Проблема человека в философии. поиски смысла жизни
1. Охарактеризуйте теории происхождения человека в философии и науке. Какой теории происхождения человека вы придерживаетесь? Обоснуйте свой ответ.
2. Природа и сущность человека: основные концепции. Соотношение биологического и социального в человеке. С какой концепцией вы согласны? Прокомментируйте свой ответ.
3. Основываясь на определениях смысла жизни, смерти, бессмертия в философии, прокомментируйте следующее высказывание: «Смерть – это не только избавление от болезней, она – избавление от всякого рода страданий. Презрение к жизни – нелепое чувство, ибо в конечном счёте она – всё, что у нас есть, она – всё наше бытие… Тот, кто хочет из человека превратиться в ангела, ничего этим для себя не достигнет, ничего не выиграет, ибо раз он перестанет существовать, то кто же за него порадуется и ощутит это улучшение?» Ваше отношение к данному высказыванию. Кто является его автором? Обоснуйте своё мнение.
4. Индивид, индивидуальность, личность в философии. Кто является автором работы «Что такое личность»? Проанализируйте её основные идеи. Согласны ли вы с мнением этого философа?
5. Основываясь на соотношении индивидуального и общественного в личности, проанализируйте следующее высказывание: «Стояние в просвете бытия я называю эк-зистенцией человека. Только человеку присущ этот род бытия. Так понятая эк-зистенция – не просто основание возможности разума, ratio; эк-зистенция есть то, в чём существо человека хранит источник своего определения. Экзистенция может быть присуща только человеческому существу, то есть только человеческому способу «бытия»; ибо одному только человеку, насколько мы знаем, доступна судьба эк-зистенции. Поэтому в экзистенции никогда и нельзя мыслить некий специфический род среди родов других существ, если, конечно, человеку надо всё-таки задумываться о сути своего бытия, а не просто громоздить естественнонаучную и историографическую информацию о своих свойствах и своих интригах. Так что даже animalitas, которую мы приписываем человеку на почве сравнения его с «животным», сама коренится в существе эк-зистенции». Кто является автором данного высказывания? Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свой ответ.
6. Становление и развитие личности в современном обществе. Социальные нормы и их влияние на личность. Назовите и проанализируйте современные концепции личности, выражающие целенаправленное влияние общества на личность.
7. Свобода и ответственность личности. Как характеризует понятие свободы Н.А. Бердяев в книге «Философия свободы»?
8. Проблема отчуждения личности в философии. Назовите причины отчуждения. Проанализируйте одну из современных концепций, характеризующую полное отчуждение личности от общества.
9. Охарактеризуйте основные концепции насилия и ненасилия в философии. Какой концепции вы придерживаетесь? Почему?
10. Кто является автором работы «Характер и социальный процесс»? Проанализируйте основную концепцию философа, направленную на изучение взаимодействия индивида и общества. Согласны ли вы с данными высказываниями? Обоснуйте свой ответ.
Основные понятия:человек, индивид, индивидуальность, личность, свобода, ответственность, отчуждение, насилие и ненасилие.
Литература
1. Андреевский. Книга о смерти [Текст] \ Андреевский. - М.: Наука, 2005, 670 с.
2. Беляев, В.А. Проективная антропология [Текст]. - Москва: URSS: [ЛКИ], 2008, 283 с.
3. Валинурова, Н.Г. Современный человек в поисках смысла [Текст] / Н.Г. Валинурова. - Екатеринбург: Уральский университет, 2004, 259, [1] с.
4. Вишев, И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли: уч. пособие [Текст] / И.В. Фишев. - М.: Академический Проект, 2005, 430 [1] с.
5. Корольков, А.А. Духовная антропология [Текст] / А.А. Корольков. - СПб.: изд-во Санкт – Петербургского ун-та, 2005, 323 с.
6. Леви-Стросс, К. Структурная антропология [Текст] / К. Леви-Стросс. - Москва: Академический Проект, 2008, 554, [1] с.
7. Моторина, Л.Е. Философская антропология: уч. пособие для студентов высш. уч. завед-ий [Текст] / Л.Е. Моторина. - Москва: Академический Проект, 2009, 269, [1] c.
8. Философская антропология = Philosophical antropology: уч. пособие (под ред. С.А. Лебедева). А.: Академ. Книга, 2005, 423 с.
9. Фролов, И.Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки, проблемы, дискуссии, обобщения [Текст] / И.Т. Фролов. - Москва: URSS: [ЛКИ], 2008, 296 с.
10. Фромм, Э. «Иметь» или «быть» [Текст] / Э. Фромм. - Москва: АСТ, 2008, 314, [1] с.
Тема 20
АКСИОЛОГИЯ
1. Что изучает аксиология?
2. Характеристика понятия «ценность» в философии.
3. Индивидуальные и общественные ценности: специфика формирования.
4. Какие факторы, по вашему мнению, влияют на формирование и развитие индивидуальных ценностей? Назовите философов, занимающихся данным вопросом в философии. Проанализируйте их идеи.
5. Мир значимостей и мир ценностей: как бы вы выстроили систему иерархии ценностей? Какие ценности относятся к высшим и низшим?
6. Как понятие ценностей связано со смыслом жизни человека?
7. Ценности человечества. Необходимость и неизбежность изменения ценностных ориентаций современного человечества перед лицом глобальных проблем.
8. Современный французский философ Ж. Бодрийар говорит, что человек «симулирует» свою подлинность, поскольку никакой подлинности у человека нет. Тогда в чём смысл этой «симуляции»?
9. Новые аспекты аксиологии: проблемы ненасилия в современном мире.
10. Свобода и ответственность. Различные аспекты понимания свободы. Как вы определите меру свободы для себя лично?
Основные понятия: аксиология, ценность, мораль, нравственность, религиозные, этические, эстетические ценности, свобода, добро, зло.
Литература
1. Адорно, Теодор, В. Проблемы философии морали [Текст] / Теодор, В. Адорно. - М.: Республика, 2000, 239 с.
2. Гуревич, П.С. Этика: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ, 2006, 415 [1] с
3. Давыдов, И.Ш. Научные проблемы морали, счастья и долголетия и бессмертия. Т. 3. Запрограмированное развитие всего мира [Текст] / И.Ш. Давыдов. - Нью-Йорк: International Scientific Center, 2005, 416 с.
4. Давыдов, И.Ш. Научные проблемы морали, счастья, долголетия и бессмертия [Текст] / И.Ш. Давыдов. Т. 4. Душа тело. Нью-Йорк: International Scientific Center, 2008, 416 с.
5. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: избранные труды [Текст] / О.Г. Дробнгицкий. - М.: Гардарики, 2002, 520, [1] с.
6. Жерар, Рене. Насилие и священное [Текст] / Рене, Жерар. - М.: Новое литературное обозрение, 2000, 397 с.
7. Ильичёва, И.М. Духовность в зеркале философско – психологических учений: (от древности до наших дней): учебное пособие [Текст] / И.М. Ильичёва. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003, 204, [1] c.
8. Канке, В.А. Современная этика [Текст] / В.А. Канке. - Москва: Омега – Л, 2009, 394 с.
9. Мур, Дж. Э. Природа моральной философии [Текст] / Дж. Э. Мур. - М.: Республика, 1999, 349 с.
Тема 21
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
1. Дайте общее определение философии истории. Какие вопросы изучает это направление?
2. Французские просветители и философия истории.
3. В чём суть биологизаторских концепций философии истории?
4. Что такое географический детерминизм?
5. Школа Анналов и философия истории.
6. Немецкая «историческая школа» (А. Мюллер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольдт).
7. Всеединство в русской историософии.
8. Н. Бердяев: учение о свободе духа и конце истории.
9. В чём суть цивилизационного подхода к истории? Дайте развёрнутую характеристику одной из цивилизаций (культурно-исторических типов).
10. В чём суть формационного подхода к истории? Дайте развёрнутую характеристику одной из общественно-экономических формаций.
Основные понятия:философия истории, биологизаторские концепции философии истории, цивилизационный подход к истории.
Литература
1. Гринин, Л.Е. Производительные силы и исторический процесс [Текст] / Л.Е. Гринин. - М.: ТЕИС, 2000, 267 с.
2. Гринин, Л.Е. Философия, социология и теория истории: (Опыт философско-социологического анализа некоторых общественных законов и построения теории всемирно-исторического процесса) [Текст] / Л.Е. Гринин. - Волгоград: Учитель, 1998, 365 с.
3. Панарин, А.С. Россия в циклах мировой истории [Текст] / А. С. Панарин. - М.: Изд-во МГУ, 1999, 287 с.
4. Рузавин Г.И. Основы философии истории: учебник для студентов вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Трельч Э. Историзм и его проблемы: Логическая проблема философии истории / Э. Трельч. – М.: Юрист, 1994
6. Философия истории: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.С. Панарина [Текст]. – М.: Гардарики, 2001.
7. Философия и методология истории (общ. ред. и вступ. ст. И.С. Когана). Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртэнэ, 2000, 332 с.
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:
1. Определите время возникновения философии: