Смысл жизни как философская проблема
1. Проблематизация понятия «смысл жизни».
2. Причины обострения проблемы смысла жизни в современной культуре.
3. Понятийная сетка мышления о смысле жизни в классическом рационализме.
4. Экзистенциализм: основные идеи и представители.
Литература
Гуревич П.С. Человек. — М.,1995.
Фромм Э. Искусство любви. — Минск, 1990.
Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. В 2 т. — М.,1994.
История современной зарубежной философии: компаративистский подход. — СПб.,1997.
На первый взгляд, смысл жизни есть абсолютно философская проблема, то есть такая, которая может интересовать исключительно философов-профессионалов. Обычный же человек, занятый повседневными делами, склонен считать эту проблему едва ли не надуманной, или, по крайней мере, редко встречающейся и очень далекой от ежедневных хлопот. Однако, XX век, ставший эпохой величайшего самопознания человека, вывел неожиданную формулу: смысл жизни — эта, в общем-то, довольно эфемерная структура, — необходим человеку для поддержания биологической жизни.
Наблюдения известного психолога В. Франкла, прошедшего нацистские концентрационные лагеря, показали, что узники, утратившие понимание того, для чего они живут, умирали очень быстро. Исследование личностей студентов различных учебных заведений Америки, совершивших суицид, дали достоверные сведения о том, что абсолютное большинство из них были вполне благополучными молодыми людьми, как в социальной, так и в личной жизни. Единственное, что отмечали их друзья, была утрата смысла жизни. Казалось бы, сказанное противоречит нашему ежедневному опыту — по улице не ходят люди, постоянно размышляющие о смысле жизни. Если бы осознанная доктрина смысла жизни была бы необходима как удовлетворение наших первичных биологических потребностей, то человек сразу бы отбросил все лишнее и сконцентрировался только на этой проблеме.
Отсутствие постоянной сосредоточенности на этой проблеме, тем не менее, не говорит о её второстепенности. Напротив, как раз отсутствие осознанного смысла жизни говорит о том, что он уже жестко определен, но не самим человеком, а обществом. Ведь неопределённость целей жизни, отсутствие ответа на вопрос «для чего я живу?», влечет за собой невозможность воздействовать на человека, лишает общество возможности его контролировать. Общество, поэтому, оказывается заинтересованным внедрить то или иное понятие о смысле жизни в головы своих граждан. Мы не размышляем о смысле жизни, так как имеем о нём то представление, которое без нашего ведома было внедрено в наше сознание общественными институтами. Экспликация этих структур, проверка их на реальность-иллюзорность, а также прояснение вопроса о смысле жизни является несомненной задачей философии.
Рубеж тысячелетий обострил проблему смысла жизни. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, материальные проблемы решены в большей части стран западного мира; исполнилась вековая мечта человечества — впервые появился человек, для которого задача обеспечения ежедневного существования не стоит актуально. Перестав заботится о хлебе насущном, человек как никогда остро осознал необходимость понимания для чего и почему он живет. Во-вторых, наше время стало периодом возрастающей социальной мобильности: человек часто меняет профессию, а то и сферу деятельности или даже страну проживания. Во время этих изменений, он не может больше оправдывать своё существование через принадлежность к социальному слою. Перерыв в социальном континууме вызывает необходимость личного решения проблемы смысла жизни. В-третьих, сейчас активно происходит разрушение тех культурных идей, которые могли оправдывать жизнь европейцев на протяжении последних столетий, придавая ей несомненный смысл. Поставив под сомнение идею социального прогресса, ценность научного знания, необходимость безудержного развития технологии, европейцы утратили культурную оправданность своих действий.
Смысл жизни достаточно давно стал предметом рассмотрения философии. Исходя из основных принципов классического рационализма, смысл жизни может быть представлен как понятие, логически требующее других понятий. Так образуется понятийная "сетка", в которую мы улавливаем проблему смысла жизни.
Первым из этих понятий будет, естественно, смысл. В отношении к поставленной проблеме это понятие обозначает уверенность в том, что жизнь не исчерпывается чередой ежедневных событий, напротив, ежедневность является заместителем чего-то другого, что и обозначается как смысл жизни. Если жизнь исчерпывается обыденностью, понятие «смысл жизни» бессмысленно, вернее, лишено содержания. Затем, нам следует дать себе отчет в том, что бесконечная жизнь не имела бы смысла. Бесконечное по объёму понятие является бесконечным и по содержанию, то есть безразличным к содержанию. Так образуется второе понятие — предел, выраженный в человеческой жизни смертью. Свобода — третье понятие из этого ряда. Только при наличии свободы выбора возможен смысл жизни. Машинизированная жизнь, лишенная вариантов, обессмысливает проблему смысла жизни. Возможность инициировать новую цепь событий (свобода) влечет за собой ответственность, которая в классическом рационализме обычно рассматривалась как возможность возложить на человека ответственность за совершенные им действия (вменяемость).
Для существования смысла жизни и человеческой свободы в особом мире классического рационализма, который представлялся системой абсолютно необходимых идей, следовало согласовать человеческие действия и строй мира, обычно строго детерминированный. Названная проблема так не нашла непротиворечивого решения в новоевропейском классическом рационализме. Идея Лейбница о предустановленной гармонии в применении к смысложизненным установкам была осмеяна уже Вольтером.
К счастью, дедукция (выведение) понятий — не единственный способ рассмотрения проблемы смысла жизни. В XX веке сложилось влиятельное философское направление — экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — основной темой которого и был смысл жизни. Наиболее известными представителями этого философско-литературного движения были Г. Марсель, А. Камю, Ж.-П. Сартр (Франция); М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия). Экзистенциализм сложился на основании философских опытов XIX века о человеке (прежде всего С. Кьеркегор, Ф. Ницше), литературных опытов (более всего Ф.М. Достоевский), методологии феноменологии (Э. Гуссерль); а также исторического опыта двух мировых войн и тоталитарных диктатур первой половины XX столетия. Экзистенциализм был властителем дум послевоенной европейской интеллигенции, он присутствовал в студенческой революции рубежа 60 – 70-х годов на уровне едва ли не идеологии.
Мартин Хайдеггер (1880–1976) — немецкий философ-экзистенциалист. Он считал, что лишь человеку свойственно осмысление бытия, которое он называл экзистенцией. Для вопрошающего человека бытие проявляется и раскрывается через познавательную и практическую деятельность. Человек смотрит на мир сквозь призму своего мировоззрения, которое формирует особенности постижения действительности. Для Хайдеггера время является наисущественнейшей характеристикой бытия, т.к. вся жизнь конечна, поэтому личность в попытке уйти от безысходности вводит для себя ориентацию на будущее, дающую ей подлинное существование, заслоняя миром повседневных вещей грядущий конец. Личность осознает свою уникальность и в тоже время смертность. Хайдеггер сосредоточился на индивидуальном начале в бытии человека, характеризующемся личным выбором, ответственностью, поисками собственного Я. В дальнейшем ученый перешел к анализу категории бытия в более широком контексте. Для постижения бытия он вводит термин «вслушивание», считая, что язык, открывают «истину» бытия.
Карл Ясперс (1883–1969) — выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Подлинной философией он считал сам процесс философствования, которому свойственна жизненность «экзистенциального высветления» проблем бегущего времени, осмысление нашего бедственного существования. «Существование есть сознание, — писал Ясперс, — и я существую как сознание... Анализировать существование значит анализировать сознание». Философия призвана «осветить» экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, т.е. помочь совершить скачок к «безусловному бытию», которое непостижимо для научного познания, но присуще сознанию. Ясперс разделил бытие на три уровня. Первым является предметное бытие («бытие-в-мире») или «существование», открывающееся человеку в критические моменты жизни (страдания, смертельной болезни и т.д.). Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир, его существование, таинственным образом связанное со своим собственным, который освещает новым смыслом и человеческую экзистенцию. Второй уровень бытия — это озарение, прояснение экзистенции, осознание души. Третий уровень — чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осознанием Бога. Итогом философствования выступает философская вера, и если религиозная вера основана на откровении, то философская является результатом размышления.
Жан Поль Сартр(1905–1980) — французский философ и писатель, представитель экзистенциализма. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, считая, что каждый отдельно взятый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. Он считал, что человек созидает себя с самого начала своей жизни, тем самым возводя возможности человека в абсолют.
Возможно, понимая всю относительность такого шага, выявить основные идеи экзистенциализма. Человек не имеет устойчивой сущности, его духовная составляющая не может быть опредмечена, то есть его развитие не может быть предсказано однозначно как любой другой предмет, человеческое бытие уникально и невыразимо на языке понятий. Жизнь лишена смысла, в том виде как его понимала классическая философия, то есть однозначно найденного и распространяемого на всех. Смерть уравнивает все способы жизни. Следовательно, человек полностью свободен, вернее он является результатом собственного выбора.
Приложение