Проблемы религии в философии Ж.П. Сартр (1905-1980)

Его воззрения сложились как под влиянием философских систем Гуссерля, Хайдеггера, так и под влиянием идей Достоевского.

Труды: «Воображения», «Тошнота», «Экзистенциализм это гуманизм», «Бытие и ничто», кроме того в ряде драматических произведений развивал свои идеи – пьеса «Грязные руки», «Мухи». В последний период сочинял философские суждения вне художественного творчества: «Критика диалектического разума. Вопрос о методе».

v определение экзистенциализма (по «Экзистенциализм это гуманизм») – это такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь, человеческую субъективность.

v В этой же работе Сартр вводит термин атеистический экзистенциализм.

v В философском плане считается, что он разрабатывал феноменологическую онтологию. Ее исходный тезис: есть бытие, в котором существование предшествует сущности, этим бытием обладает человек.

v Имеется 3 формы бытия в чел существовании:

1. Бытие-в-себе. Фактично, вечно

2. Бытие-для-себя. Человеческое бытие, непосредственная жизнь сознания и самосознания. Оно существует как отталкивание, отрицание калечащего кошмара бытия, как отверстие в бытии.

3. Бытие-для-другого. Обнаруживает фундаментальную конфликтность межчеловеческих отношений. Отношения к другому в условиях всеобщего отчуждения – борьба за признание личности в глазах другого.

§ Так складывается фундаментальный проект чел сознания – желание быть Богом, т.е. достичь самодовлеющего, вечного бытия в себе, при этом сохранив свободную субъективность бытия для себя.

§ Но поскольку это невозможно, человек есть всего лишь тщетное стремление.

Ø Сартр видит фальшь и ханжество во всех видах общения индивидов, видах общения освященных традиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и прочем. Разоблачает различные формы дурной веры.

Ø Дурная вера – самообман, связанный с фундаментальным проектом Быть Богом. Источником является онтологическая раздвоенность человеческого существования, которому одновременно присущи и фактичность бытия-в-себе, и свободная проективность бытия-для-себя. Объединяющее их начало – трансценденция, ничто, которое выступает как глубочайшая тайна. Трансценденция, Ничто – это отрицание калечащего кошмара бытия, отталкивание, отрицание, негация отчуждённых видов бытия.

Ø Бытие-для-себя должно быть принципиально отлично от бытия-в-себе, находиться вне его, быть от него независимым, свободным. Сартр видит в свободе конститутивный момент онтологии. Человек выбирает свой способ бытия на фоне абсолютной случайности здесь-бытия, не выбирая свою эпоху, он выбирает себя в ней. Человек должен постоянно изобретать себя:

v Первоначально человек ничего из себя не представляет – впоследствии становится человеком, таким, каким он сделает себя.

v Отсюда вывод: нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы её задумал. Свобода несовместима с активностью Бога. Человек осуждён быть свободным, это – тяжкий груз. Он по собственной воле, а не по воле Бога, решает свою судьбу.

v Человеческая свобода является фундаментальной и неотъемлемой характеристикой человеческого бытия-для-себя. Человек свободен, человек – это свобода.

Ø Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства несуществования Бога. Даже если бы Бог существовал, то ничего бы не изменило.

Ø Сартр лично в Бога не верит, но исходя из позиции субъективности, он отказывается решить вопрос о несуществовании Бога философски, он подчеркивает – атеизм это чистое определение позиции по проблеме, которая превосходит наш опыт, это также и моя позиция, но отказывая Богу в существовании я не думаю быть меньшим метафизиком, чем Лейбниц, который приписывал ему существование.

Пьеса «Дьявол и господь Бог»

Идея полной свободы человека. В драме есть персонаж Гётц. Этот персонаж непрестанно борется с Богом, как неким действительным противником.

Сам Сартр подчеркивает: «Экзистенциалисты считают очень неудобным, что Бога не существует, так как с ним вместе исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в сверхчувственном мире... Таким образом, ни позади нас, ни впереди нас — в светлом царстве ценностей — мы не имеем ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки...»

Неокантианцы.

В истории Ф выделяют разные направления неокантианства.

Две основных:

1. Марбургская (Герман Коген, Пауль Наторп, Эрнст Кассирер)

2. Баденская (Виндельбанд, Рикерт).

Философско-религиоведческие позиции:

Коген и Наторп рассматривали религию в целом в традициях Канта и тем самым наполняли ее моральным содержанием. Другие предложили иные исследовательские парадигмы, обратив особое внимание на анализ религии в контексте культуры.

Виндельбанд (1848 – 1915).

Труды: «Философи культуры и трансцендентальный идеализм», «Платон», «о свободе воли», «Прелюдии. Философские статьи и речи)».

Ø Науки делятся на науки о природе и науки о культуре. Естественные и исторические. Для первых характерен номотетический метод. Для вторых идиографический метод.

v Номотетический устанавливает общие закономерности единичных явлений природы

v Идиографический выявляет своеобразие отдельных исторических событий.

Ø Согласно В, философия – наука об общеобязательных ценностях, она должна устанавливать правила нормы отнесения к ценностям, нормы совершенно отличны от законов природы.

v Нормативное законодательства отлично от природы, но не противоречит ему. Нормативное дает оценку существующему. Ценности нормативной и общезначимой, они не существует в виде самостоятельных предметов, а значат.

v Есть только 3 собственно философские дисциплины: логика, этика, эстетика. Наряду с ними существует еще одна, может быть величайшая культурная ценность, сила - религия.

Ø Святыня – это нормативное сознание истинного, доброго, прекрасного, пережитое как трансцендентное истинность. Святыня присутствует в логике, этике, эстетике, оно никоим образом не исчерпывается ими. Она есть нечто большее. Вхождение святыни в эти науки и возвышение над ними - это антиномия сознания, антиномия святыни.

v Философия имеет дело со святынями. Призвана раскрыть названную антиномию сознания, и в этом смысле сама ФР антиномична.

Ø Религия есть трансцендентная жизнь, существенное в ней есть жизнь за пределами опыта. Сознание принадлежности к миру духовных ценностей.

v В религии выделяется:

1. Трансцендентное чувствование

2. Трансцендентное представление

3. Воления

4. Деятельность

5. Организацию религия

v Будучи трансцендентной жизнью Религия в Истории становится социальным образованием.

Ø Высшие ценности:

1. Логические (истина)

2. Этические (благо)

3. Эстетические (красота)

4. Религиозные (святыня)

Толкует их как восходящие ступени ценностной шкалы. Дуализм мира действительности и мира ценностей, должного.

Этот дуализм является священной тайной, обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющего нас в сферу религиозных ценностей.

В религии эти противоположности образуют единство в божество. Но и в религии обнаруживается принципиальная раздвоенность. Почему наряду с ценностями существуют не определенные ценностным отношением предметы.

Риккерт (1863 – 1936).

Ø Природа – совокупность всего того, что возникает само собой, само родилось и растет. Противоположность этому – культура то, что создано человеком.

v Риккерт различает

§ естественные понятия (понятия о феноменах природы)

§ культурные понятия (понятия о феноменах культуры).

Ø Науки различаются и по методу.

v Индивидуализирующее образование понятий, присущее историческим наукам о культуре. Культурное значение какого-либо явления должно рассматриваться в отношении к ценностям. В области наук о культуре требуется индивидуализирующее, историческое рассмотрение. Риккерт подчеркивает, что в исторических науках индивидуальное не тождественно единичному.

v Философия – наука о ценностях, которые образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта.

§ О ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, они либо значимы, либо не имеют значимости.

§ Ценность проявляет себя как объективный смысл. Этот смысл – посредник между бытием и ценностями и составляет отдельное Царство смысла.

Ø Религия, церковь, право, гос-во, нравственность, наука, язык, искусство, хоз-во – явления культуры.

Ø 6 областей ценностей по сферам чел жизнедеятельности:

1. Научное познание - истина

2. Искусство - прекрасное

3. Пантеизм и мистика – сверхличная святость

4. Этика – нравственность

5. Эротика и блага жизни вообще – счастье

6. Теизм как вера в личного Бога – личная святость

Наши рекомендации