Слайд 6. Основные подходы к разработке миссии
Слайд 1. Титульный лист.
Слайд 2. Определение миссии.
Существует множество толкований понятия корпоративная миссия - смысл существования, основная цель деятельности; некое высшее предназначение; выражение общественной значимости деятельности; роль, которую компания собирается играть на рынке; качественное наполнение бизнеса, попытка бизнесмена найти смысл своей профессиональной деятельности; обоснование нефинансовых целей организации.
Наиболее полно отражает всю суть миссии следующее определение:
Корпоративная миссия – выражение организацией своей способности и намерений удовлетворять или создавать социально-значимые и этически-приемлемые потребности (запросы) человечества, групп людей (территорий, государств, народов, сообществ, предприятий) и отдельных личностей. Проще говоря, миссия компании – это общественная польза, которую компания намерена принести (или уже приносит) окружающим.
Приведем в качестве примера миссию "Газпрома".
Слайд 3. Цели миссии.
Миссия показывает – насколько продукты компании формируют и усиливают качественные изменения в повседневной жизни потребителя и мировоззрении общества.
То есть миссия должна быть направлена наружу, на общество, вне компании, а не на компанию и ее интересантов. Именно это является главным критерием при понимании – миссия ли перед глазами или попытка оправдания сугубо материальных интересов бизнеса. Яркий тому негативный пример – миссии сегодняшних российских банков и страховых компаний, большинство которых просто-напросто забыли об интересах клиента.
Приемлемыми для общества целями миссии современного российского бизнеса могут быть:
- формирование нового качества жизни, обобщающего потребительские свойства продуктов компании;
- стремление улучшить уже сформированное качество жизни и расширить его распространение;
- создание ценностей более высокого уровня значимости для общества, чем затраченные ресурсы;
- качественные изменения в самой компании, как результат появления и мобилизации дополнительных ресурсов и нового отношения к миру;
- рост адаптации компании к требованиям рынка и ее интеграции в мировое сообщество.
Красивые слова о прибылях и дивидендах или неприкрытое стремление стать лидером рынка – сомнительны для общественной пользы и не настолько скромны, чтобы попасть в формулировку миссии. Для них есть другие, более амбициозные документы.
Слайд 4. Содержание миссии. Четырехаспектный подход.
Имеется немало мнений о том, каким должно быть содержание миссии организации.
Так называемый четырехаспектный подход предполагает учитывать в формулировке миссии следующие аспекты:
• рыночный (продукция, стратегии, конкуренция, цели предприятия, рынки),
• социальный (учет интересов участников бизнеса, социальных групп, упоминания о корпоративной философии, культуре),
• частный (успехи бизнеса с точки зрения личных интересов владельцев),
• качественный (стремление бизнеса изменить условия, качество жизни общества, свойства социальной среды).
Слайд 5. Содержание миссии. Стратегический подход.
Другой подход советует учитывать основные стратегические цели, стоящие перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты бизнеса относительно каждой из них:
• общественной (вклад в местное сообщество, решение конкретных общественных проблем),
• потребительской (удовлетворение запросов клиентов, учет потребностей поставщиков и партнеров),
• административно-территориальной (удовлетворение запросов конкретной системы, в структуре которой работает фирма),
• предпринимательской (удовлетворения потребностей участников и совладельцев).
Согласно какой методе компания сформулирует бизнес-миссию – решать руководству.
Слайд 6. Основные подходы к разработке миссии
Конечно же, вряд ли можно “разработать” миссию. Осознать, сформулировать – да. Процесс осознания миссии может идти постепенно, а может и взрывообразно – озарением.
В условиях малого и среднего бизнеса миссия организации почти всегда содержит энергетику, философию владельцев, основателей. Без их участия полнокровная миссия появляется редко. Существует немало подходов к разработке миссии.
Собственник и ТОПы: Миссию разрабатывают собственник и топ-менеджеры, которым он доверяет. В результате обсуждения рождается некий общий документ, отражающий разные интересы участников. Когда “заговорщиками” достигается единомыслие по всем вопросам, миссию представляют коллективу.
Работники: "Генералитет" компании рассматривает множество вариантов формулировки миссии, предложенных каждым сотрудником. Далее самые плодотворные мысли сводятся в единый документ и доводятся до совершенства, часто с помощью внешних консультантов. В итоге получается миссия, рожденная из самых недр коллектива.
ТОПовый "мозговой штурм": Исключительно высшие управленцы компании вместе с владельцами методом "мозгового штурма" (или ему подобных) под командованием сторонних консультантов “генерируют из себя” миссию, которую позже доводят до сведения сотрудников.
Фокус-группа: Формируется рабочая группа из руководящих работников, специалистов, нестандартно мыслящих сотрудников и при обязательном участии координатора-консультанта. Группа в ходе дискуссий создает черновой документ и передает его координатору, который далее, в ходе личных обсуждений с членами рабочей группы, доводит документ до рабочего состояния и выносит на утверждение.
Собственник: Миссию компании формулирует лично владелец бизнеса при ненавязчивом участии внешнего консультанта. Интересы всех заинтерсованных сторон при этом учитываются.