Проблема технической этики и социальной ответственности инженера

В советской гуманитарной мысли нравственное измерение техники рассматривалось прежде всего с точки зрения предоставляемых ею возможностей для достижения идеалов общественного развития – построения социалистического, а затем и коммунистического общества. Социалистическое общество рассматривалось как способное осуществлять развитие техники морально оправданным образом, чтобы последнее имело гуманистический характер. Негативные же (и в материальном, и в нравственном отношении) последствия развития техники связывались главным образом с теми формами, которые принимает такое развитие в капиталистических странах.

Показательна в отношении рассматриваемой проблематики работа В.Г.Нестерова, И.Б.Иткина и Н.П.Соколовой "Инженерная этика", посвященная специальному рассмотрению этических аспектов профессиональной деятельности инженера. Эти аспекты оцениваются в общем контексте человеческих взаимоотношений при социализме как развивающихся в направлении единства интересов личности, коллектива и общества, предполагающих товарищество, взаимопомощь и сотрудничество, свободных от частной собственности и эксплуатации. К моральным обязательствам инженера (как и профессионала вообще) относится выполнение работы на качественном уровне и в установленные сроки. Важным моральным компонентом деятельности инженера является его ответственность по отношению к коллегам и к обществу. Вопрос об ответственности связывается авторами с экологическими проблемами, рассматривается в нравственном аспекте ситуация адаптации молодого инженера (моральные обязательства более старших коллег по отношению к нему).

Советские исследователи довольно скептически отнеслись к направлению инженерной этики в том виде, в каком оно начало формироваться в 70-х годах на Западе (прежде всего в США). Это было связано с общим представлением о весьма ограниченных регулятивных функциях морали в капиталистическом обществе. Так В.Г.Нестеров, И.Б.Иткин, Н.П.Соколова отмечали в упомянутой выше работе, что инженерная этика в капиталистических странах имеет целью воспитание инженеров в духе лояльности по отношению к капиталистической системе, что кодексы инженерной этики далеки от реалистичности, поскольку основной движущей силой в капиталистическом обществе является стремление к получению прибыли, а инженеры находятся во власти работодателей и жестокой конкуренции.

Изменение социально-политической ситуации в нашей стране в конце 80-х – начале 90-х годов оказалось существенным образом связанным и с изменением отношения (на неофициальном и официальном уровнях) к системе социально-политического и хозяйственного устройства стран Запада. Эти изменения выразились и в ином взгляде на нравственные аспекты развития техники в западных государствах и соответственно на способы осмысления и попытки решения возникающих здесь проблем, предпринимаемые западными учеными.

Инженерная этика концентрируется на поведении индивида – инженера и на выработке этических норм, регулирующих его профессиональную деятельность. Инженерная этика относится к типу так называемых прикладных этик (наряду с биомедицинской этикой, экологической этикой, компьютерной этикой). Среди прикладных этик можно, в свою очередь, выделить профессиональные этики – такие, как врачебная этика или этика адвокатов.

Об инженерной этике правомерно говорить и как об области научных исследований и образовательной дисциплине, и как о совокупности этических норм, регулирующих профессиональную деятельность инженера. Эти нормы могут существовать (и обычно существуют) в виде "неписанных правил", но могут получать формулировки в этических кодексах. К числу ее норм мы можем отнести такие, как:

· необходимость добросовестно исполнять свою работу;

· создавать устройства, которые приносили бы людям пользу и не причиняли бы вреда (особый случай в этом отношении – военная техника);

· ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

· определенные формы отношений (обычаи и правила, регулирующие отношения) инженера с другими участниками процесса создания и использования техники.

Ряд таких норм фиксируется в юридических документах – например в законах, относящихся к вопросам безопасности, интеллектуальной собственности, авторского права. Некоторые нормы профессиональной деятельности инженеров закреплены в административных установлениях, регулирующих деятельность той или иной организации (предприятия, фирмы, института и т.д.).

Вместе с тем в осознании этических норм профессиональной деятельности играет свою роль объединение инженеров в профессиональные сообщества (ассоциации) с целью создания условий как для лучшего удовлетворения своих интеллектуальных потребностей, так и для защиты материальных интересов.Такого рода ассоциации в странах Запада осуществляют функции поддержки инженеров, в частности в тех случаях, когда профессиональный долг инженера в отношении общества (например, соображения безопасности того или иного проекта для окружающих) вступает в противоречие с непосредственными интересами фирмы, где он работает.

Известный американский исследователь гуманитарных аспектов техники Карл Митчем приводит пример ситуации, когда потребовалась такого рода поддержка.

Компания BART в Калифорнии вела строительство автоматической системы, управляющей железнодорожным движением. Трое из инженеров, занятых в этих работах, серьезно усомнились в безопасности данной системы. В течение года они неоднократно выражали свою озабоченность (и устно, и письменно) руководству компании, но их доводы оставались без внимания. Тогда они обратились непосредственно к членам компании, минуя ее руководство. Их доклады были распространены среди всех членов и менеджеров компании, стали известны прессе. В феврале 1972 г. состоялись публичные слушания, в результате которых было выражено доверие руководству BART, а “инженеры-возмутители спокойствия" были уволены. Они, однако, обратились в Калифорнийское общество профессиональных инженеров и заявили, что стремились действовать в соответствии с имеющимся в этическом кодексе этого общества пунктом, утверждающим, что "общественное благо первостепенно" и что "необходимо уведомлять соответствующие органы о любых обнаруженных факторах, создающих угрозу безопасности и здоровью людей". В июне 1972 г. общество представило документы в поддержку этих инженеров в Калифорнийский Сенат, а в октябре того же года поезд, управляемый данной системой, не смог из-за ошибки системы остановиться на станции и несколько пассажиров было ранено. Позже Институтом инженеров в области электротехники и электроники была учреждена премия "За выдающееся служение интересам общества" и первыми ее получили (в 1978 году) эти три инженера.

Обычно этические кодексы инженерных обществ (или обществ, членами которых являются инженеры наряду с учеными и представителями других профессий, имеющих дело с определенного рода техникой – как, например, Британское компьютерное общество) содержат нормы, регулирующие отношения "инженер – общество", "инженер – работодатель", "инженер – клиент", "инженер – другие инженеры". Так в Кодексе поведения и этики Британского компьютерного общества (BCS) среди правил поведения члена данного общества содержатся следующие: "Он должен принимать во внимание влияние компьютерных систем, – в той степени, в какой оно ему известно, – на осуществление основных прав индивидов, независимо от того, идет ли речь о реализации этих прав в рамках данной организации, ее покупателей и потребителей, или же в рамках населения вообще". Член BCS передает клиенту имеющуюся в распоряжении информацию с целью помочь разобраться в могущих возникнуть ситуациях, чреватых ущербом третьей стороне. Он должен бороться с неведением относительно того рода техники, которым он занимается, и особенно в тех областях, где применение этой техники представляется имеющим сомнительные социальные достоинства.

Аналогичные обязательства инженера в отношении общества зафиксированы во многих других этических кодексах, в том числе и в Кодексе этики Национального общества профессиональных инженеров США. Инженеры, гласит этот кодекс, должны всегда осознавать, что их первейшей обязанностью является защита безопасности, здоровья и благосостояния людей. Если их профессиональные суждения отвергаются в обстоятельствах, когда под угрозой оказываются безопасность, здоровье, собственность или благосостояние людей, они должны уведомить об этом работодателя или клиента, а также, при необходимости, другие авторитетные органы.

Этические нормы, регулирующие отношения "инженер – работодатель" и "инженер – клиент", требуют добросовестного выполнения деловых обязательств: предоставлять клиенту или работодателю то, что обещал произвести; завершать работу в установленное время и в рамках бюджета, а в случае, если этого достичь невозможно, как можно раньше предупредить клиента или работодателя с тем, чтобы могли быть предприняты корректирующие действия; не передавать другим сторонам и не обнародовать информацию, касающуюся состояния дел или технических процессов своего бывшего или нынешнего клиента или работодателя без их согласия.

Как записано в Кодексе Национального общества профессиональных инженеров, "инженер, используя проекты, предоставленные клиентом, признает, что эти проекты остаются собственностью клиента и не могут быть скопированы другими без разрешения". В том же кодексе среди положений, касающихся отношений инженера с коллегами, содержатся следующие: "Инженеры не должны вредить, злонамеренно или по ошибке, прямо или косвенно, профессиональной репутации, планам, деятельности и служебному положению других инженеров, а также подвергать несправедливой критике работу других инженеров". "Инженеры, которые полагают, что деятельность других неэтична или незаконна, должны предоставить информацию об этом в распоряжение соответствующих органов, чтобы могли быть приняты надлежащие меры". "Инженеры перед началом работы с людьми, с которыми они могут прийти к усовершенствованиям, планам, проектам или другим достижениям, которые могут быть удостоверены правом копирования или запатентованы, должны заключить соглашение относительно собственности".

Что же касается ответственного (а следовательно, и нравственного) исполнения профессиональных обязанностей, то прогресс (или хотя бы поддержание достигнутого уровня) в этом отношении нередко оказывается связанным и с материальными интересами (когда система материальных стимулов поощряет ответственное отношение и наказывает безответственное), и с законодательным регулированием, и с соображениями престижа.

Нужно иметь в виду, что нередко правила, осознаваемые в начале как только этические, впоследствии закрепляются в юридических нормах.

Инженерная этика — один из наиболее важных и массовых видов профессиональной этики. Ее значение постоянно возрастает в связи с быстрым увеличением технических средств, используемых обществом, и по­стоянным ростом численности инженерных работников. Так, если в 1914 г. в России (в границах СССР) насчиты­валось около 30 тыс. инженеров, то в 1990 г. их числен­ность составляла 16 млн. человек, из них 9 млн. с выс­шим образованием. Увеличение числа инженеров на­блюдается во всех промышленно развитых странах. Значение деятельности профессионалов инженерного профиля определяется созданием новых технических устройств, совершенствованием машин и механизмов, развитием научно-технического прогресса. От резуль­татов деятельности инженерных работников зависят тех­ническая оснащенность труда, возможности роста его производительности не только в сфере материального, но и духовного производства, масштабы освоения при­родной, в том числе космической среды.

Вместе с развитием и совершенствованием многооб­разных технических устройств формировалась и разви­валась профессиональная этика, которая определяла применение норм морали в сфере инженерно-техниче­ской деятельности, устанавливала правила взаимоотно­шений между людьми для выполнения профессиональ­ных задач. Этические требования в сфере инженерной деятельности имеют различные аспекты: технико-технологический, социально-экономический, организационный, административный, служебный и др. Содержание и смысл этих требований заключается в том, чтобы создавать технические устройства, которые приносили бы пользу человеку и обществу; обеспечивать решение поставленных перед коллективом задач; ориентировать его на гуманные цели в использовании научно-технического прогресса; брать на себя ответственность в связи с выбором средств в достижении целей.

К числу нравственных проблем в сфере инженерной деятельности относятся:

  • цели деятельности и способы получения доходов. Являются ли целью интересы государства и общества или корыстные цели, личное обогащение и т. д.;
  • выбор направления деятельности. Например, одно дело, когда изобретаются устройства, облегчающие труд шахтера, землепашца и т. д., другое — технические средства, направленные против человечности (ядерная бомба, изобретенная Теллором с целью бомбардировок мирного населения, создание газовых камер в гитлеровской Германии для массового умерщвления людей и т. д.);
  • решение проблем аварийности. Создание безаварийной техники, безопасность ее эксплуатации;
  • своевременное информирование общественности о техногенных катастрофах и авариях их последствиях;
  • возможности эксплуатации техники — удобства, дизайн, исключение нервных нагрузок и т. д.;
  • учет экологической ситуации, необходимость создания технических устройств, которые не наносили бы ущерба окружающей среде;
  • характер контактов с зарубежными фирмами. Поскольку техническая оснащенность, количество и качество технического оборудования, особенно в закрытых сферах деятельности, составляют государственную тайну, то вопросы содержания связей и отношений с корпорациями и фирмами других стран относятся к числу важнейших не только этических, но и юридических проблем.

Для решения и регулирования этих проблем составляются специальные этические кодексы. Некоторые нормы профессиональной деятельности инженеров закреплены в административных законах и приказах. Ряд этических норм дополняется юридическими документами, в которых фиксируются вопросы, связанные с безопасностью труда по производству техники и ее эксплуатацией, с изобретениями и авторскими правами и др. В различных странах к общенормативным требованиям в сфере инженерной этики добавляются положения, учитывающие национальные особенности той или иной страны, традиции общества, менталитет народа и т. д.

При составлении этических кодексов инженерной деятельности в них нередко включаются положения, характеризующие духовные и психологические качества представителей инженерного труда. Среди таких наиболее значимых характеристик инженера отмечается то, что он рационалист, обладает необходимым набором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательству и усовершенствованию технических систем, трудолюбив, опирается на экспериментальные данные, при производстве техники имеет в виду судьбы других людей и др. При этом подчеркивается необходимость всесторонней оценки деятельности инженера с позиций общеморальных требований.

Библиографический список:

Барковская А.Ю. Философский дискурс техники: его сущность, предмет и специфика в системе высшего технического образования. Формирование гуманитарной среды в высшей технической школе: опыт проектирования и реализации: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (Москва, 15 ноября 2013 г.) / Под общей редакцией проф., д. социолог. н. М.Н. Филатовой – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2013. – С.226. С.16-20. Режим доступа: http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/kalinov-sbornik-st.pdf

2. Барковская А.Ю. Философские вопросы технических наук (учебно-методическое пособие). Philosophie von Ingenieurwissenschaften // Защита окружающей среды: сборник конспектов лекций по дисциплинам российско-немецкой магистерской программы. Umweltschutz: skripte. Волгоград: Изд-во ВолгГАСУ, 2010. - С. 194-229.

Наши рекомендации