеся непонятными при первом прочтении.
2. Изучить отдельно каждый пропущенный или оставшийся неясным вопрос. Для этого целесообразно использовать только учебно-методическую литературу и «Философский словарь». К теоретической литературе и первоисточникам (в отличие от подготовки докладов и рефератов) следует обращаться только в самом крайнем случае. Наилучший вариант используемой литературы - учебник и методические разработки по любым общим и специальным, историко-философским и философским проблемам.
3. На заключительном этапе подготовки следует вновь один – два раза прочитать весь курс, включая разъясненные трудности, особое внимание обращая на адекватное понимание философских терминов и категорий. Составить краткие планы (схемы) всех ответов.
Помните: лучший способ подготовки к экзамену – это аккуратное посещение и конспектирование лекций, активная работа на семинарах, консультации с преподавателем по трудным вопросам, внимательное чтение учебника.