Вышизм. Ошибка наделения низшего чертами высшего
Ошибку наделения низшего чертами высшего предлагаю назвать вышизмом (от слова высшее). Эта ошибка противоположна ошибке сведения высшего к низшему (редукционизму).
Само по себе наделение низшего чертами высшего не является ошибкой категориального мышления. В искусстве, например, очень часто используется язык метафор-аллегорий-олицетворений-уподоблений, в котором присутствует это наделение низшего чертами высшего. Взять хотя бы сказочные сюжеты, фантастику, басни... В последних животные наделены человеческими чертами, исполняют роль людей.
Ошибкой это наделение низшего чертами высшего становится тогда, когда его принимают-воспринимают всерьез, взаправду, как имеющее место на самом деле, в действительности.
Наиболее распространенными разновидностями указанной ошибки являются оживотворение неорганической природы (гилозоизм), ее одушевление (анимизм, панпсихизм), очеловечивание природы-мира (антропоморфизм), одухотворение природы-мира (идеализм).
Гилозоизм
(оживотворение неорганической природы)
Гилозоизм (от греч. ϋλη — материя и ξωή — жизнь), термин, введенный Кедвортом в 1678 г. для обозначения натурфилософских концепций (преимущественно ранних греческих философов), отрицающих границу между «живым» и «неживым» и полагающих «жизнь» внутренним свойством мира. Гилозоизм отождествляет «живое» и «сущее», понимает бытие как «жизнь», а небытие — как «смерть».[289]
М. Мамардашвили писал о гилозоизме: "...чтобы высказать объективное суждение о чем-то, нужно ввести какие-то посылки, допущения. В том смысле, что в материи (а это предпосылка) не сидит собственная воля. В мире нет духов. И это установлено путем весьма сложных философских рассуждений и усилий. Скажем, еще в XVIII веке Канту приходилось бороться с гилозоизмом и он утверждал, что гилозоизм есть смерть всякой философии природы. То есть, если в природе есть духи, то мы вообще о природе не можем высказывать объективного суждения. И наоборот, мы можем высказывать объективные суждения только в той мере, в какой в природе не допускается существования своевольных, самовольных существ." (Введение в философию. С. 28)
Гилозоизм близок панпсихизму, представлению о всеобщей одушевленности природы.
Панпсихизм
Панпсихизм (от греч. pan – все и греч. psyche – душа) одушевляет природу, мир, иными словами, переносит свойства одушевленного на неодушевленные предметы, на природу, на мир в целом.
Исторические формы панпсихизма различны: от анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреческой философии до развитых учений о душе и психической реальности как подлинной сущности мира (концепция монады у Г. В. Лейбница, философские идеи Г. Т. Фехнера, К. Г. Юнга и др.).
Антропоморфизм
Антропоморфизм (от греч. antropos — человек и morphe — форма, вид) — уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. Антропоморфизм возникает как первоначальная форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеческой психикой, но и в приписывании неодушевленным предметам способности действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, небо хмурится и т. п.). Эта форма антропоморфизма господствовала на ранних ступенях развития общества. Отголоски такого понимания мира представлены в языке современных культурных народов, в искусстве, особенно в поэзии, где известная антропоморфность ряда образов связана с требованием высокой эмоциональной выразительности. Антропоморфизм характерен для религиозного мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущем большинству религиозных представлений о богах и других сверхъестественных существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги так называемых высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается.[290]
Антропоморфизм — отчасти разновидность гилозоизма, а отчасти — самостоятельный взгляд или концепция. Он до сих пор используется в учениях, теориях, аргументах разного рода.
Вот свежий пример его использования в политических целях. В течение 2001-2002 годов Государственная Дума решала вопрос о частной собственности на землю. Левые политики и депутаты во главе с коммунистами (Г. А. Зюганов) выступали против частной собственности на землю, утверждая, что земля — мать, а матерью нельзя торговать, нельзя ее продавать. Они уподобляли землю живому существу, человеку, что совершенно недопустимо с точки зрения категориальной логики. Б. Немцов, руководитель фракции СПС в ГосДуме, справедливо возражал: коммунисты говорят — землю нельзя продавать, потому что она мать. А можно мать арендовать? (Коммунисты допускают аренду земли). Или, если земля — мать, то как можно ее пахать, а тем более, унавоживать? Вот и получается, подвел итог дискуссии телеведущий (РТР, «Вести», 16 мая 2002 г., 23.00), землю не используют, не обрабатывают потому, что она мать, к ней относятся как к матери (телеведущий имеет в виду, что из-за того, что земля не находится в собственности у людей, она толком не используется, пустует).
Антропоморфизм можно квалифицировать и как разновидность субъективизма. Человек — субъект и всякий перенос его свойств на объект означает фактический субъективизм.
4.6.8. Редукционизм. Ошибка сведения
высшего к низшему или сложного к простому
Частные случаи редукционизма: материализм, механицизм, бихевиоризм, натурализм, физикализм.
Частные случаи редукционизма: материализм, механицизм, бихевиоризм, натурализм, физикализм.
Механицизм
Механицизм — частный случай редукционизма.
Декарт уподоблял организм животного механизму. С него начинается формирование собственно механистического мировоззрения. Это мировоззрение господствовало в умах ученых-естестествоиспытателей вплоть до начала ХХ века.
В механистической картине мир представлялся как хорошо отлаженная машина. Устройство мира чаще всего уподобляли часовому механизму. Так, в «Трактате о метафизике» (1734) Вольтер сравнивал Вселенную с часовым механизмом, а бога — с часовщиком, который соорудил этот механизм и завел его. На этой позиции Вольтер оставался и в более поздних своих работах. Вслед за Вольтером и Лаплас уподоблял устройство Вселенной часовому механизму.
Ламетри в своей работе "Человек-машина" уподоблял человека машине.
Так называемый механистический тоталитаризм Ленина-Сталина уподоблял устройство общества машинному производству (в частном случае фабрике-заводу).
Нацистский режим Гитлера тоже был в значительной мере машиноподобен. Взять хотя бы теорию и практику твердого порядка. Упободлять живой порядок-беспорядок человеческого общества порядку твердого тела — самый настоящий механицизм.
Механицизм не только сводит сложное к простому, но и отдает предпочтение порядку, законосообразности, т. е. пытается так или иначе элиминировать (устранить, уничтожить) хаос, беспорядок, случайность или минимизировать, свести их влияние к минимуму.