Развитие диалектико-материалистической философии

1. Русская философия является составной частью мировой фи­лософии. В то же время она отлична от философии в других странах. Первое отличие состоит в том, что она существовала не как всесторонняя система взглядов о природе, обществе и человеке, излагаемая в трактатах особого философского типа, а была рассеяна в политической, ху­дожественной, этической, религиозной литературе и поэтому в первую, очередь касалась нравственно-религиозных и социаль­ных проблем. Второе отличие в том, что она существовала как проявление соборного сознания, характерного для русского на­рода, чего не было в странах Западной Европы. Эти черты рус­ской философии проявлялись на протяжении всей её истории. Но на каждом из этапов развития русская философия затраги­вала преимущественно какой-то один из аспектов философско­го самосознания. В истории русской философии можно выде­лить несколько этапов.

Первый этап - древняя русская философия (с момента по­явления первых религиозно-философских сочинений до XV ве­ка). Можно упомянуть о таких философских источниках как «Слово о законе и благодати» Иллариона (1051 г.), «Изборник 1073 г.», «Моление Даниила Заточника» и др. Первые фило­софские сочинения на Руси были во многом подражательными. В них продолжались традиции древнегреческой философии, а также неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Основные проблемы древнерусской философии: расшифровка скрытых значений слов, премудрость Божья, вопрос о правде в жизни человека, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в человеке, ответственность человека за зло, идея божьего блага и мировой гармонии и др.

Второй этап - появление и развитие доктрины «Моск­ва - Третий Рим». По словам монаха Филофея, жившего в XVI веке, два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией как их квинтэссенцией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции.

Третий этап - философия Просвещения XVIII века, в кото­рой можно выделить два основных направления: первое, традиционное, идущее от древней русской философии и выражае­мое в трудах Феофана Прокоповича, Дмитрия и Антиоха Кан­темиров и др. философов. В нем рассматривались проблемы связи бога с природой, соотношение теизма и пантеизма, задачи человека в жизни и истории и др.; второе, естественнонаучное, представленное в трудах М. В, Ломоносова и А. Н. Радищева. Здесь затрагивались вопросы философского метода познания, механицистского подхода в изучении природы и истории, чело­века, его смертности и бессмертия и др.

Четвертый этап - развитие философско-социальной мысли декабристами (П.И.Пестель, И.Д.Якушкин и др.), в чьих со­чинениях рассматривались проблемы движущих сил историче­ского процесса, социальной структуры и её развития, роли лич­ности в истории и др.

Пятый этап - борьба между славянофилами и западниками, проходившая на протяжении большей части XIX века. Основ­ные идеи, появившиеся в русской культуре в результате этого: роль русского народа в истории, «негосударственность» рус­ского народа и его приверженность общине, православной ре­лигии, место науки в социальном прогрессе, соотношение «ге­роев» и «толпы» в историческом процессе и др.

В рамках этого этапа особого внимания заслуживает фило­софия революционных демократов, прежде всего Герцена и Чернышевского. Философское творчество А. И. Герцена (1812 - 1870) сосредоточивалось на проблемах единства бытия и мышления, жизни и идеала. Мыслитель стремился к такому методу познания, который являлся бы единством опыта и умо­зрения, «эмпирии» и «спекуляции». В основном философском сочинении «Письма об изучении природы» он развил идею единства противоположностей, утверждая необходимость ли­квидации антагонизма, обнаруженного им между философией и естествознанием. В области философии истории исследовал проблему общественного закона, который представлялся Гер­цену как сочетание стихийного хода истории и сознательной деятельности индивидов. Большое внимание уделял философ­ским проблемам взаимоотношения личности и общества, резко критикуя как буржуазный индивидуализм, так и уравнительные теории коммунистов-утопистов (Бабеф, Кабэ и др.).

Выдающимся русским философом-материалистом был Н. Г. Чернышевский (1824-1889). Научное осмысление приро­ды и общества он осуществлял в русле идей Л. Фейербаха. Од­нако Чернышевский раздвигает границы антропологического материализма, рассматривая человека не только биологически, но и социально. Он ставит коренной вопрос гуманизма: «могут ли отношения между людьми устроены так, чтобы способство­вать потребностям человеческой натуры»? В основе всеобщей истории он видел изменение «материальных условий быта, иг­рающих едва ли не первую роль в жизни». Большое внимание Чернышевский уделял анализу экономической структуры об­щества и классовым интересам людей. Активно выступал за устройство общества на социалистических, коллективистских началах. Под предлогом обсуждения вопроса о положении кре­стьян после отмены крепостного права проповедовал на стра­ницах журнала социалистические идеи.

Шестой этап - русская религиозная идеалистическая фило­софия конца XIX - начала XX века. ( В.С.Соловьев, Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин и др.). Проблемы, поставленные и отчасти решенные русскими философами в это время, чрезвычайно важны и для русского самосознания, и для русской культуры вообще.

2.Во-первых, идея богочеловечества как конечной цели ис­торического процесса занимает видное место в сочинениях В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева. По мысли В.С.Соловьева история общества есть процесс движения от дохристианского языческого его состояния к христианскому как к его истинному состоянию. На дохристианской стадии ос­новой общества была природа человеческая, образующим на­чалом - разум божественный, а результатом исто­рии - Богочеловек (Христос). На христианской стадии основой общества является натура божественная (София), действующим и образующим началом является разум человеческий, а резуль­татом - коллективный или универсальный человеко-бог, или Вселенская Церковь. Человеческое начало в Западной церкви, соединенное с божественным началом Восточной церкви, и приводит к богочеловеческому состоянию общества, где мате­рия и дух, добро, истина и красота объединены в одной гармо­нии.

Во-вторых, видное место в русской религиозной философии занимает идея всеединства. Она встречается в творчестве В.С.Соловьева, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева. В природе, со­гласно Соловьеву, господствуют три царства: природное, где преобладает энергия растений и животных, человеческое, где господствует энергия разума, божественное, где царствует все­охватывающая гармония духа. Только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет все­единство благодаря своей синтезирующей любви. Н.О.Лосский дополняет это понимание природы идеей мира как органического целого. Для него весь мир есть результат развития идеи органического целого: «Первоначально сущест­вует целое, а элементы способны существовать и возникать только в системе целого». Это первоначало мира - не отвле­ченная абстракция, а существующая реальность, Царство Божий как осуществленный идеал. Этот идеал и есть мир как все­единство.

В-третьих, для русской философии важна проблема свобо­ды человеческой личности. И.А.Бердяев в книге «Философия свободы» говорит, что свобода существует изначально Ни во что, или Ungrund. Бог не властен над этой свободой и не несет от­ветственности за свободный выбор в пользу добра или зла. Другой вид свободы - это рациональная свобода, которая под­чиняет человека моральному закону, т.е. ограничивает его. На­конец, высшее проявление свободы - свобода, выражающая се­бя как божественная любовь. Эта свобода чаще всего предстает как жертва, искупление, индивидуальное и коллективное спа­сение.

В-четвертых, в русской философии видное место занимает идея правды как истины, в которой объединены рациональ­ный, моральный и эстетический подходы к бытию. Правда в русской философии и русской истории издавна была идеалом народным, идеалом справедливости и естественного права, вы­текающего из природы вещей, идеалом религиозным. «Русская Правда» в XI веке была сводом законов Древней Руси. Про­грамма декабристов также была изложена в сочинении П. И. Пестеля под названием «Русская Правда». Наконец, глав­ная газета коммунистов, выходящая с 1912 года, называется «Правда». Традиция идеала правды, таким образом, восходит к старой платоновской идее высшего Блага, в котором сосредо­точены Добро, Истина и Красота. Дополненная христианским мирочувствованием в нравственно-религиозной троице - Вере, Надежде, Любви - эта идея воплощалась в процессе русской ис­тории то в идее батюшки-царя, то в идее нравственно-религиозной свободы, то в идее царства Божья и, наконец, в идее коммунизма. Каждое сословие искало свою правду, а рус­ский народ в целом - высшую правду жизни.

В-пятых, одно из центральных мест в русском самосознании занимала русская идея. Впервые упомянул о русской идее В. С. Соловьев в своем выступлении в частном клубе в Париже в 1882 году. Он сказал, что «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что бог думает о ней в вечно­сти». Он сводил русскую национальную идею к идее всечеловечества, или богочеловечества. Религиозно-моральный смысл русской идеи у Соловьева выразился в отказе от государства светского в пользу государства теократии, в отказе от нацио­нально-эгоистической религии в пользу всемирной религии и Вселенской Церкви. Русская идея в нашем национальном само­сознании существовала также в идее соборности, проявлялась через историческое мессианство, т.е. через спасение своим со­циальным опытом всего человечества. Для неё характерны также духовность, выражающаяся в полноте и целостности жизни, устремленность народа к нравственному идеалу Добра, культ народа как целостности, несущей в себе божий дух, признание ненасилия принципом жизни людей. Таким обра­зом, видно, что русская идея формировалась и жила в культуре как идея высшего нравственно-религиозного идеала в общест­ве. Был и другой аспект у русской идеи - государственно-патриотический. Государственная власть (вначале царь, а за­тем, в XX веке, Советская власть) рассматривала русскую идею как идею оправдания исторического места русского государст­ва в мировой социальной структуре. О народных корнях нацио­нального идеала, о его природных истоках говорилось как о чём-то побочном. В результате, по мнению ряда исследовате­лей, русская идея никогда не была в нашей истории идеей ро­довой, национальной, а всегда была идеей собирательной, все­мирной. Этот отрыв от жизни, от практики, этот утопизм - ха­рактерная черта русского менталитета.

Очевидно, что философская домарксистская мысль в России развивалась как нечто особенное, отличное от философской мысли Запада и Востока. В этом нет ничего необычного, так как каждый народ создает свое философское самосознание, ко­торое свойственно его характеру, его системе ценностей. Эти особенности духовного начала, сокрытого в жизни каждого на­рода, определяют особенности его быта и материальной куль­туры.

Характерные черты русской домарксистской философии выразились в следующем:

- русская философия есть философия по преимуществу религиозно-нравственная;

- в ней преобладал принцип целостности бытия, или все­единства;

- ей нравственный идеал (например, высшее Благо) выража­ется как идеал практической деятельности, идеал единства слова и дела;

- в русской философии сильна струя мессианства, восприня­того от христианства;

- соборность является характерной чертой и русской соци­альной жизни, и русской духовности. В ней преобладают христианские ценности: идеи высшего Блага, Софии, про­мысла божья;

- русская философия связана с греческой философской тра­дицией, особенно с идеями Платона и Аристотеля. Она на­правлена на расшифровку тайн бытия, т.е. скрытых в её символах значений;

- она связана со всем полем русской культуры, имеет публи­цистический характер.

2. Особым этапом развития отечественной философии являет­ся период господства диалектического материализма. Выдаю­щимися представителями марксистской мысли в России были Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.

Г.В.Плеханов (1856 - 1918) вошел в историю как яркий фи­лософ-материалист. Он был непримиримым противником фи­лософского идеализма и политического ревизионизма, опирав­шегося на идеализм как свою методологию. Ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры револю­ции». Во многих работах Плеханов дал обстоятельную критику идеализма и агностицизма неокантианцев. В трехтомной «Ис­тории русской общественной мысли» он впервые дал диалектико-материалистическое объяснение развития общественного сознания в России; высоко оценил роль революционных демократов, как в философии, так и в социально-политических про­цессах.

Становление философских взглядов В. И. Ленина (1870-1924) проходило под влиянием Н.Г.Чернышевского, который как бы подготовил его к диалектико-материалистической философии марксизма. На всех этапах творчества В.И.Ленин большое внимание уделял борьбе с идеализмом. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» был дан обстоятельный анализ истоков и заблуждений второго этапа позитивизма, его связи с субъективным идеализмом и аг­ностицизмом. В этой работе дано классическое определение материи, построенное на решении основного вопроса филосо­фии. Большое внимание уделено теории позна­ния - объективной истине и практике как источнику, цели и критерию познания. Разрабатывая проблемы диалектики, В.И.Ленин пришел к выводу, что закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики.

В.И.Ленин внес серьезный вклад в развитие историческо­го материализма, исследуя роль объективных условий и субъ­ективных факторов в истории, диалектику революции и эволю­ции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно за­нимался изучением политической системы, политической орга­низации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства.

Наконец, самостоятельным этапом в развитии философии в России было советское время в нашей истории (1917 -1991 гг.). На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистической концепции, сформулированной в тру­дах К.Маркса, Ф.Энгельса, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина. Согласно этой концепции, которую ее критики называли «наив­ным материализмом», материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивает­ся согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей. Социальный про­гресс происходит не только эволюционно, но и, прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность жи­вет и развивается в обществе, коллективе, который и есть усло­вие его индивидуальной свободы. Конечной целью всей при­родной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этом социаль­ном идеале преобладает моральная идея высшей справедливо­сти и равенства, которые достигаются в процессе труда, осво­божденного от всех форм отчуждения.

Наши рекомендации