Специфика предмета марксистско-ленинской философии
Диалектический материализм, как и все другие науки, отражает в своих положениях, законах и выводах объективный мир и закономерности его развития. Материальный мир представляет собой весьма сложные переплетения многообразных связей и отношений между многочисленными и качественно различными объектами, вещами, явлениями и процессами. Каждая отрасль науки и каждая наука в отдельности исследуют объективный мир с какой-либо определенной стороны, в каких-то определенных связях и отношениях. Другими словами, любая наука имеет свой специфический предмет исследования. Физика, например, изучает общие свойства и законы движения вещества и поля. Биологические науки исследуют жизнь и ее закономерности.
Особую отрасль знания составляют общественные науки, каждая из которых исследует определенные общественные отношения и соответствующие законы развития общества. Например, политическая экономия имеет своим предметом исследования экономические законы развития общества, производственные отношения людей.
Если взять область психических явлений, то и здесь мы имеем разные по своему характеру явления, отношения и связи между ними. Соответственно этому определяется специфика различных наук о психике. Психология изучает все психические процессы, формальная логика — законы правильного мышления.
Марксистско-ленинская философия в отличие от других специальных и частных наук исследует не отдельные стороны действительности или формы движения материи, а наиболее общие законы развития всего существующего. Поскольку все существующее может быть отнесено к материальному или идеальному, объективному или субъективному, вопрос об отношении духовного к материальному, сознания к бытию является основным вопросом всякой философии или ее исходным теоретическим пунктом.
Определить действительное соотношение материи и сознания, научно доказать, что/мир по природе своей материален и существует объективно, независимо от сознания, что материя является первичной, определяющей по отношению к сознанию, — такова одна из основных задач марксистско-ленинской философии. Вместе с тем философия марксизма-ленинизма выясняет и другую сторону этой проблемы — способность человеческого сознания познавать материальный мир, быть более или менее верным его отражением.
Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» указывает, что вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе является основным, высшим, великим вопросом философии. В зависимости от того, как отвечают философы на этот вопрос, они разделяются на два больших лагеря — материалистов и идеалистов. Философы, которые признают первичным материю, бытие, а вторичным — сознание, мышление, образуют лагерь материализма. Философы, считающие сознание, мышление, дух первичным, а материю, природу, объективный мир вторичным, образуют лагерь идеализма.
Для идеалистов сознание, дух независимы от материи и существовали до природы. В конечном итоге они так или иначе признают сотворение мира. Поэтому из идеалистического решения основного вопроса философии с неизбежностью вытекает ложное понимание и предмета этой науки.
Материалистическое решение основного вопроса философии предопределяет и материалистическое понимание предмета философии. Последовательно научный ответ на основной вопрос философии дает лишь диалектический материализм.
Марксистско-ленинская философия, как будет показано в последующих главах, дает подлинно научное понимание материи и сознания, всесторонне раскрывает соотношение между ними, доказывая не только зависимость сознания от материи, но и обратное воздействие сознания на бытие через общественную практику людей. При этом в материалистическое понимание соотношения материи и сознания марксистско-ленинская философия включает и материалистическое решение вопроса о соотношении общественного бытия и общественного сознания.
Задача диалектического материализма как особой самостоятельной науки заключается также и в том, чтобы, исходя из материалистического решения основного вопроса философии, раскрыть законы развития, общие бытию и мышлению, показать, что законы мышления представляют собой отражение законов материального мира — природы и общества. Поэтому предмет исследования марксистско-ленинской философии составляют наиболее общие законы развития природы, человеческого общества и мышления. Что же касается частных, специфических законов и закономерностей развития объективного мира, таких, как механические, физические, химические, биологические и социальные законы и закономерности, то их изучают специальные науки.
Наиболее общие законы, которые исследует диалектический материализм, и специфические законы, изучаемые различными частными науками, не исключают друг друга, а существуют и действуют одновременно в одних и тех же процессах или явлениях объективного мира. Любой отдельный процесс природы или общества представляет собой неразрывное диалектическое сочетание специфической закономерной связи, присущей только этому процессу, и вместе с тем закономерности всеобщей, свойственной не только данному процессу, но и всем другим процессам объективного мира. Но всеобщие законы и законы специфические выражают различные по своему характеру связи и отношения между явлениями материального мира, поэтому они качественно различны и не могут быть сведены друг к другу или подменены друг другом. Общие законы имеют самостоятельное значение, хотя они и проявляют свое действие через специфические законы. В то же время специфические законы — это не просто лишь проявления наиболее общих законов. В противном случае специфические законы потеряли бы свое самостоятельное значение в качестве объектов изучения частных наук.
Ошибочное толкование действительного соотношения между всеобщими и специфическими законами может породить неправильное понимание взаимоотношения между диалектическим материализмом и другими науками, абсолютизирующее роль философии и сводящее роль частных наук лишь к выяснению специфических форм проявления общих законов диалектики. Оно может привести к недооценке мировоззренческого и методологического значения законов диалектики для всех других наук.
Диалектический материализм отвергает утверждение современных позитивистов о том, будто в самой действительности не существует всеобщих законов, будто они представляют собой не что иное, как только законы мышления. Из подобных утверждений современные противники марксизма пытаются сделать вывод, что предметом философии являются не объективные законы материального мира, а только законы мышления.
Некоторые философы, извращая на позитивистский лад предмет диалектического материализма, ссылаются при этом на Энгельса и пытаются доказать, будто он ограничивал предмет философии областью мышления. В качестве довода они приводят слова из книги «Анти-Дюринг», где Энгельс писал, что «из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика» [1]. В действительности из этих слов Энгельса вовсе не вытекает, что предмет, диалектического материализма надо ограничивать пределами мышления и его законов. На самом деле Энгельс имел здесь в виду старую философию, которая, претендуя на роль «науки наук», оказалась неспособной открыть связи и всеобщие законы , развития природы и общества и поэтому с развитием специальных наук утратила свою силу. Именно в этом смысле он и говорил, что от старой философии остается только учение о мышлении и его законах.
У Энгельса нет и тени сомнения в том, что диалектический материализм должен изучать не только законы мышления, но и прежде всего наиболее общие законы материального мира, отражением которых являются законы мышления. Диалектика, говорил он, есть «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» а. Из этого определения также видно, что предмет марксистско-ленинской философии существенно отличается от всеобъемлющего предмета прежней философии, которая подчас пыталась включить в себя все специфические законы, составляющие предмет отдельных наук о природе и обществе.
Диалектический материализм исходит из того, что все законы, в том числе и всеобщие диалектические законы, являются объективными. Он рассматривает законы мышления как отражение законов материального мира. В этом заключается принципиальное отличие диалектического материализма от субъективно-идеалистической философии кантианцев, считавших, что законы вносятся в природу человеком, и Гегеля, который признавал объективными лишь законы мышления, навязывая их природе и истории.
Марксистско-ленинская философия как мировоззренческая наука. Предмет марксистско-ленинской философии как науки о наиболее общих законах движения и развития объективного мира и мышления носит более всеобъемлющий характер, чем предмет любой из специальных наук. Марксистско-ленинская философия обобщает данные всех "наук и тем самым охватывает мир единой системой понятий, принципов, законов и категорий. Главная особенность марксистско-ленинской философии состоит в том, что она представляет собой научную систему взглядов на мир в целом, т. е. является цельным мировоззрением.
Понятие «мировоззрение» выражает многообразные отношения человека к миру. Оно предполагает определенный ответ на основной вопрос философии, признание той или иной концепции развития природы и общества, понимание сущности человека и его места в мире, определение общественного и личного идеалов, ответ на вопрос о характере различных процессов и явлений объективного мира. Мировоззрение включает в себя наряду с философскими взглядами людей их специфические политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные убеждения и взгляды.
Марксизм-ленинизм представляет собой строго научное мировоззрение. Основоположники марксизма, создавая новое, научное, коммунистическое мировоззрение, критически переработали все то, что было создано человеческой мыслью. В своей речи на III Всероссийском съезде комсомола, говоря о задачах союзов молодежи, В. И. Ленин указывал на настоятельную необходимость выработать научное, а именно коммунистическое мировоззрение, которое опирается на прочный фундамент человеческих знаний, на новейшие данные науки и революционной практики. В. И. Ленин подчеркивал при этом, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»[2].
Проблема выработки у всех советских людей научного, коммунистического мировоззрения особую актуальность приобретает в наше время. «В условиях социализма и строительства коммунистического общества, - сказано в Программе КПСС, - когда стихийное экономическое развитие уступило место сознательной организации производства и всей общественной жизни, когда теория повседневно претворяется в практику, первостепенное значение приобретает формирование научного мировоззрения у всех тружеников советского общества на основе марксизма-ленинизма, как цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов»[3].
В этой цельной и стройной системе взглядов особая роль принадлежит диалектическому и историческому материализму, который выступает как философская общетеоретическая основа марксизма-ленинизма и всего современного научного знания. Поэтому понятие научного мировоззрения может быть в известной степени отождествлено с понятием философского, диалектико-материалистического мировоззрения. Это тождество выражается в том, что именно диалектический и исторический материализм дает последовательно научный ответ на основной вопрос философии, обосновывает современную концепцию развития природы и общества, определяет место и роль человека в материальном мире, вскрывает объективные причины и тенденции общественного прогресса, без чего не может быть и речи ни о каком современном научном мировоззрении. Ни одна наука, кроме философии не может также выработать таких предельно широких мировоззренческих понятий, как понятия материи, сознания, движения, пространства, времени, причинности, закономерности и т. п., хотя специальные науки и оперируют этими понятиями. И наконец, только диалектико-материалистическая философия может дать обобщенный итог и оценку успехов человеческого познания и тем самым определить дальнейшие пути развития научного знания, что является одной из главных задач научного мировоззрения.
Марксистско-ленинская философия как научная методология. Важнейшей особенностью диалектического и исторического материализма является то, что он представляет собой науку о методе познания и всеобщую методологию научного знания. Марксистско-ленинская методология включает в себя систему теоретических положений материализма и диалектики, принципов, законов и категорий диалектического и исторического материализма. Марксистская философия — это универсальная методология, поскольку она изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
Исторически методология складывалась как философское осмысливание научного знания в целом и его отдельных областей под углом зрения использования различных приемов, средств и методов познания. В истории науки каждому крупному этапу в развитии знания соответствовала своя философская методология. Однако философской методологии в целом до Маркса были присущи две крайности. Одни философы превращали философский метод в абсолют и игнорировали методы исследования специальных наук. Другие, наоборот, пренебрегали философской методологией, подменяли ее суммой методов частных наук.
Диалектико-материалистическая философия преодолела исторически неизбежную ограниченность прежней , методологии. Диалектический и исторический материализм выступает как последовательно научная методология не только познания, но и преобразования действительности. При этом он не подменяет методов частных наук, каждая из которых имеет свой специфический предмет исследования. Однако, поскольку марксистско-ленинская философия изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, она уже в силу этого играет роль всеобщей методологии для ученых, которые разрабатывают теоретические и методологические основы своих частных наук, исходя — сознательно или стихийно — из принципов диалектического и исторического материализма. Методологическое значение марксистско-ленинской философии особенно возросло в современных условиях, в эпоху ускорения темпов общественного развития и бурных революционных процессов перехода от капитализма к социализму, в эпоху невиданного прогресса естественных и общественных наук.
Теоретические и методологические основы конкретных наук разрабатываются не только философией марксизма- ленинизма, но и самими этими науками. При этом в условиях всестороннего развития научного знания отдельные науки могут выступать как науки методологические по отношению к более узким разделам данной области знания. Например, общая биология снабжает методологией исследования ботанику, зоологию и др., политическая экономия — отраслевые экономики и т. д. Процессы дифференциации и интеграции в современном научном знании приводят к тому, что методы той или иной частной науки нередко используются в различных областях исследования и становятся методами познания других специальных наук или даже их целого комплекса.
Однако все это не умаляет значения для научного познания в целом и для каждой отдельной науки философского диалектико-материалистического метода, марксистско-ленинской философии как всеобщей методологической науки. Еще Ф. Энгельс писал, что «именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» К В современных условиях бурного развития науки повышаются роль и место методологических вопросов и в самой марксистско-ленинской философии.
Таким образом, диалектико-материалистическая философия есть наука об отношении сознания к материи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, научное философское мировоззрение, метод познания и революционного преобразования действительности.