Древней Греции и Древнем Риме
Древнегреческие философы о происхождении веры в богов, о причинах, сущности и функциях религии (Ксенофан, софисты, Демокрит, Эпикур).
Ксенофан
Ø Источник веры в богов – сами люди, которые творят их по своему образу и подобию. Религия – продукт коллективного творчества
КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, V, 109:
Но люди мнят, что боги были рождены,
Их же одежду имеют, и голос, и облик [такой же].
Строматы, V, 110:
Если бы руки имели быки и львы или <кони,>
Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди,
Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих
Образы рисовали богов и тела их ваяли,
Точно такими, каков у каждого собственный облик.
Там же, VII, 22: Язычники считают богов не только антропоморфными, но и антропопатичными и как образы их каждые из них живописуют сходно со своим собственным, по слову Ксенофана,
Эфиопы ... черными и с приплюснутыми носами,
Фракийцы — рыжими и голубоглазыми...
так и души их они изображают подобными самим себе.
ФЕОДОРИТ. Лечение эллинских недугов, 3, 72:
Еще яснее высмеивая этот обман, [Ксенофан] уличает [язычников] во лжи по цвету картин. По его словам, эфиопы пишут своих богов черными и с приплюснутыми носами, фракийцы — рыжими и голубоглазыми, мидяне и персы — также подобными самим себе, египтяне также изображают их по собственному образу.
Ø Богам приписываются человеческие пороки
СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых, IX, 193:
Все на богов возвели Гомер с Гесиодом, что только
У людей позором считается или пороком:
Красть, прелюбы творить и друг друга обманывать [тайно].
Против ученых, I, 289:
Гомер и Гесиод, согласно Ксенофану Колофонскому,
Тьму беззаконных деяний богов они рассказали:
Красть, прелюбы творить и друг друга обманывать [тайно].
Ø Бог бестелесен и один, не похожий на смертных ни обликом, ни сознанием.
Бог всё видит, всё знает и всё слышит.
Бог не имеет движения
Ксенофан Колофонский приводит хорошие доводы в пользу своего учения о том, что бог один и бестелесен:
[Есть] один [только] бог, меж богов и людей величайший,
Не похожий на смертных ни обликом, ни сознаньем (noêma).
Весь целиком он видит, весь сознает (noei) и весь слышит.
Но без труда, помышленьем ума он все потрясает.
Вечно на месте одном пребывает, не двигаясь вовсе,
Переходить то туда, то сюда ему не пристало.
Ибо все из земли и в землю все умирает.
Ø Бог абсолютно недоступен человеческому сознанию
ПЛУТАРХ. Как слушать поэтов.
Истины точной никто не узрел и никто не узнает
Из людей о богах и о всем, что я только толкую:
Если кому и удастся вполне сказать то, что сбылось,
Сам все равно не знает, во всем лишь догадка бывает.
ПЛУТАРХ. Застольные вопросы, IX, 7. 746 B:
Примем это на веру как то, что похоже на правду...
Продик из Кеоса
Ø Боги –— порождение отношении связанных с переходом к земледельческому труду; все полезнoe для жизни древние назвали богами: хлеб — Деметрой, вино — Дионисом и т. д.
Критий
Ø Религия – выдумка законодателей и правителей
Демокрит
Ø Допускал существование богов, но считал, что они являются естественными стихиями, состоящими из атомов: «Ибо больше имеется скрытых от нас живых существ, чем известных нам: одни из них смертные, другие относятся к числу божественных».
Ø Одни и те же образы божественной сущности воздействуют на людей и на бессловесных животных, т.е. Возможно у животных есть представления и богах
В человеке больше божественной природы чем в животном, поэтому у него есть ум, разум, мысль и он может исследовать сущее. Мыслить и рассуждать - свойства наиболее божественного
Ø Поэтический дар является божественным по природе
Гомер получил в дар божественную силу, ибо не может быть, чтобы без божественного и сверхъестественного начала он мог создать столько прекрасные и мудрые стихи
Ø «Тот, кто предпочитает духовные блага, избирает более близкое к божеству; тот же, кто предпочитает телесные, избирает лишь только человеческое»
«Замышлять всегда что-нибудь прекрасное – свойство божественного ума»
Нет божественного провидения – все состоит из атомов. Все происходит само собой, случайно. Мир состоит из случайно собравшихся вместе тел
Ø Из атомов состоит и душа человека, она смертна.
«Души вне тела – ничто»
«Некоторые люди не зная, что смертная природа подлежит уничтожению, но имея на совести совершенные ими дурные поступки, проводят всю жизнь в беспокойстве и страхах, сочиняя лживые сказки о загробной жизни»
Ø Но при этом во всем, даже в мертвом теле есть душа, поэтому Демокрит советовал сохранять тела в меду, что из можно было потом воскресить
Ø Почитание богов имеет причиной страх перед непонятными явлениями, приписывание их богу
Ø Неразумно молиться изображениям, т.к. все происходит из необходимости само собой.
Ø Богов создал страх перед природой.
Ø Боги – образы, умственные начала, одушевленные образы (по Цицерону)
Эпикур
Ø Вера в богов из страха перед непонятными явлениями природы, эта вера основывается и на страхе перед смертью.
Ø Если боги существуют, то им нет дела до людей, они не имеют представления о нашем существовании, и следовательно, они не будут наказывать нас ни в той, ни в иной жизни.
Ø Боги бессмертны и блаженны, пребывают в междумирьях.
Ø Боги существуют.
Ø Нечестивы те, кто думает о богах со слов толпы.
Ø Античные философы поставили вопрос о классификации разных типов религии (правда, классифицировали их по-разному). Так, древнегреческие философы Демокрит и Эпикур различали народные верования (богов толпы) и религию просвещенных.
Ø Люди должны оказывать почести богам из-за превосходства их природы и из-за их блаженства, а не для того, чтобы получить от них что-то особенное, а также какую-нибудь выгоду
Ø Сохранял богов лишь на словах, чтобы не быть осужденным.
Ø Религия – причина человеческих глупостей и несчастий.