Скептическое, а чаще откровенно непочтительное отношение философии к церкви является главной отличительной чертой эпохи Просвещения
Просветительский разум лежит в основе юридических норм и концепции государства. В эпоху Просвещения представления о естественном праве превратились в теорию (Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и др.). Именно на основе естественного права была разработана теория прав человека и гражданина, нашедшая свое наиболее яркое воплощение в «Декларации прав человека и гражданина», выработанной и принятой в 1789 г. Учредительным Собранием, где определены принципы политического манифеста Французской революции.
Популяризаторские способности просветителей вызывают восхищение. Они не создают крупных теоретических систем, однако все их считают естественными наставниками крепнущего среднего сословия. Средствами, избранными для распространения просвети-тельских идей, были академии, масонские ложи, салоны, письма, очерки, «Энциклопедия».
У Дени Дидро (1713-1784) мы видим попытку глобального истолкования материальности мира в духе материалистической философии. Он пытался объяснить единство материи и движения, преодолевая свойственный тому времени механицизм. Он ближе всех в XVIII в. подошел к идее самодвижения материи и видел в этом самый убедительный аргумент против существования Бога.
В рамках французского Просвещения Э.Кондильяк (1714-1780) осуществил самую последовательную попытку развития эмпиризма в подлинно философском смысле. Познание представляет собой лишь видоизмененное ощущение.
Однако, если у Дидро материализм еще является программой исследования, то у Ж.-О.Ламетри, К.-А. Гельвеция и П.Гольбаха он предстал как теория, претендующая на истинность, поскольку подкреплялась успехами наук, прежде всего, достижениями медицины.
В учении французских материалистов мы находим идеи о внутренней активности материи, всеобщем характере движения. Однако на этих воззрениях лежит печать механицизма. В XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном состоянии и поэтому основой общего мировоззрения продолжала оставаться механика. Законы механики твердых тел, законы тяготения материалисты эпохи Просвещения возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологические и социальные явления развиваются по тем же законам.
Основным методом, которым пользовались французские материалисты, был метафизический метод, который сложился как антитеза схоластике и был методом эмпирического исследования. Метафизический материализм обосновывал всеобщность движения, принцип неуничтожимости материи и движения, но для него характерно механистическое понимание движения как перемещения тел в пространстве, что не могло объяснить самодвижения материи. Подчеркивая единство мира и, тем самым, обосновывая атеистическое мировоззрение, он не понимает взаимосвязь как определяющую качественную определенность явлений и их свойств. При всей ограниченности следует отметить выдающееся значение метафизического понимания мира, который осуществил прорыв сквозь схоластику и спекулятивное мышление прошлых веков.
Немецкая классическая философия.
Немецкая классическая философия – ведущее направление всей европейской философии со второй половины XVIII в. примерно до середины XIX в. К этому направлению философии мы можем отнести: И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. Этими философами был сформулирован тип философии, выступающий как теоретическое самосознание культуры., как систематическое, обобщающее и ценностно - ориентированное знание. Для немецкой классической философии являются общезначимыми просветительские ценности прогресса человеческого рода, разума и свободы. Особую значимость приобретает духовно-практическая активность человека. В качестве глубинной ценностной ориентации принимается протестантская установка на целенаправленное освоение действительности индивидом, исполняющим таким образом свое высшее жизненное предназначение.
Историческое значение немецкой классической философии состоит в систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесса развития; в переориентации философских исследований на сущность человека, его разум; в понимании истории как целостного процесса; в обосновании идеи социального прогресса и свободы.
Человек понимается как деятельное культурно-историческое существо, т.е. создающее себя в обществе и в истории. Разрабатывается идея историчности форм человеческого духа – религии, нравственности, искусства, права, науки, самой философии (Гегель). В качестве главных созидательных сил человека представляются разум, нравственность, общение и труд. Развивается учение о практике, ее ключевой роли в освоении внешнего и внутреннего мира, когда во взаимодействии субъекта и объекта преодолевается отчуждение и развиваются обе стороны: растет могущество человека, его свобода и ответственность (Фихте, Гегель). Ведущее место в практике отводится духовной активности субъекта. Изучаются различные способности души, выявляется ее творческий потенциал, в том числе в сфере бессознательного (Кант, Шеллинг).
Иммануил Кант (1724-1804) – основоположник немецкой классической философии. Его творчество распадается на два периода: докритический (по 1770 г.) и критический. В первый период интересы Канта носят ярко выраженный естественнонаучный и натурфи-лософский характер. В это время им написан знаменитый трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором обосновывается космогоническая гипотеза, получившая позднее название теории Канта-Лапласа.
Название следующего периода в творчестве Канта «критический» призвано обозначить существо нового подхода мыслителя к задачам философии. Он состоит в исследовании условий возможности самих предметов философского интереса (познания, морали, религии и т.д.) и критического испытания всякого догматизма. В этот период были написаны известные произведения И.Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).
Кант выступает с критикой теории познания Нового времени, в которой бытие выступало основой познания, а само познание трактовалось как слепок с бытия. Кант переводит проблему в иную плоскость и фактически задает гносеологическое направление в философии, которое анализирует процесс познания как субъектно-объектное отношение. Он говорит о познающем субъекте как носителе знаний, который как бы упорядочивает окружающий его мир с помощью априорных форм чувственности и разума. Познание у него – это особого рода деятельность, в которой важнейшая роль принадлежит познающему субъекту. Причем субъект рассматривается не как индивидуальная личность, а как некое представление, выражающее познавательную способность вообще. Поэтому он выделяет в субъекте область социально-психологическую, связанную с особенностью человека как личности, и область надличностную (трансцендентную), которая и обеспечивает его функционирование как познающего субъекта, выходящего за рамки отдельной личности. Он считает, что для понимания того, что такое истина, истинное знание, необходимо различить субъективные и объективные аспекты процесса познания, а не противопоставлять их, как это было прежде, когда субъективное рассматривалось как нечто мешающее процессу познания, искажающее истину. Схема познания у Канта выглядит следующим образом. Некая вещь (неизвестное) воздействует на человека, через его чувственность. Это порождает многообразие ощущений, которые как бы упорядочиваются с помощью априорных форм созерцания. Но на этом этапе знание остается субъективным. Далее в дело вступает рассудок, который облекает имеющиеся знания в форму понятий, то есть выявляя в них нечто общее. Поэтому в конечном счете познающий субъект, объединяющий восприятия и рассудок, создает единство, которое можно считать знанием.
И.Кант – дуалист. Он считает, что предметы существуют независимо от субъекта, вне его, как непознаваемая «вещь в себе» (агностицизм). Сознанию доступны только явления вещи (феномены), представленные в заданных субъектом всеобщих и необходимых формах. Фундаментальной для гносеологии Канта является идея о том, что всеобщее и необходимое знание не может вытекать из опыта, ведь опыт всегда не полон, не завершен. Напротив, оно должно быть доопытным, a priori (предшествующим опыту). Кант называет свою философию трансцендентальной (от лат. transcendere переступать, переходить), поскольку исследует переход данных опыта в образуемую нашим сознанием систему, в результате чего существует всеобщее и необходимое знание.