Сущность диалектико-материалистической концепции общества.

История общества, его развития есть результат деятельности людей, наделенных сознанием. В итоге при анализе общественных явлений возникает своеобразный оптический обман: кажется, что в обществе все происходит совсем не так, как в природе, что здесь первопричину всего происходящего следует искать, в отличие от природы, не в материальных основаниях, а в головах людей, в их воле, в их мыслях и желаниях. Условия и предпосылки для выработки материалистического понимания истории подготавливались и развитием общественно-политической мысли в конце XVIII века и в особенности сдвигами, происшедшими в обществе с переходом к капитализму. Их суть состояла в том, во-первых, что капитализм обнажил материальные, экономические основания общественной жизни, которые при феодализме были скрыты под идеологическими наслоениями. Во-вторых, наряду с этим, при капитализме ускорилось развитие общества. Все это и дало возможность открыть подлинную основу общественной жизни в социальной форме материи. Сыграл свою роль, в частности, и тот факт, что с развитием общества, с радикальными изменениями условий жизнедеятельности людей менялись сами люди и их взгляды, теоретические концепции. Суть зависимости сознания от бытия Маркс выразил в положении о том, что сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Но что же представляет собой социальная материя, объективная общественная реальность, то, что обычно характеризуется как реальный процесс жизни людей? Главные условия, которым должна удовлетворять эта объективная реальность, эта основа общества, по-видимому, должны быть следующие: во-первых, она не должна быть духовной субстанцией; во-вторых, должна складываться независимо от сознания, в-третьих, определять общественное сознание. Ядро этой особенной формы материи образуют материальное производство и отношения, складывающиеся в его процессе, то, что Маркс характеризовал как "способ производства материальной жизни". Наряду с этим к материальной основе общественной жизни относится и воспроизводство самих людей, а значит, и потребление как условие воспроизводства, а также материальная сторона быта, природная среда и народонаселение. Именно эту, материальную сторону общественной жизни, очевидно, и имел в виду Маркс, когда он вел речь об общественном бытии и об определяющей роли этого бытия по отношению к общественному сознанию. Общественное же сознание, в свою очередь, представляет собой осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Бытие общества включает в себя и материальные, и духовные явления. Социальное, общественное вообще всегда содержит в себе и материальную сторону, и сторону духовную. Наряду с этим необходимо уточнить понятия материального и идеального применительно к общественной жизни. Материальное здесь существует не только в его привычной, предметной форме, но и в виде материальных, прежде всего производственных отношений. Что касается идеального, то оно в обществе представлено не только в виде мыслей, чувств, взглядов определенных людей, т.е. в виде явлений индивидуализированного сознания, но и в виде объективированного духовного, т.е. в форме идей, мыслей, ценностей, смыслов и т.д., материализованных в вещах, книгах, учреждениях, в виде своеобразной общей духовной атмосферы, складывающейся в обществе, правовых установок и т.д. Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, в то же время имеет внутреннюю логику своего развития, является относительно самостоятельным. Это прослеживается и в преемственности, проявляющейся в развитии его форм, а главное - в обратном воздействии общественного сознания на все стороны общественной жизни, в его активности. Иными словами, вторичность, производность общественного сознания от общественного бытия вовсе не означает его второсортности, а тем более второстепенности его роли в истории. Одна из причин кризисных явлений в духовной сфере нашего общества - сведение диалектико-материалистического понимания истории до уровня экономического материализма, пренебрегающего ролью и значением духовных богатств общества, его интеллектуальным потенциалом, подменяющего научный подход в управлении методом проб и ошибок. Важным условием преодоления кризисных явлений в духовной сфере является восстановление в правах подлинно диалектико-материалистического понимания истории, признание действительно великой роли духовных факторов в историческом процессе. Одна из ключевых проблем сегодня - возвышение интеллектуального потенциала общества, создание атмосферы творчества во всех областях духовной жизни, поскольку без этого не решить всей суммы задач по переделке экономических основ общества и его социально-политической надстройки





Культурно-деятельностные концепции общества.Деятельность - одна из главных категорий социальной философии и философии культуры. Деятельностные интерпретации общества и культуры стали разрабатываться в нашей литературе практически одновременно. Деятельность дает возможность выразить диалектическую взаимосвязь между различными элементами культуры и тем самым представить ее как целостность. Деятельностное рассмотрение культуры позволяет также обнаружить источники и движущие силы ее развития, представить культуру как самопротиворечивое явление, как диалектическое единство противоположностей. Одно из основных противоречий развития культуры - это противоречие между творческой и стереотипической деятельностью.

Стереотипы - относительно устойчивые, повторяющиеся способы деятельности, служащие средством сохранения и передачи социального опыта. Обряды - это формализованные варианты привычного действия, символические модели поведения.Они несут большую эстетическую нагрузку и выступают не только формой закрепления и передачи социального опыта, но и формой эмоционального отношения к миру. Кроме того, обряды способствуют сплочению группы, укреплению связей между людьми, снятию напряженности и недоверия в отношениях между ними. Обряды сопровождают важные моменты в жизни человека. Церемония - торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок - церемониал.Ритуал - форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности.Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.К нарушителям применяются неформальные санкции - неодобрение, изоляция, порицание. Обычаи закрепляются коллективными привычками и воспроизводятся в неизменном виде в течение длительного исторического периода. Обычаи действуют в непроизводственной сфере, хотя в ряде регионов мира они регулируют и трудовые процессы. К обычаям можно отнести традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, правила отношений между людьми в общественных местах, на улице, в городском транспорте. Обычаем регулируются часы и условия приема пищи, сна.

Традиция - это механизм непосредственной передачи культурной информации во времени.

Обычаи и традиции воспроизводят уже накопленный культурный опыт. Выход за рамки существующих стереотипов, создание новых форм культуры осуществляется в процессе творчества.Творчество - это деятельность, порождающая новое. Научная гипотеза или новая закономерность, техническое изобретение или выявление практической значимости той или иной идеи - все это результаты творческой деятельности. Создание известного с помощью нового (новых приемов и средств) также является творчеством. Творческими являются достижения, которые вносят вклад в историю мировой культуры. Таким образом, традиции и творчество диалектически взаимосвязаны. Традиции могут включать творчество в качестве момента. Творчество, в свою очередь, опирается на традиции, синтезирует все предшествующие достижения культуры. Новое направление в культуре может отказываться от одних традиций, но обращаться к другим. Например, Возрождение отвергло традиции средневековой культуры, но обратилось к более древним традициям античности. Авангардизм отказался от классических традиций, принципов реализма, но многое заимствовал из культуры Востока. Новое не может возникать вне преемственной связи с предшествующим.

Наши рекомендации