Проблемы религии в философии Ж.П. Сартр (1905-1980)
Его воззрения сложились как под влиянием философских систем Гуссерля, Хайдеггера, так и под влиянием идей Достоевского.
Труды: «Воображения», «Тошнота», «Экзистенциализм это гуманизм», «Бытие и ничто», кроме того в ряде драматических произведений развивал свои идеи – пьеса «Грязные руки», «Мухи». В последний период сочинял философские суждения вне художественного творчества: «Критика диалектического разума. Вопрос о методе».
v определение экзистенциализма (по «Экзистенциализм это гуманизм») – это такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь, человеческую субъективность.
v В этой же работе Сартр вводит термин атеистический экзистенциализм.
v В философском плане считается, что он разрабатывал феноменологическую онтологию. Ее исходный тезис: есть бытие, в котором существование предшествует сущности, этим бытием обладает человек.
v Имеется 3 формы бытия в чел существовании:
1. Бытие-в-себе. Фактично, вечно
2. Бытие-для-себя. Человеческое бытие, непосредственная жизнь сознания и самосознания. Оно существует как отталкивание, отрицание калечащего кошмара бытия, как отверстие в бытии.
3. Бытие-для-другого. Обнаруживает фундаментальную конфликтность межчеловеческих отношений. Отношения к другому в условиях всеобщего отчуждения – борьба за признание личности в глазах другого.
§ Так складывается фундаментальный проект чел сознания – желание быть Богом, т.е. достичь самодовлеющего, вечного бытия в себе, при этом сохранив свободную субъективность бытия для себя.
§ Но поскольку это невозможно, человек есть всего лишь тщетное стремление.
Ø Сартр видит фальшь и ханжество во всех видах общения индивидов, видах общения освященных традиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и прочем. Разоблачает различные формы дурной веры.
Ø Дурная вера – самообман, связанный с фундаментальным проектом Быть Богом. Источником является онтологическая раздвоенность человеческого существования, которому одновременно присущи и фактичность бытия-в-себе, и свободная проективность бытия-для-себя. Объединяющее их начало – трансценденция, ничто, которое выступает как глубочайшая тайна. Трансценденция, Ничто – это отрицание калечащего кошмара бытия, отталкивание, отрицание, негация отчуждённых видов бытия.
Ø Бытие-для-себя должно быть принципиально отлично от бытия-в-себе, находиться вне его, быть от него независимым, свободным. Сартр видит в свободе конститутивный момент онтологии. Человек выбирает свой способ бытия на фоне абсолютной случайности здесь-бытия, не выбирая свою эпоху, он выбирает себя в ней. Человек должен постоянно изобретать себя:
v Первоначально человек ничего из себя не представляет – впоследствии становится человеком, таким, каким он сделает себя.
v Отсюда вывод: нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы её задумал. Свобода несовместима с активностью Бога. Человек осуждён быть свободным, это – тяжкий груз. Он по собственной воле, а не по воле Бога, решает свою судьбу.
v Человеческая свобода является фундаментальной и неотъемлемой характеристикой человеческого бытия-для-себя. Человек свободен, человек – это свобода.
Ø Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства несуществования Бога. Даже если бы Бог существовал, то ничего бы не изменило.
Ø Сартр лично в Бога не верит, но исходя из позиции субъективности, он отказывается решить вопрос о несуществовании Бога философски, он подчеркивает – атеизм это чистое определение позиции по проблеме, которая превосходит наш опыт, это также и моя позиция, но отказывая Богу в существовании я не думаю быть меньшим метафизиком, чем Лейбниц, который приписывал ему существование.
Пьеса «Дьявол и господь Бог»
Идея полной свободы человека. В драме есть персонаж Гётц. Этот персонаж непрестанно борется с Богом, как неким действительным противником.
Сам Сартр подчеркивает: «Экзистенциалисты считают очень неудобным, что Бога не существует, так как с ним вместе исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в сверхчувственном мире... Таким образом, ни позади нас, ни впереди нас — в светлом царстве ценностей — мы не имеем ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки...»
Неокантианцы.
В истории Ф выделяют разные направления неокантианства.
Две основных:
1. Марбургская (Герман Коген, Пауль Наторп, Эрнст Кассирер)
2. Баденская (Виндельбанд, Рикерт).
Философско-религиоведческие позиции:
Коген и Наторп рассматривали религию в целом в традициях Канта и тем самым наполняли ее моральным содержанием. Другие предложили иные исследовательские парадигмы, обратив особое внимание на анализ религии в контексте культуры.
Виндельбанд (1848 – 1915).
Труды: «Философи культуры и трансцендентальный идеализм», «Платон», «о свободе воли», «Прелюдии. Философские статьи и речи)».
Ø Науки делятся на науки о природе и науки о культуре. Естественные и исторические. Для первых характерен номотетический метод. Для вторых идиографический метод.
v Номотетический устанавливает общие закономерности единичных явлений природы
v Идиографический выявляет своеобразие отдельных исторических событий.
Ø Согласно В, философия – наука об общеобязательных ценностях, она должна устанавливать правила нормы отнесения к ценностям, нормы совершенно отличны от законов природы.
v Нормативное законодательства отлично от природы, но не противоречит ему. Нормативное дает оценку существующему. Ценности нормативной и общезначимой, они не существует в виде самостоятельных предметов, а значат.
v Есть только 3 собственно философские дисциплины: логика, этика, эстетика. Наряду с ними существует еще одна, может быть величайшая культурная ценность, сила - религия.
Ø Святыня – это нормативное сознание истинного, доброго, прекрасного, пережитое как трансцендентное истинность. Святыня присутствует в логике, этике, эстетике, оно никоим образом не исчерпывается ими. Она есть нечто большее. Вхождение святыни в эти науки и возвышение над ними - это антиномия сознания, антиномия святыни.
v Философия имеет дело со святынями. Призвана раскрыть названную антиномию сознания, и в этом смысле сама ФР антиномична.
Ø Религия есть трансцендентная жизнь, существенное в ней есть жизнь за пределами опыта. Сознание принадлежности к миру духовных ценностей.
v В религии выделяется:
1. Трансцендентное чувствование
2. Трансцендентное представление
3. Воления
4. Деятельность
5. Организацию религия
v Будучи трансцендентной жизнью Религия в Истории становится социальным образованием.
Ø Высшие ценности:
1. Логические (истина)
2. Этические (благо)
3. Эстетические (красота)
4. Религиозные (святыня)
Толкует их как восходящие ступени ценностной шкалы. Дуализм мира действительности и мира ценностей, должного.
Этот дуализм является священной тайной, обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющего нас в сферу религиозных ценностей.
В религии эти противоположности образуют единство в божество. Но и в религии обнаруживается принципиальная раздвоенность. Почему наряду с ценностями существуют не определенные ценностным отношением предметы.
Риккерт (1863 – 1936).
Ø Природа – совокупность всего того, что возникает само собой, само родилось и растет. Противоположность этому – культура то, что создано человеком.
v Риккерт различает
§ естественные понятия (понятия о феноменах природы)
§ культурные понятия (понятия о феноменах культуры).
Ø Науки различаются и по методу.
v Индивидуализирующее образование понятий, присущее историческим наукам о культуре. Культурное значение какого-либо явления должно рассматриваться в отношении к ценностям. В области наук о культуре требуется индивидуализирующее, историческое рассмотрение. Риккерт подчеркивает, что в исторических науках индивидуальное не тождественно единичному.
v Философия – наука о ценностях, которые образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта.
§ О ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, они либо значимы, либо не имеют значимости.
§ Ценность проявляет себя как объективный смысл. Этот смысл – посредник между бытием и ценностями и составляет отдельное Царство смысла.
Ø Религия, церковь, право, гос-во, нравственность, наука, язык, искусство, хоз-во – явления культуры.
Ø 6 областей ценностей по сферам чел жизнедеятельности:
1. Научное познание - истина
2. Искусство - прекрасное
3. Пантеизм и мистика – сверхличная святость
4. Этика – нравственность
5. Эротика и блага жизни вообще – счастье
6. Теизм как вера в личного Бога – личная святость