Проблема метода научного познания в философии xvii в. р.декарт и ф. бэкон
1. Рационалистическая философия Рене Декарта.
2. Эмпиризм Френсиса Бэкона, проблема научного метода.
1. Данная тема является логическим продолжением предыдущей.
Р. Декарта обычно считают основателем современной философии. Его роль можно сравнить с ролью Аристотеля для античной философии, который пытался заново построить философскую систему. Р. Декарт работал над проблемой методологии научного исследования. Он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания. Используя метод сравнительного анализа, покажите отличие декартовской рационалистической методологии от бэконовской. Особо обратите внимание на интеллектуальную интуицию, дедукцию и учение о врожденных идеях. Назовите правила метода, сформулированные Р.Декартом. В заключении дайте свое описание слов Р. Декарта: «Мыслю, следовательно существую» («Cogito ergo sum»).
2. Ф. Бэкон – родоначальник нового подхода к науке, давший философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки. Данный вопрос тесно связан с предыдущим, поэтому постарайтесь построить свою работу о творчестве Ф. Бэкона на основе сравнения с творчеством Р. Декарта. С помощью учебника «Введение в философию» (М., 1989) и философского словаря отработайте такие понятия, как «эмпиризм» и «рационализм», ибо Бэкон был основателем английского эмпиризма и признавал ведущую роль в познании опыта, эксперимента. Далее изложите учение об «идолах» (всего их 4). Главным препятствием на пути познания природы Ф. Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми «идолами» - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. В чем суть индуктивного метода? Попытайтесь разобраться в содержании работы Ф.Бэкона по усовершенствованию индуктивного метода.
Список литературы
1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь – справочник. – М., 1997.
2. Бэкон Ф. Новый Органон//Соч.: В 2-х т.-М.,1972. – Т.2.
3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 153 –158.
4. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.
5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995. С.345 – 420.
6. Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975.
7. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М.,1991. Ч.1. С.493-498.
8. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 .
9. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.
10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.
ТЕМА 11.
РАЗВИТИЕ СЕНСУАЛИСТИЧЕСКОЙ И ЭМПИРИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
1.Сенсуализм и эмпиризм Джона Локка.
2. Философия Джорджа Беркли Дэвида Юма.
1. Рассматривая первый вопрос, необходимо, прежде всего, разобраться в сути критики Д.Локком (1632-1704) учения о врожденных идеях Р. Декарта. В центре внимания при изучении данного вопроса должно быть учение английского мыслителя об опыте как единственном источнике знания. Обратите внимание на убежденность Локка в существовании внешней причины опыта. Выделите деление Локком простых чувственных идей на идеи первичных и вторичных качеств. Как Локк решал проблему объективности вторичных качеств?
2. Рассмотрите учение Д.Беркли (1685-1763) о природе общих понятий и субъективной природе качеств. В чем смыл тезиса Беркли: «Существовать, значит быть воспринимаемым»? Раскройте учение философа о материи и духовной субстанции. Изучая философию Дэвида Юма (1711-1776) обратите внимание на его учение о центральном положении науки о человеке в системе человеческого знания. Раскройте критику понятия причинности у Юма. Какую роль в теории познания Юма отводилось вере и привычке. В чем состоял агностицизм Юма?
Список литературы
1. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом// Соч.-М., 1978.
2. Локк Дж. Соч.: В 3 т. – М.,1988.-Т.3.
3. Юм Д. Трактат о человеческой природе//Соч.: В 2 т.-М.,1966.-Т.1.
4. Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1988;
5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994.
6. Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973.
7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 .
8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.
9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.
Тема 12.
РАЗВИТИЕ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
1. Бенедикт Спиноза.
2. Готфрид Вильгельм Лейбниц.
1. Первый вопрос предполагает рассмотрение учения Спинозы (1632-1677) о природе и субстанции. В центре внимания должно быть учение голландского мыслителя о познании и методе. Обратите внимание на сформулированный Спинозой основной принцип рационализма.
2. Раскройте основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница. Рассмотрите его учение о субстанция как монада. Проанализируйте взгляды Лейбница на познание и знание. В чем состояла суть критики Лейбницем эмпиризма Локка и нового обоснования рационализма.
Список литературы
1. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957.
2. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х тт. М., 1983-1989.
3. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973.
4. Нарский И.С. Лейбниц. М., 1972.
5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994.
6. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.
7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 .
8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.
9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.
Тема 13.