Духовная революция Античности
Особенности античной культуры, обусловившие начало перехода к научному способу порождения знаний:
- хоз.и полит.деят-ть античного полиса была проникнута духом состязательности, все конкурировали между собой, проявляя активность и инициативу, что неизбежно стимулировало инновации в различных сферах деят-ти. Нормы поведения и деятельности утверждались через борьбу мнений равноправных свободных индивидов на народном собрании. С нормативов деятельности снят ореол нерушимого сверхчеловеческого установления, к ним стали относиться как к изобретению людей, которое подлежит обсуждению и улучшению по мере необходимости.
- отсюда идея «вариабельного бытия» - представления о множестве форм действительности, о возможности других, более совершенных форм по сравнению с уже реализовавшимися. Проявление идеи – разработка целого спектра философ.систем, конкрурирующих между собой.
В философии античности впервые были продемонстрированы образцы теоретического рассуждения, которые ориентировались не столько на очевидности чувственного опыта, сколько на сущее, данное разуму. И здесь предпочтение отдавалась как раз теоретич.размышлению, которое способно выходить за рамки здравого смысла своего времени, стереотипов, выработанных в системе ограниченной повседневной практики (в отличие от познания в Индии и Китае, где философия тяготела к идеологическим конструкциям, обслуживающим традицию, не была отделена от религиозно-мифологеских систем, которые доминировали в культуре этих обществ).
Пример: проблема части и целого. Подходы: 1) мир бесконечно делим (Анаксагор), 2) мир делится на части до определен.предела (атомистика Демокрита и Эпикура), 3) мир вообще неделим (бытие едино и неделимо – элеаты: Парменид, Зенон).
Если мир неделим, а тело – это часть мира, то тела двигаться не могут. Но это противоречило наблюдаемым фактами движения тел. Контраргументы (апории) Зенона. Апория «Стрела»: парадокс: в каждый отдельный момент времени летящая стрела м.б. рассмотрена как покоящаяся в некоторой точке пространства. Но сумма покоев не дает движения, а значит, летящая стрела покоится. Апория «Ахилл и черепаха»: самый быстрый бегун Ахилл не догонит черепаху, т.к. сначала ему нужно пробежать половину дистанции между ним и черепахой, а она за это время отползет на некоторое расстояние, затем Ахиллу придется преодолевать половину новой дистанции, а черепаха вновь отползет на определенное расстояние, а так до бесконечности.
К этим парадоксальным рассуждениям наука и философия вернулась через много веков. В позднее Средневековье обсуждали вопрос: можно ли говорить о движении тела в точке пространства? Если движение характеризуется скоростью, а v – это путь (s), деленный на время, то в точке не может быть v, поскольку точка – это нулевое расстояние, а ноль, деленный на t, дает ноль. Значит, движущееся тело в точке покоится. После возникновения механики (Галилей, Ньютон) этот вопрос также поднимался в связи с понятием мгновенной скорости. Поставленная философией проблема трансформировалась в конкретно-научную. Ее решение было получено благодаря развитию в математике теории пределов и методов дифференциального и интегрального исчислений, примененных в физике. Сформулированные Зеноном парадоксы бесконечной делимости пространства были позднее осмыслены как проблема сопоставления бесконечных множеств.
Античная философия сформулировала идеал обоснованного и доказательного знания (построение знания – это поиск единого основания (первоначал и причин) и выведение из него следствий), ссылки на авторитет, особое социальное положение индивида не считались серьезной аргументацией. Изложение знание в форме теорем: «Дано – требуется доказать – доказательство».
В восточных деспотиях знания вырабатывались кастой управителей и предписывались в качестве непререкаемой нормы, не подлежащей сомнению, условие приемлемости знаний – авторитет их создателей и наличная практика. Изложение знаний по схеме: «Делай так!.. «Смотри, ты сделал правильно!»
Разработаны методы диалектики (анализ столкновения в споре противоположных мнений) и логики (ее разработка началась с поиска критериев правильного рассуждения в ораторском искусстве, и выработанные здесь нормативы логического следования были затем применены к научному рассуждению).
Первые попытки систематизировать математические знания, полученные в древних цивилизациях, и применить к ним процедуру доказательства. Пример: Фалес – докательство теоремы о равенстве углов равнобедренного треугольника (это знали в Египте и Вавилоне, но не было доказано в качестве теоремы).
Пифагорейская школа – ее работа – важная веха на пути создании математики как теоретич.науки. Основн.принцип: началом всего является число, числовые отношения – ключ к пониманию мироустройства. Теоретичность: ставилась задача изучения чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотносительно к практическому применению, а затем, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснить наблюдаемые явления. Пытались установить связь геометрии и теории чисел: например, пифагорейцы стремились не только использовать числовые отношения для характеристики свойств геометрических фигур, но и применять к исследованию чисел геометрические образы (число 10 в виде равностороннего треугольника из единиц). Это привело к ряду важных открытий: при решении задачи числового выражения отношения гипотенузы к катетам были открыты иррациональные числа.
Почти все античные философы уделяли большое внимание математике: и Платон, и Аристотель верили, что мир построен на математических принципах, что в основе мироздания лежит математич.план. Язык математики должен служить пониманию и описанию мира. Первый образец научной теории – евклидова геометрия. Можно говорить, что в античности математика начала оформляться в самостоятельную науку.
В Античности – попытки приложения математич.знаний к описаниям природных объектов и процессов:
- астрономия: вычисления положения планет, предсказания солнечных и лунных затмений, попытки вычислить размеры Земли, Луны, Солнца и расстояния между ними; созданы 2 конкурирующие между собой концепции строения мира: гелиоцентрические (Аристарх Самосский) и геоцентрическая (Гиппарх и Птолемей).
- физика (ученые александрийского периода: Архимед, Евклид, Герон, Папп, Птолемей). первые идеи механики статики и гидростатики Архимеда (теория центра тяжести, теория рычага), открыты основные законы геометрич.оптики – закон прямолинейного распространения света, закон отражения (Евклид, Архимед).
До реальной науки оставался один шаг, который в античности не был сделан: соединить математич.описани и систематич.выдвижение теоретич.предположений с экспериментальным исследованием природы. Причины: 1) рабовладение: дешевый труд рабов не создавал необходим.стимулов для развития солидной техники и технологии и обслуживающих ее естественнонаучных и инженерных знаний. 2) отделение умственного труда от физического – разрыв между абстрактно-теоритич.исследованиями и практически-утилитарными формами применения научн.знаний. Так, Архимед считал эмпирич.и инженерные изыскания делом низким и неблагородным и лишь под давлением обстоятельств (осада Сиракуз римлянами) вынужден был заниматься совершенствованием военной техники и оборонительных сооружений. 3) особенности античного мировоззрения – основная причина.
Возникновение естествознания. Отличия античности и Ср-вековья от Нового времени: