Развитие диалектико-материалистической философии
1. Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она отлична от философии в других странах. Первое отличие состоит в том, что она существовала не как всесторонняя система взглядов о природе, обществе и человеке, излагаемая в трактатах особого философского типа, а была рассеяна в политической, художественной, этической, религиозной литературе и поэтому в первую, очередь касалась нравственно-религиозных и социальных проблем. Второе отличие в том, что она существовала как проявление соборного сознания, характерного для русского народа, чего не было в странах Западной Европы. Эти черты русской философии проявлялись на протяжении всей её истории. Но на каждом из этапов развития русская философия затрагивала преимущественно какой-то один из аспектов философского самосознания. В истории русской философии можно выделить несколько этапов.
Первый этап - древняя русская философия (с момента появления первых религиозно-философских сочинений до XV века). Можно упомянуть о таких философских источниках как «Слово о законе и благодати» Иллариона (1051 г.), «Изборник 1073 г.», «Моление Даниила Заточника» и др. Первые философские сочинения на Руси были во многом подражательными. В них продолжались традиции древнегреческой философии, а также неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Основные проблемы древнерусской философии: расшифровка скрытых значений слов, премудрость Божья, вопрос о правде в жизни человека, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в человеке, ответственность человека за зло, идея божьего блага и мировой гармонии и др.
Второй этап - появление и развитие доктрины «Москва - Третий Рим». По словам монаха Филофея, жившего в XVI веке, два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией как их квинтэссенцией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции.
Третий этап - философия Просвещения XVIII века, в которой можно выделить два основных направления: первое, традиционное, идущее от древней русской философии и выражаемое в трудах Феофана Прокоповича, Дмитрия и Антиоха Кантемиров и др. философов. В нем рассматривались проблемы связи бога с природой, соотношение теизма и пантеизма, задачи человека в жизни и истории и др.; второе, естественнонаучное, представленное в трудах М. В, Ломоносова и А. Н. Радищева. Здесь затрагивались вопросы философского метода познания, механицистского подхода в изучении природы и истории, человека, его смертности и бессмертия и др.
Четвертый этап - развитие философско-социальной мысли декабристами (П.И.Пестель, И.Д.Якушкин и др.), в чьих сочинениях рассматривались проблемы движущих сил исторического процесса, социальной структуры и её развития, роли личности в истории и др.
Пятый этап - борьба между славянофилами и западниками, проходившая на протяжении большей части XIX века. Основные идеи, появившиеся в русской культуре в результате этого: роль русского народа в истории, «негосударственность» русского народа и его приверженность общине, православной религии, место науки в социальном прогрессе, соотношение «героев» и «толпы» в историческом процессе и др.
В рамках этого этапа особого внимания заслуживает философия революционных демократов, прежде всего Герцена и Чернышевского. Философское творчество А. И. Герцена (1812 - 1870) сосредоточивалось на проблемах единства бытия и мышления, жизни и идеала. Мыслитель стремился к такому методу познания, который являлся бы единством опыта и умозрения, «эмпирии» и «спекуляции». В основном философском сочинении «Письма об изучении природы» он развил идею единства противоположностей, утверждая необходимость ликвидации антагонизма, обнаруженного им между философией и естествознанием. В области философии истории исследовал проблему общественного закона, который представлялся Герцену как сочетание стихийного хода истории и сознательной деятельности индивидов. Большое внимание уделял философским проблемам взаимоотношения личности и общества, резко критикуя как буржуазный индивидуализм, так и уравнительные теории коммунистов-утопистов (Бабеф, Кабэ и др.).
Выдающимся русским философом-материалистом был Н. Г. Чернышевский (1824-1889). Научное осмысление природы и общества он осуществлял в русле идей Л. Фейербаха. Однако Чернышевский раздвигает границы антропологического материализма, рассматривая человека не только биологически, но и социально. Он ставит коренной вопрос гуманизма: «могут ли отношения между людьми устроены так, чтобы способствовать потребностям человеческой натуры»? В основе всеобщей истории он видел изменение «материальных условий быта, играющих едва ли не первую роль в жизни». Большое внимание Чернышевский уделял анализу экономической структуры общества и классовым интересам людей. Активно выступал за устройство общества на социалистических, коллективистских началах. Под предлогом обсуждения вопроса о положении крестьян после отмены крепостного права проповедовал на страницах журнала социалистические идеи.
Шестой этап - русская религиозная идеалистическая философия конца XIX - начала XX века. ( В.С.Соловьев, Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин и др.). Проблемы, поставленные и отчасти решенные русскими философами в это время, чрезвычайно важны и для русского самосознания, и для русской культуры вообще.
2.Во-первых, идея богочеловечества как конечной цели исторического процесса занимает видное место в сочинениях В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева. По мысли В.С.Соловьева история общества есть процесс движения от дохристианского языческого его состояния к христианскому как к его истинному состоянию. На дохристианской стадии основой общества была природа человеческая, образующим началом - разум божественный, а результатом истории - Богочеловек (Христос). На христианской стадии основой общества является натура божественная (София), действующим и образующим началом является разум человеческий, а результатом - коллективный или универсальный человеко-бог, или Вселенская Церковь. Человеческое начало в Западной церкви, соединенное с божественным началом Восточной церкви, и приводит к богочеловеческому состоянию общества, где материя и дух, добро, истина и красота объединены в одной гармонии.
Во-вторых, видное место в русской религиозной философии занимает идея всеединства. Она встречается в творчестве В.С.Соловьева, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева. В природе, согласно Соловьеву, господствуют три царства: природное, где преобладает энергия растений и животных, человеческое, где господствует энергия разума, божественное, где царствует всеохватывающая гармония духа. Только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство благодаря своей синтезирующей любви. Н.О.Лосский дополняет это понимание природы идеей мира как органического целого. Для него весь мир есть результат развития идеи органического целого: «Первоначально существует целое, а элементы способны существовать и возникать только в системе целого». Это первоначало мира - не отвлеченная абстракция, а существующая реальность, Царство Божий как осуществленный идеал. Этот идеал и есть мир как всеединство.
В-третьих, для русской философии важна проблема свободы человеческой личности. И.А.Бердяев в книге «Философия свободы» говорит, что свобода существует изначально Ни во что, или Ungrund. Бог не властен над этой свободой и не несет ответственности за свободный выбор в пользу добра или зла. Другой вид свободы - это рациональная свобода, которая подчиняет человека моральному закону, т.е. ограничивает его. Наконец, высшее проявление свободы - свобода, выражающая себя как божественная любовь. Эта свобода чаще всего предстает как жертва, искупление, индивидуальное и коллективное спасение.
В-четвертых, в русской философии видное место занимает идея правды как истины, в которой объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию. Правда в русской философии и русской истории издавна была идеалом народным, идеалом справедливости и естественного права, вытекающего из природы вещей, идеалом религиозным. «Русская Правда» в XI веке была сводом законов Древней Руси. Программа декабристов также была изложена в сочинении П. И. Пестеля под названием «Русская Правда». Наконец, главная газета коммунистов, выходящая с 1912 года, называется «Правда». Традиция идеала правды, таким образом, восходит к старой платоновской идее высшего Блага, в котором сосредоточены Добро, Истина и Красота. Дополненная христианским мирочувствованием в нравственно-религиозной троице - Вере, Надежде, Любви - эта идея воплощалась в процессе русской истории то в идее батюшки-царя, то в идее нравственно-религиозной свободы, то в идее царства Божья и, наконец, в идее коммунизма. Каждое сословие искало свою правду, а русский народ в целом - высшую правду жизни.
В-пятых, одно из центральных мест в русском самосознании занимала русская идея. Впервые упомянул о русской идее В. С. Соловьев в своем выступлении в частном клубе в Париже в 1882 году. Он сказал, что «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что бог думает о ней в вечности». Он сводил русскую национальную идею к идее всечеловечества, или богочеловечества. Религиозно-моральный смысл русской идеи у Соловьева выразился в отказе от государства светского в пользу государства теократии, в отказе от национально-эгоистической религии в пользу всемирной религии и Вселенской Церкви. Русская идея в нашем национальном самосознании существовала также в идее соборности, проявлялась через историческое мессианство, т.е. через спасение своим социальным опытом всего человечества. Для неё характерны также духовность, выражающаяся в полноте и целостности жизни, устремленность народа к нравственному идеалу Добра, культ народа как целостности, несущей в себе божий дух, признание ненасилия принципом жизни людей. Таким образом, видно, что русская идея формировалась и жила в культуре как идея высшего нравственно-религиозного идеала в обществе. Был и другой аспект у русской идеи - государственно-патриотический. Государственная власть (вначале царь, а затем, в XX веке, Советская власть) рассматривала русскую идею как идею оправдания исторического места русского государства в мировой социальной структуре. О народных корнях национального идеала, о его природных истоках говорилось как о чём-то побочном. В результате, по мнению ряда исследователей, русская идея никогда не была в нашей истории идеей родовой, национальной, а всегда была идеей собирательной, всемирной. Этот отрыв от жизни, от практики, этот утопизм - характерная черта русского менталитета.
Очевидно, что философская домарксистская мысль в России развивалась как нечто особенное, отличное от философской мысли Запада и Востока. В этом нет ничего необычного, так как каждый народ создает свое философское самосознание, которое свойственно его характеру, его системе ценностей. Эти особенности духовного начала, сокрытого в жизни каждого народа, определяют особенности его быта и материальной культуры.
Характерные черты русской домарксистской философии выразились в следующем:
- русская философия есть философия по преимуществу религиозно-нравственная;
- в ней преобладал принцип целостности бытия, или всеединства;
- ей нравственный идеал (например, высшее Благо) выражается как идеал практической деятельности, идеал единства слова и дела;
- в русской философии сильна струя мессианства, воспринятого от христианства;
- соборность является характерной чертой и русской социальной жизни, и русской духовности. В ней преобладают христианские ценности: идеи высшего Блага, Софии, промысла божья;
- русская философия связана с греческой философской традицией, особенно с идеями Платона и Аристотеля. Она направлена на расшифровку тайн бытия, т.е. скрытых в её символах значений;
- она связана со всем полем русской культуры, имеет публицистический характер.
2. Особым этапом развития отечественной философии является период господства диалектического материализма. Выдающимися представителями марксистской мысли в России были Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.
Г.В.Плеханов (1856 - 1918) вошел в историю как яркий философ-материалист. Он был непримиримым противником философского идеализма и политического ревизионизма, опиравшегося на идеализм как свою методологию. Ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры революции». Во многих работах Плеханов дал обстоятельную критику идеализма и агностицизма неокантианцев. В трехтомной «Истории русской общественной мысли» он впервые дал диалектико-материалистическое объяснение развития общественного сознания в России; высоко оценил роль революционных демократов, как в философии, так и в социально-политических процессах.
Становление философских взглядов В. И. Ленина (1870-1924) проходило под влиянием Н.Г.Чернышевского, который как бы подготовил его к диалектико-материалистической философии марксизма. На всех этапах творчества В.И.Ленин большое внимание уделял борьбе с идеализмом. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» был дан обстоятельный анализ истоков и заблуждений второго этапа позитивизма, его связи с субъективным идеализмом и агностицизмом. В этой работе дано классическое определение материи, построенное на решении основного вопроса философии. Большое внимание уделено теории познания - объективной истине и практике как источнику, цели и критерию познания. Разрабатывая проблемы диалектики, В.И.Ленин пришел к выводу, что закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики.
В.И.Ленин внес серьезный вклад в развитие исторического материализма, исследуя роль объективных условий и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимался изучением политической системы, политической организации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства.
Наконец, самостоятельным этапом в развитии философии в России было советское время в нашей истории (1917 -1991 гг.). На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистической концепции, сформулированной в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина. Согласно этой концепции, которую ее критики называли «наивным материализмом», материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей. Социальный прогресс происходит не только эволюционно, но и, прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развивается в обществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной свободы. Конечной целью всей природной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этом социальном идеале преобладает моральная идея высшей справедливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения.