Взаимодействие» и «развитие»: диалектика, метафизика. диалектика и синергетика

Метофиз-я конц-я развития. Основа была сформир-на Лениным «К ? о диалектике». 2 конц-и развития: 1. метофиз., 2. диалектич-ю.

Метофиз-я конц-я – сущ-е внешней силы (Бог). В основе лежит кол-е развитие (рост, спад).

Диалектика – борьба противоречий (источник), кот сущ-т в самой вещи.

В наст. вр. Д-ка чаще всего и особенно в матер-ме выступает учением о развитии самой действит-ти, о развитии матер-го мира, незав-мо от сознания, от уровня знания. гегелевские принципы чаще всего толкуются как законы Д-ки,которые по форме выступают всеобщими законами движения и развития нашего мира.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.

Исторические типы Диа-ки: 1) Стихийная, наивная Диа-ка древних философов. Она опиралась не на научн. знания, а на набл-я за природой в процессе повседневной жизни и размышления по поводу этих наблюдений. Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения. 2) Ср века. Для понимания Диа-ки объект мира хар-ен поиск филос-го камня. В субъективном познании утвердилась схаластика как осн. способ умозаключения, основан на формальной логике. 3) Новое время и особенно немец. классич. фил-ия. Здесь появляется новая панацея - науч. познание рассм-ся как универс способ адаптации чел. в мире. Идет поиск универс метода познания, но вершина этого поиска стала идеалистическая Диа-ка Гегеля. 4) Марксиская Диа-ка. Не только универс метод познания, но и универс.метод преобраз. действительно-сти.

Д и М относятся к функциям философии - методологическая. (она вырабатывает общий метод познания, требования к мыслящему субъекту, ориентации этого субъекта на преобразования действительности; два метода—диалектика и метафизика.) Диалектика – это философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод познания природы и общества в их развитии путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое. Метафизика – идеалистическое философское учение, утверждающее неизменность раз навсегда данных и недоступных опыту начал мира; недиалектический способ мышления – рассмотрение явлений вне их взаимной связи и развития.

Предметом диалектики являются различные виды связей и всеобщие законы развития природы, общества и мышления. В окружающем мире всё взаимодействует. Эта связь всего со всем—главный предмет диалектики. В результате взаимодействия материя проявляет свою сущность (так же и человек формируется в обществе). Человек различает не только вещи, но и их длительность, форму и объём (пространственные характеристики связи), замечает изменения, развитие и движение связей, т. е. связь—способ существования материи. Связь—взаимодействие, взаимообусловленность, неуничтожимость материи, переход вещей. Если связь—взаимодействия, то её можно рассматривать на основе пяти форм движения материи: механические, химические, биологические, физические, социальные; по формам бытия: пространственные связи, временные; по степени общности: общие и частные; по времени: постоянные и временные.

III этапа разв-я диал-ки: др/греч-я, Гегеля, Маркса.

Синергетика – как общ-я теория самоорганиз-и мат-х систем.

Им-но син-ка явл. 4 этапом разв-я диал-ки. Т.к. в основе син-ки лежит пробл-ма внутр-го ист-ка развития. Она утв-т, что развитие материи сист-но развив-ся от ее внут-го сост-я (энергия).

Идея свободы – реш-е ? о ваимоотнош-и случ-ти и необход-ти. Син-ка говорит о случ-ти, своб. Диалектика-з-н. синерг-ка – наука о самоорганиз-и мат-х систем, оан не рассм-т идеал-ю и дух-ю сист-мы, поэтому не им-т дух-го статуса.

Принципы: движ-я, детерм-ма, движ-я.

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИИ

З-ны диал-ки выраж-ся полярными категориами (сущности-явления, случ-ти – необход-ти).

Все з-ны равноправны, равнозначны, но в целях мировозр-й ориентации фил-е обоснов-е выд-т III фкндам-х принципа, кот формурл-и в виде з-в.

1 ЗАКОНперехода количественных изменений в качественные

Учение Д-ки выделяет количественные и качественные св-ва объекта, понимая под колич. те, которые как бы не изменялись, не могут изменить опр-ть, сущность самой вещи (как бы мы их не меняли, но объект остается самим собой и не меняет свою сущность). Но наступает еще момент, когда перед нами встает другой измененный объект (например, пиджак может менять цвет, фасон(количество), но он остается пиджаком. Но может наступить момент, когда у пиджака отнять рукава, то получим новый пиджак). Здесь же химия Мендел. колич-е изменение электронов или протонов – и появляется новый элемент.

2 ЗАКОНединство и борьба противоположностей.

Состоит в том, что любой объект, любая вещь содержит сама в себе свою противоположность.

3 ЗАКОН отрицания отрицания .

"Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного отрицания (антитезиса) при этом было истолковано как непременный момент, многократно повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или иного объекта.

В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", подчеркивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменений, диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектическое "отрицание" включает в себя триединый процесс:

деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,

комуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и

конструкции (формирования, созидания нового).

Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасывание" изживание - обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение процесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще становился бы невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также третьего момента- новаций (формирование качественно новых связей, функций, черт).

Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира.

ЗАКОНЫ – объективно повторяющиеся не в отдельной вещи, а во множестве объектов. Если выполняется условие, то рез-т предсказуем.

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

30 Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят: Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.и.др.

Наши рекомендации