Статические модели знания
Традиция как модель познания играет существенную роль и в познании окружающего мира. Человек мыслит в традициях, осознает окружающую реальность в традициях. Традициями структурировано его сознание и процесс познания - как мира культуры, так и мира окружающей природы. Потому любая предметная область (астрономия, физика, химия, биология и т.д.), которую мы познаем, осознается на основе тех или иных традиций познания, имеющих социокультурную основу, обусловленых формами культуры. Сами эти предметные области классифицируются согласно специфическим чертам самой культуры, та или иная предметная область познания интенсифицируется в зависимости от той или иной социокультурной ситуции, которая наблюдается в определеный срез истории культуры. Другие же предметные области в этот срез истории культуры интерпретируются по преимуществу согласно этой лидирующей предметной области познания. Другими способами знать окружающий мир мы не можем. Такая точка зрения выявляет существенную черту любого познавательного процесса: всякий процесс познания – это познание по аналогии с теми или иными традициями культуры, перенесение форм культуры и сформированных ею устойчивых априорных форм сознания на изучаемые процессы: природные или общественные.
1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ ЗНАНИЯ
Число, как дименсиональная характеристика пространственно-временных координат, всегда имело двойственный характер как «аритмологического», экзистенциального характера, так и математического. В фундаментальных иерархиях ментальности: «Единое – Ум – Душа - Материя», «Число» всегда «блуждало» между этими символами. Математика – это не только наука, но она имеет фундаментальный, экзистенциальный характер для человеческого сознания и культуры вообще. Увлечение математикой в новоевропейской истории XVII-XVII века закономерно. Проблема состояла в то время в том, что сами математические методы были несовершенны, а потому область их применения в социальных науках действительно была ограничена. Но менталитет культуры не стоит на месте. Количественные методы совершенствуются, особенно в последние десятилетия XX века. Мы знаем попытку ввести методы теории поля в социологии и психологии К. Левиным. Крайне плодотворны идеи, идущие с К. Леви-Стросса, о применении компьютерных методов для моделирования социокультурных процессов. Исследование кодов традиции посредством компьютерного моделирования – это дело ближайшего будущего. Вполне возможно, что на базе развитой традициологии, которая, я надеюсь, через два десятка лет дойдет до полной расшифровки «генной» структуры кодов традиции, будет возможно моделировать «виртуальные» культуры, производить «кланирование» культур. Именно в этом одна из задач постфилософии (традициологии) и культурологии III тысячелетия.
МАТЕМАТИКА КАК ЭТАЛОН НАУКИ
Идеал научности заложенный еще в античности состоит в всеобщности и аподиктичности, которая противопоставлялась чувственному изменчивому бытию. Это требует установления точных соотношений между теми или иными явлениями, согласованности положений внутри теории. В новоевропейское время сложился «картезианский идеал научности», который предполагает, что предметом науки являются общие закономерности, которые общезначимы и допускают математическое выражение; сама изучаемая природа стабильна и соответствует определенным закономерностям, в социальном плане она нейтральна. Именно этим требованиям в наибольшей мере отвечает математика. Это прельщало многих. Как известно Спиноза стремился применить математический метод доказательства и обоснования к философии, ему вторил Х. Вольф. Гоббс стремился применить этот метод к теории морали, Тюрго - к истории. Как утверждал уже в начале XX века наш русский философ и психолог Блонский:
Многие стремились применить методы механики, которая являлась наиболее «математизированной» сферой знания к антропологии, химии, биологии.
МЕХАНИЦИЗМ
Основополагающим «архетипом» механицизма является образ «часов» или «машины».
Как правильно подчеркивает В.С. Степин: «механистическая картина мира сформулировала видение природы как своеобразной простой машины, взаимодействие частей которой подчинено жесткой детерминации (лапласовского типа)» (Степин В.С. Структура и эволюция теоретических знаний\\ Природа научного знания. Минск 1979 с.199)
Если рассматривать механизм как исходный архетип для анализа культурных явлений, то возможность такой интерпретации, на первый взгляд, вполне возможна. Именно этот первый взгляд и мы наблюдали в новоевропейской культуре XVII века, мыслители которого были склонны к интерпретации всех культурных явлений как механизмов. Но, на самом деле, культурное действие не может быть понимаемо таким образом. В таком виде может интерпретироваться в большой долей приближение только инстинктивное действие, собственно с этого времени мы и имеем традицию исследования явления рефлекса, идущую с Р. Декарта. Также мы имеем стремление разложить культурное действие на отдельные элементарный факторы-силы – аффекты, которые это культурное действие определяют.
Более того, культурные явления не могут действовать по линии причинно-следственных связей, которые являются основой механистической картины действия. Как верно в свое время подчеркивали стоики необходимость, основанная на причинно-следственном детерминизме, отличается от судьбы, которую они и ставили в основу не только анализа социокультурных явлений, но и в основу рассмотрения всех типов явлений, происходящих в Космосе. Именно это подчеркивание примата судьбы, во многом сближает концепцию стоиков с современной синергетикой.
Идея «машины мира» (machina mundi). Эта идея имеет истоком в практике античного театрального искусства, а уже в XIV- XV веках получила распространение. Эти образы уже использует Эразм Роттердамский в своей работе.
Вот что пишет П. Гайденко:
«Понимание мира как машины, как machina mundi отличает естествознание нового времени не только от античной и ранней средневековой науки (свое начало это понимание берет в позднем средневековье, особенно XIV в.). здесь проходит также граница, отделяющая классическую механику от натурфилософии XIV-XVI в., рассматривающей понятие «природа» и «жизнь» как тождественные» (П. Гайденко Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., «Наука». 1987. с.15)
Прекрасный анализ становления механистической картины мира в свое время провел крайне талантливый, по моему мнению, русский философ (эмигрировал из России после революции) Евгений Васильевич Спекторский (1875-1951) в своей работе «Проблема социальной физики в XVII столетии» (1910). Он пишет следующее: «.. дух геометрии проник во все области научного познания: не только физический, но и психический и даже моральный мир рассматривался геометрически. Дух этот проник даже в искусство XVII века; в нем господствуют симметрия, строгие, холодный линии. Красота природы понималась лишь постольку, поскольку она укладывалась в геометрические образы»(Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Варшава, 1910 Т.1 с.335)
Как правильно пишет П.П.Гайденко: «.. первые шаги на пути к механистическому объяснению мира были сделаны в эпоху поздней схоластики. В средние века, таким образом, подготавливается целый ряд предпосылок науки нового времени: понятие пустоты, бесконечного пространства, бесконечного движения по прямой линии, а также требование устранить из объяснения, даже живой природы, телеологический принцип и ограничиться действующими причинами»( 487)
Э.Блох: «Доведенное до предела такое вычеркивание субъекта.. давало совершенно мертвую картину мира. Объектный мир состоял только из механического движения вещества, бесконечно большого и вместе с тем настолько крохотного, что в нем нет места даже для одной головы человека»( Тюбинг.79)
Как правильно подчеркивает Карл Манхейм: «Механистическая модель мышления представляет собой прежде всего своего рода первичное приближение к объектам вообще. Целью этой модели является не адекватное понимание качественных особенностей и неповторимых констелляций, но установление наиболее явных закономерностей и приципов упорядочения, связывающих формализованные элементы в их наиболее простой форме» (Манхейм К. «Диагноз нашего времени». М.,1994 с.94)
Как пишет Гайденко: «Отождествляя материю и протяжение и изгоняя из нее все, что связано с понятием силы и жизни, поскольку эти понятия связаны с традиционными представлениями о форме и душе, Декарт тем самым дает механистическое понимание природы» Своими слов Декарт сближает математическое и физическое, в этом состоит смысл отождествления материи с протяжением.
«Материя стала субстанцией – в этом состоял революционный переворот, происшедший, в XVII в. и послуживший теоретической предпосылкой для нового понятия науки»(Гайденко П. Эв.пон кн2 с. 162)
Важную роль в становлении механистической картины мира сыграла критика аристотелевской научной программы. Особенно важна переоценка статуса механики в системе наук. Физика согласно античным представлениям рассматривала «природу» вещей, их свойства и движения. Механика же – это искусство, посредством которого создаются инструменты для производства искусственных вещей.
В основу механистической картины мира положен «образ-архетип» механических часов. И это не случайно. Стиль жизни городской культуры не определен циклами севооборота как в крестьянских обществах, он «временится» на основании линейного времени. Потому образ мира в виде хорошо сконструированных механических часов, движение зубцов которых четко детерминирует поведение каждой части Вселенной как нельзя более отвечал менталитету городского буржуа-ремесленника.
Принцип этого детерминизма как нельзя лучше выразил Лаплас:
Такой образ мира и такой тип ментальности до такой степени был популярен в ментальности буржуа-ремесленника XVII века, что «геометрический» метод изложения для Спинозы оказался единственно приемлемым для его философской системы, что сейчас кажется крайне неудобным и неадекватным тому содержанию, которое было заложено в его философеме.
Интересна по этому поводу мысль И.И. Антоновича: «Идеологическая парадигма покорения мира, подчинения его человеческой потребности содержит в себе и элемент маскировки человеческой слабости, его терзаний совести, сомнений и нерешительности. Сильные идеологии всегда слабы духовно. Они прибегают к упрощенным объяснениям объяснениям сложнейших общественно-исторических явлений и всегда используют эти объяснения для получения узко ограниченного практического результата» (Антонович И.И. Социодинамика идеологии. Минск,1995 с7)
Научная программа Декарта была влиятельной во второй половине XVII в. до появления ньютоновской программы, которая впоследствии вытеснила картезианскую. В рамках картезианской программы мыслил ученик Декарта П.С. Регий (1632-1707), который сводил все явления к механическим перемещениям.
Пифагорейцы. Платон «Тимей». Галилей, Ньютон. Кризис механистической картины мира, становление энергетизма, затем неклассической физики.
Как подчеркивает М. Хайдеггер: «Основной процесс Нового времени – покорение мира как картины мира. Слово «картины» означает теперь: конструкт опредмечивающего представления. Человек борется здесь за позицию такого сущего, которое всему сущему предписывает меру и предписывает норму» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.,1993, с.52)
Лейбниц также не отходит от этой парадигмы. Вот что он пишет: «Всякое органическое тело живого существа есть своего рода божественная машина, или естественный автомат, который бесконечно превосходит все автоматы искусственные» (Лейбниц Г.В. Избранные философские произведения. М.,1890 с.355)
Вот что пишет Б.Г. Кузнецов в своей работе «Пути физической мысли» М.,»Наука» 1968: «исходной идеей научной картины мира, нарисованной в течение XVII-XVIII вв., была идея однородности пространства. При движении в пространстве частица сохраняет свою скорость, если с ней не взаимодействуют другие частицы. Само по себе пространство не может действовать на движущуюся частицу, в пространстве нет выделенных точек. Если частица, благодаря взаимодействию с другими частицами, получила некоторый импульс (т.е. подверглась в течение некоторого времени действию силы) и приобрела известную скорость, то скорость и соответственно импульс (импульс равен произведению скорости на массу частицы) сохраняется, пока частица вновь не окажется в силовом поле. Пространство не меняет импульса, и лишь взаимодействия тел могут что-либо изменить в состоянии Вселенной - ускорить или замедлить движение образующих ее частиц….
Великой идеей, усложнившей и дополнившей указанную концепцию, была идея однородности времени. Однородность времени выражается в неизменности не импульса, а другой физической величины – энергии, которая пропорциональна уже не скорости, а квадрату скорости. Наиболее важная особенность энергии состоит в том, что она сохраняется, когда движущееся тело останавливается, т.е. при переходе к нулевой скорости тела» (с.207)
На идеи механицизма, конкретно в ньютонианском варианте, опирался А. Сен-Симон, который хотел распространить принципы закона тяготения на социальную жизнь.
Влияние механицизма оставило значительный след в западноевропейской ментальности, и продолжает оказывать и сейчас. Идеи механицизма оказали влияние на творцов американской конституции, которые при ее разработке имели образом государственную машины, все звенья которой должны работать с точностью часового механизма.
Лаплас
«Не следует думать, что аналогия между простым и сложным, в частности между механическим устройством и живым организмом, сыграла отрицательную роль в развитии науки. В общем и целом её роль была безусловно положительной, поскольку с её помощью были преодолены отрицательные моменты старой, перипатетической физики и подготовлено широкое применение метафизики в естественных науках» (Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М., 1970. С.71)
Электродинамическая картина мира
Начало становления электродинамической картины мира связано во многом с влиянием натурфилософских идей Шеллинга. Они послужили первоначальной отправной точкой для электродинамической картины мира. Х. К. Эрстед (1777-1851) – первооткрыватель явления электромагнетизма находился под сильным влиянием идей Шеллинга. Открытие электромагнетизма имело широкий резонанс.
Истинным создателем электродинамики является А.М. Ампер(1775-1836)
Максвелл подошел к теории электромагнитного поля используя аналогии гидродинамической модели. Что типично для функционирования традиции. Принятые традиционные модели используются для интерпретации новых фактов. В данном случае силовые линии интерпретировались как трубки….???
Принцип сохранения энергии был основой научной картины мира XIX века. Вместо динамической картины мира, основанной на идее импульса, теперь центральным становится энергия, которая пропорциональна не скорости, а квадрату скорости.
Квантово-механическая картина мира
СТАТИСТИКА
В естествознание статистические, вероятностные методы стали проникать во 2 пол. XIX века в процессе разработки молекулярной кинетической теории. Дж. Максвеллом, Дж. Гиббсом и Л. Больцманом.
Социальные процессы имеют статистический характер, потому статистика важна для понимания реальной жизни культуры. Если мы, например, имеем какое-либо произведение, то без оценки степени его распространенности во всех слоях населения, количества издания этого перевода и количества тиража, то вряд ли мы сможем понять адекватно какую реальную роль сыграл этот артефакт в истории культуры. Важную роль в становлении статистических методов сыграла британская школа политической арифметики XVII века (Дж. Граунт, В. Петти, Г. Кинг, Ч. Лавенант и др.). Именно исследования и методологические принципы этой школы задали устойчивую традицию статистических исследований. Но особую роль в применении статистических методов к социальным явлениям был Л. Кетле (1796-1874), ученик П.Лапласа. Его основная идея состояла в понятии средней величины; он считал, что для социальных процессов средние социальные величины аналогичны фактам физической реальности.
ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА
Теория графов является эффективным методом для моделирования культурных процессов. Свое начало она ведет с решения известной задачи о кенигсбергских мостах Эйлером (1736). Смысл этой задачи состоял в том, чтобы узнать как можно, выйдя из произвольной точки, вернуться в нее, пройдя каждый из семи мостов Кёнигсберга. При исследовании электрических цепей эту теорию использовал Кирхгоф (1847) Эти методы довольно эффективно используются при решении задач о транспортных перевозках, сети коммуникаций городского хозяйства и т.д., т.е инфраструктур, которые образует современная цивилизация. Динамика традиции и культурных форм поддаются описанию теорией графов. Традиция действует по каналам сети, образованной цепями множества сильно или слабосвязных орграфов (ориентированных графов). Она двигается по дугам этих графов от одной вершины (узла) к другому, «блуждая» таким образом, по пространственно-временным коммуникациям культуры. Все коммуникации в культуре образуют сеть с определенной «геометрией социальных отношений» (Л. фон Визе (1876-1969)), которые вполне можно описать на базе теории графов, на принципах дискретной математики. Развитие дискретной математики создает новую возможность «геометризировать» социальную философию, т.е. возродить идеи новоевропейской философии XVII-XVIII вв. о «социальной физике», а потому вера Б. Спинозы и Ф. Тенниса о безграничности возможностей геометрического метода понимания явлений имеет основания.
2. КАЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ ЗНАНИЯ
Мнение, что качественные методы познания – это несовершенные методы, которые предшествуют более совершенным, – количественным, это мнение ошибочно. Это было, в частности, довольно убедительно показано в монографии В. П. Визгина «Генезис и структура квалитативизма Аристотеля» (1982). Именно Аристотель противопоставил платоновскую математическую программу науки. Вот что он писал: «…различия между элементами определяются не конфигурациями. Поскольку же важнейшие различия между телами суть различия в свойствах, действиях и способностях (а мы утверждаем, что у каждого естественного [тела] имеются действия, свойства и способности), то прежде всего надлежит трактовать об этих [характеристиках тел], дабы, исследовав их, мы постигли специфическое отличие каждого элемента от всех остальных» (Аристотель Сочинения. В 4-х т. Т.3. М., 1981. С.363)
В отношении утверждения примата качественного познания над количественным известно противостояние двух теорий цвета – теории Ньютона и Гете.
Но более напряженный характер это противостояние приобретает в противоречиях между физикой и химией. Что интересно, романтики именно таким спсобом противопоставляли своё мировоззрение «физикализму» просветителей, считая, что они мыслят по методологии «химизма». В принципе это противостояние выразил Д.И. менделеев, считая, что химия занимается веществами, а физика – телами.
ХИМИЗМ
Д.И. Менделеев утверждал, что физика занимается телами, а химия – веществами.
На принципе «дополнительности» механистическое мировоззрение не могло без идей атомизма получить обоснование. Сам Декарт , при критическом отношении к атомизму С идеями атомизма выступил Пьер Гассенди.. Физике Аристотеля и Декарта он противопоставил атомистическое учение Эпикура.
В природе нет ничего неделимого – вот убеждение Декарта. Но, не признавая атомизма, тем не менее, Декарт допускал существование корпускул различной формы, которые двигаются с различной скоростью. Именно этими различиями в форме и скорости Декарт объяснял наличие газообразного, жидкого и твердого состояния тел.
Гюйгенс Х.
Бойль Роберт(1627-1691)
Бойль был одним из первых, который попытался создать химию, на принципах механицизма.
ТАКСОНОМИЯ
ДИАТРОПИКА
Идеи диатропики развивает Ю.В. Чайковский. Диатропика (от греческого «диатропос» – разнообразный, разнохарактерный) – это наука о разнообразии. Науки об общих свойствах сходства и различия. В данном случае он действует во многом в русле идей Лейбница. Считает себя учеником Сергей Викторовича Мейена (1935-1987).
Он отрывается от концепта «познавательная модель», считая, что это понятие ввел А.П. Огурцов (1980). Вот, что пишет Чайковский: «Для науки Нового времени наиболее характерны пять таких моделей: 1) схоластическая (трактующая природы как текст, как шифр), 2) механическая (природа как машина, как часы), 3) статистическая (природа как баланс средних величин), 4) системная (природа как организм) и 5) диатропическая (природа как сад, как ярмарка). В разные эпохи господствуют разные познавательные модели, но все они присутствуют в науке почти всегда» (Чайковский Ю.В. Элементы эволюционной диатропики. М., 1990. С.12).
ДЕСКРИПТИВНОЕ ОПИСАНИЕ.
3. СИСТЕМНОЕ ПОЗНАНИЕ
Отождествление окружающих явлений природы и культуры с организмами типично для всех времен. Во всех древних мифологиях мир именно так и понимается – как живое существо. Даже во времена господства механицизма – такое органическое видение не исчезало полностью, по крайней мере, из области социальных исследований.
Книга Н.Винера «Кибернетика» (1948) имела характерный подзаголовок – «Управление и связь в животоном и машине». Эта аналогия не нова, такое мнение и аналогия возникла не только благодаря Декарту, а еще раньше в довольно известной в своей время книге испанского врача Перейры в XVI веке
ОРГАНИЦИЗМ
Органицизм исходно присущ человеческой ментальности, ввиду исходного тотемистическо-антроморфического харктера его. Рассмотрение явлений окружающего мира путем аналогии с организмом является наиболее традиционным способом интерпретации явлений, а интерпретация культуры как организма имеет наиболее устойчивый характер. Еще Т. Гоббс назвал общество «Левиафаном» -
В социологии эта аналогия была крайне распространена, этой точки зрения придерживались: Г. Спенсер, Р.Вормс, А. Шеффле и многие другие.
Но эта аналогия была подвергнута критике. Типичные контраргументы состояли в следующем: 1) это то, что культура предтавляет собой слабо связанное образование между элементами; 2) оно существует не на основе принципа взаимосвязи между частями и элементами, а представляет собой комплекс конфликтующих между собой систем; 3)
Ещё Г.Лотце в 1867 г. утверждал, что организмы – это саморегулирующиеся машины, которые представляют открытую систему, свободно обменивающейся с окружающей средой.
В конце XIX – начале XX века Дриш возглавил школу неовитализма, вступившей в борьбу с механистами, характерным представителем которого был Ж. Лёб. Согласно Лёбу – живые существа – это коллоидальные машины.
Органические аналогии при построении картины мира типичны для всей истории культуры, они существовали во всех мифологических космогонических картинах мира.
Понимание несводимости даже физических явлений к механическим содержится уже в учении об энергии. Большинство физических явлений имеют необратимый характер в отличие от сугубо механических. Это констатируется в известном втором начале термодинамики.
Как подчеркивает А. Бергсон в своей работе «Творческая эволюция»: «Древние.. не задавались вопросом, почему природа подчиняется законам; их интересовало, почему она упорядочивается по родам. Идея рода соответствует объективной реальности, главным образом, в области жизни, где она выражает собою неоспоримый факт наследственности»(Т.Э.с228)
Становление органицистской программы можно связать с Лейбницем, хотя основы этого заложены Аристотелем. На формирование его философских взглядов сыграли исследования в биологии того времени, и особо большую роль исследование учеными посредством микроскопа мельчайших животных. Положил начало этим исследованиям Марчело Мальпики, но наиболее известен своими открытиями Антони Левенгук, который положил начало исследованию простейших: инфузорий и бактерий, который обнаружил красные тельца в крови, исследовал нервы, изучал анатомию глаза, ему принадлежит в 1677 году открытие сперматозоидов. Лейбниц открыто проводит аналогию своих монад с сперматозоидами
Лейбниц еще находится под влиянием механицизма, и по отношению к животному часто употребляет название «естественная машина». Но понимает эту «машину» уже по-другому. Как правильно пишет П.П. Гайденко: «..Декарт хочет вывести живое из неживого, объяснить организм, исходя из законов механики; напротив Лейбниц – если говорить о его метафизике – стремится объяснить даже неживое, исходя из живого, и видит в механизме, так сказать, внешнюю форму проявления организма» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) М.,1987. С.355)
Симптомы зарождения органицизма также даны и в традициях французской философии у Дидро и Робине. В британской же философии эти моменты можно заметить у Толанда
Наибольший расцвет идеи органицизма наблюдается во времена Реставрации. Во Франции этой точкой зрения на социальную жизнь известен Жозеф Мари де Местр (1753-1821)- религозный философ и политический деятель консервативного направления.
Приложил к этому органическому пониманию и Георг Эрнст Шталь (1660-1734), автор известной флогистонной теории. Г.Э. Шталь в своей основной работе «Theoria medica vera» выступал против картезианцев, за то, что они считали человека как машину. Такие же моменты можно заметить у немецких «натурфилософов» – Гете, Окена, Шеллинга
Дальнейшее развитие связывается с направлением «витализма». Одним из выдающихся представителй «витализма» являлись Г. Дриш. Дриш считал, что основа всех явлений – «энтелехия». Вот что он пишет: «Жизнь при помощи понятия «энтелехия», также точно «понимаема», как неорганическая природа при помощи понятий «энергия», «сила», «масса» и т.д. Другого вида «объяснения» вообще не существует» (Дриш Г. Витализм. Его история и система. М.,1915. С.272)
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Дальнейшим развитием системного подхода, его вариативным вариантом является кибернетика.
Программа построение общей теории систем была поставлена в конце 40-х начале 50-х годов известным биологом-теоретиком Людвигом Берталанфи (1901-1972).
«..Уже проблема трех тел в механизме в принципе неразрешима и может анализироваться только методом приближений. Подобное же положение имеет место и в более современной области физики- атомной физике. Здесь проблема двух тел, например протона и электрона, вполне разрешима, но, как только мы касаемся проблемы многих тел, снова возникают трудности. Однонаправленная причинность, отношения между причиной и следствием, двумя или небольшим числом переменных- все эти механизмы действуют в широкой области познания. Однако множество проблем, встающих в биологии, в бихевиоральных и социальных науках, по существу являются проблемами со многими непременными и требуют для своего решения новых понятийных средств.»(26)
« Каждая наука является в широком смысле слова моделью, то есть понятийной структурой, имеющей целью отразить определенные аспекты реальности..»(27)
« 40 лет тому назад, когда я начал карьеру ученого, биология была вовлечена в спор между механицизмом и витализмом. Механистическая точка зрения, по существу заключалась в сведении живых организмов к частям и частичным процессам, организм рассматривался как агрегат клеток, клетки- как агрегат коллоидов и органических молекул, поведение - как сумма безусловных и условных рефлексов и т.д. Проблемы организации этих частей для сохранения жизни- способности организма, проблемы регулирования после нарушений и тому подобные в то время либо полностью обходились, либо в * соответствии с виталистической концепцией, объяснялись только действием таких факторов, как душа или аналогичные ей маленькие домовые, обитающие в клетке или организме, что, очевидно, было не чем иным, как провозглашением банкротства науки, В этих условиях я был вынужден стать защитником так называемой организмической точки зрения. Суть этой концепции можно выразить в одном предложении следующим образом: организмы суть организованные явления, и мы, биологи, должны проанализировать их в этом аспекте. Я пытался применить эту организмическую программу в различных исследованиях по метаболизму, росту и биофизике организма. Одним из результатов, полученных мною, оказалась так называемая теория открытых систем и состояний подвижного равновесия, которая, по существу, является расширением обычной физической химии, кинематики и термодинамики. Оказалось, однако, что я не смог остановиться на однажды избранном пути и был вынужден прийти к еще большей генерализации, которую я назвал общей теорией систем. Эта идея относится к весьма давнему времени- я выдвинул ее впервые в 1937 году на семинаре по философии, проходившем под руководством Чарльза Морриса в Чикагском университете..(27-28)
Перечисляет области: кибернетика, теория информации, теория игр, системотехника, топология, факторный анализ, синергетика, инженерная психология.
«одним из важных аспектов современного развития научной мысли состоит в том, что мы более не признаем существования уникальной и всеохватывающей картины мира. Все научные построения являются моделями, представляющими определенные аспекты, или стороны, «реальности».»(32)
«Самодифференциирующиеся системы, развивающиеся в направлении все более высокой сложности( путем уменьшения энтропии), возможны- по термодинамическим соображениям- только как открытые системы, то есть системы, в которые вещество, содержащее свободную энергию, входит в количестве, большем, чем необходимо для компенсации роста энтропии, обусловленного необратимыми процессами внутри системы («внесение отрицательной энтропии»).При этом мы не можем сказать, что изменение является результатом действия «некоторого внешнего агента, воздействующего на систему как ее вход»( это он об Эшби-С.Г.); дифференциация внутри развивающегося эмбриона или организма происходит согласно внутренним законам их организации, а соответствующий вход системы ( например, снабжение кислородом, которое можно варьировать количественно, или пища, качественно различающаяся в широких пределах) делает такую дифференциацию возможной только энергетически.»(37)
«.. в открытых системах проявляются термодинамические закономерности, которые кажутся пара доксальными и противоречат второму началу термодинамики. В соответствии с этим началом общий ход физических событий( в закрытых системах) происходит в направлении увеличения энтропии, элиминирование различий и достижения состояния максимальной неупорядоченности. В то же время в открытых системах, в которых происходит перенос вещества, вполне возможен ввод негэнтропии. Поэтому подобные системы могут сохранять свой высокий уровень и даже развиваться в сторону увеличения порядка и сложности, что действительно является одной из наиболее важных особенностей жизненных процессов.»(42)
«Говоря в общем плане, живые системы можно определить как иерархически организованные открытые системы, сохраняющие себя или развивающие в направлении достижения состояния подвижного равновесия.»(42)
Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.,1974 1670838
«Системный подход отказывается от односторонне аналитических, линейно-причинных методов исследования и основной акцент делает на анализе целостных интегративных свойств объекта, выявлении его различных связей и структуры.»(5)
Биология- Шмальгаузен, гештальтпсихология и генетическая эпистемология Пиаже, структуралистская лингвистика, химия- Бутлеров, тектология А. А .Бухарина.
КИБЕРНЕТИКА