Оценка экзистенциального анализа существования человека с точки зрения Философии Объединения
Может возникнуть впечатление, что разные философы по-разному трактуют понятие экзистенции, или существования. Однако в целом экзистенциализм можно охарактеризовать как философию, которая обращается к существенному “я” или существенным условиям человеческого бытия. Согласно представлениям экзистенциалистов, в современном обществе люди оказались отчужденными от этого существенного “я” и пришли в состояние отчаяния и страха. Мыслители этого направления всерьез задумались над тем, как можно освободить человека от отчаяния и страха. В данном разделе кратко рассматриваются и сопоставляются с воззрениями Философии Объединения взгляды экзистенциалистов на природу человека. Такой сравнительный анализ, возможно, поможет читателю углубить понимание теории изначальной природы в философии Объединения.
Сёрен Кьёркегор
Взгляды Кьёркегора на человека
Сёрен Кьёркегор (1813—1855) задавал себе вопрос: “Что есть человек?” Логика его ответа такова: “человек — это дух. А что такое дух? Дух — это “я”. А что такое “я”? “Я” — это отношение, которое относится к самому себе” 9. Тогда кто же тот, кто устанавливает такие отношения? Это должна быть третья сторона, реальность, не совпадающая с собственным “я”, которая, согласно Кьёркегору, есть не что иное, как Сам Бог. Поэтому изначальное “я” — это “я”, стоящее пред Богом. Таково заключение Кьёркегора.
Однако человек, который должен жить во взаимоотношениях с Богом, отошел от Бога. Кьёркегор объяснил природу этого отхода в своем анализе Книги Бытия, изложенном в работе “Понятие страха”, следующим образом. Вначале Адам находился в состоянии мира и комфорта, но в то же время он испытывал страх (Angst). Когда Бог сказал Адаму: “А от дерева познания добра и зла, не ешь от него” (Быт. 2:17), у Адама появилась возможность выбора. Эта возможность выбора повергла Адама в ужас. Заглянув в бездну свободы, Адам оцепенел и ухватился за собственное “я”. Именно в этот момент возник первородный грех.
В результате появился барьер в отношениях человека с собственным “я”, и человек впал в отчаяние (Vezweiflung). Человек стремился сам устранить отчаяние, полагая, что есть нечто, пришедшее извне. Но он никогда не сможет избавиться от него таким путем. Только посредством веры, посредством открытия заново отношений с Богом мы можем восстановить изначальное отношение к себе и избавиться от отчаяния.
Кьёркегор критиковал толпу за ее безответственность и отсутствие совести, говоря: “Человеческая масса — это все и ничто, наиболее опасная из всех властей и самая ничтожная” 10.
Он утверждал, что для осуществления своей подлинной человеческой природы человек должен покинуть мир толпы и предстать перед Богом сам по себе как индивид. Он описал этапы, через которые люди должны пройти, чтобы вернуться к самим себе, назвав их тремя стадиями экзистенции.
Первая стадия — это стадия эстетической экзистенции. На этой стадии человек просто следует своим чувственным желаниям по мере их возникновения и живет, как хочет. Целью такой жизни является удовольствие. Позиция существа, ведущего эстетическую экзистенцию, — это роль соблазнителя, жаждущего эротической любви. Однако, поскольку удовольствие не может длиться непрерывно, личность, ведущая эстетическое существование, попадает в ловушку усталости и страха. При этом надежды рушатся и человек впадает в отчаяние. Однако, приняв необходимые решения, он может перейти к следующей стадии.
Вторая стадия — этическая экзистенция. Личность, находящаяся на этой стадии, стремится жить в соответствии со своей совестью, исходя из представлений о добре и зле как критерия. Человек стремится быть хорошим гражданином, сознавая свои ответственность и обязанности. Однако независимо от того, сколь велики его усилия, ему не удается жить в полном согласии со своей совестью. Поэтому и на данной стадии надежды человека рушатся и он впадает в отчаяние. И снова, приняв необходимые решения, можно перейти к следующей стадии.
Третья стадия — это религиозная экзистенция. Здесь каждая личность со своей верой стоит перед Богом, и только таким путем человек становится подлинно экзистенциальным существом. Чтобы вступить в эту стадию, необходим скачок. Такой скачок возможен, если человек способен принять парадокс, который невозможно понять посредством интеллекта. Например, нужно верить столь иррациональному утверждению, как следующее: “Вечное Существо, Бог, воплотился в человеке, конечном во времени”. Только с помощью такого прыжка человек может по-настоящему восстановить свои отношения с Богом. Готовность Авраама принести в жертву своего сына Исаака по приказу Бога, противоречащая человеческой этике, стала моделью религиозной жизни.
Когда личности, ставшие экзистенциальными существами перед Богом, то есть те, кто обрел свое изначальное “я”, любят друг друга любовью Бога, следуя заповеди Иисуса “любите ближнего своего, как самого себя”, только тогда через такую “работу любви” будет установлено здоровое общество.