Тема № 1: «Предмет философии. Философия Древнего Востока»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЯНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Н. М. АМОСОВА»
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО»
ФАРМАЦИЯ»
Брянск
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы философии» разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования, 60501. 51 «Сестринское дело»,060102. 51 «Акушерское дело», 060301 «Фармация».
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский медицинский техникум им. ак. Н. М. Амосова»
Автор-составитель: Фишер Екатерина Сергеевна, преподаватель общественных дисциплин
Рецензенты: Антихович Ольга Николаевна, преподаватель иностранного языка высшей категории, председатель ЦМК общеобразовательных дисциплин
Рассмотрена на заседании ЦМК ______________________________
Протокол № ______ от «____»__________20__ г.
Председатель ЦМК_________________
Рекомендована методическим советом ГАОУ СПО «Брянский медицинский техникум им. ак. Н. М. Амосова» к использованию в образовательном процессе техникума на занятиях по основам философии
Заключение методического совета №____________ от «____»__________20__ г.
«УТВЕРДИТЬ»
Заместитель директора по учебной работе,
Заслуженный учитель РФ______________________Цаплина Э. Г.
МП
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие для студентов по дисциплине «Основы философии» составлено в соответствии с программой, отвечающей требованиям Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки средних специальных медицинских учебных заведений по основам философии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· основные категории и понятия философии;
· роль философии в жизни человека и общества;
· основы философского учения о бытии;
· сущность процесса познания;
· основы научной, философской и религиозной картин мира;
· об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
· о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В учебно-методическом пособии перечисляется по каждой теме требования к студентам, контрольные вопросы темы, приводятся задания для самостоятельной работы, даются тестовые задания.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы философии» призвано помочь студентам при подготовке к семинарским занятиям, расширить знания по основам философии и способствовать развитию мышления на межпредметной основе.
Тема № 1 История Философии
Семинар№1 Философия Древности и Средневековья
Выполните задания
Тема № 1: «Предмет философии. Философия Древнего Востока»
- Выберите номер правильного ответа.
Система взглядов, определяющая отношение человека к миру, дающая ориентиры и регулирующая его поведение:
1 Мировоззрение
2 Религия
3 Мифология
- Выберите номер правильного ответа.
Первым употребил слово «ФИЛОСОФ»
1 Сократ
2 Конфуций
3 Пифагор
- Установите соответствие:
Этапы философии | Идеи |
1. Философия Античности | А. теоцентризм |
2 Философия Средневековья | В. антропоцентризм |
3 Философия Возрождения | С. космоцентризм |
- Выберите номер правильного ответа.
Материализм утверждает, что:
1 Мозг продуцирует мысль, как печень желчь.
2 Сознание - это свойство высокоорганизованной материи.
3 Сознание – это функция духовной субстанции, души.
- Выберите номер правильного ответа.
«Первичной была мировая идея. Из неё всё произошло, в том числе эволюционным путём». Утверждает:
1 Субъективный идеализм
2 Вульгарный материализм
3 Объективный идеализм
- Выберите номер правильного ответа.
Субъективный идеализм это:
1 Явления мира – это комплексы наших ощущений.
2 Окружающий человека мир – объективная реальность.
3 Мир – воплощение мировой идеи.
- Выберите номер правильного ответа.
Диалектика:
1. Учение о развитии
2 Материалистическое представление о мире
3 Философская школа Античности
- Установите соответствие:
Этапы философии | Идеи |
1. Философия Нового времени | А. Творческий субъект |
2. Немецкая классическая философия | B. Диалектический материализм |
3. Марксизм | C. Философия – методология науки |
4. Неклассическая философия ХХ века | D. Идея свободы |
9.Выберите номер правильного ответа.
Рассматривает мир, все явления во взаимосвязи и развитии:
1. Диалектика
2. Позитивизм
3. Метафизика
4. Скептицизм
- Выберите номер правильного ответа.
Учитывает только количественные изменения в мире, и вне их взаимосвязи:
1. Агностицизм
2. Метафизика
3. Субъективный идеализм
- Установите соответствие:
Направление гносеологии | Решение проблемы познаваемости мира |
1. Агностицизм | А. Сомневается в познаваемости мира |
2. Скептицизм | В. Знания должны быть положительными, проверяемыми |
3. Позитивизм | С. Отрицает познаваемость мира |
- Дополните.
Диалектика рассматривает мир, все явления в __________________ и взаимосвязи.
- Выберите номер правильного ответа.
Карма – центральное положение (понятие):
1. Даосизма
2. Конфуцианства
3 Индуизма
4. Буддизма
- Выберите номер правильного ответа.
Упанишады – Веды – священные книги:
1. Даосизма
2. Конфуцианства
3. Индуизма
- Выберите номер правильного ответа.
Кришна и Рама – это воплощения Бога:
1. Вишны
2. Шивы
3. Брахмы
4. Самостоятельные боги
- Установите соответствие:
Бог | Сущность |
1. Брахма | А. Разрушитель |
2. Вишну | В. Хранитель |
3. Шива | С. Высшая действительность |
- Выберите номер правильного ответа.
Перевоплощение души в индуизме называется:
1. Карма
2. Нирвана
3. Сансара
- Выберите номер правильного ответа.
Закон кармы – закон неизбежного воздаяния, это положение:
1. Даосизма
2 Индуизма
3. Конфуцианства
- Выберите номер правильного ответа.
Кастовая система общества закреплена в:
1. Индуизме
2. Конфуцианстве
3. Христианстве
4. Даосизме
- Установите соответствие:
Понятие | Смысл |
1. Нирвана | А. Закон воздаяния |
2. Карма | В. Закон перевоплощения |
3. Сансара | С. Конечная цель человека, его освобождение |
- Установите соответствие:
Философ | Задачи философии |
1. Конфуций | А. Обрести серединный восьмеричный путь, ведущий к просветлению |
2 . Лао-цзы | В. Установить мир и гармонию в жизни людей |
3. Будда | С. Познать принципы Дао и Дзен |
- Выберите номер правильного ответа.
Будда:
1. Бог
2. Человек, достигший «просветления»
3. Воплощение бога
- Выберите номер правильного ответа.
Основатель даосизма:
1. Конфуций
2. Мэн-цзы
3. Лао-цзы
- Выберите номер правильного ответа.
Серединный восьмеричный путь к просветлению открыл:
1. Лао-цзы
2. Конфуций
3. Гаутама-Будда
- Выберите номер правильного ответа.
Понятие «дао» означает:
1. Единый закон мироздания
2. Отношение к действительности (невмешательство)
3. Цель человеческой жизни
- Выберите номер правильного ответа.
Инь и Янь в даосизме означают:
1. Мужское и женское начала в мире
2. Направление философии Китая
3. Добродетели
- Выберите номер правильного ответа.
Причина всех человеческих бед – вмешательство в естественный ход событий:
1. Даосизм
2. Буддизм
3. Индуизм
- Выберите номер правильного ответа.
Идея «увэй» - это:
1. Невмешательство
2. Самосовершенствование
3. Гармония между землёй и небом
- Выберите номер правильного ответа.
Культ предков, почитание родителей характерен для:
1. Даосизма
2. Индуизма
3. Конфуцианства