Поиск сущностного определения любви в философской традиции. Любовь как основа общественных отношений. Атрибутивные характеристики любви
Спиноза- любовь означает любое, не обязательно сильно выраженное, положительное эмоциональное состояние. А именно любовь есть не что иное, как удовольствие (радость), сопровождаемое идеей внешней причины. Тот, кто любит, необходимо стремится предмет своей любви "иметь налицо и сохранять", доставлять ему всякого рода удовольствия. Энгельс- Подлинная любовь и взращенные ею чувства существенно отличаются от простого влечения, от "эроса" древних. Согласно Ницше,потребность в любви свойственная рабам, не способным бороться за то, чего они хотят, и потому стремящимся обрести желаемой через любовь. Высшую задачу любви Соловьеввыводит к "общему делу" борьбы со смертью, увековечивания и преображения высшей ценности -личности, наконец, к Делу возвращения всех сознательных и чувствующих жертв природного порядка за все время его господства, т.е. воскрешение всех умерших.
Оба любящих восполняют друг друга своими качествами, создавая вместе более богатое единство;истинная любовь предполагает обязательное равенство любящих;наконец, всем в любви известна идеализация предмета любви- живое и конкретное прозревание абсолютного содержания его личности и ее убеждение. В любви происходит действительное перенесение "центра личной жизни" в другого. Любовь - это не просто чувство или эмоциональное отношение к другому, она есть завершенное трансцендирование к "ты".В любви "ты" - не просто мое достояние, не просто реальность. Я не вбираю "ты" в себя, напротив, сам "переношусь" в него, оно становится моим в том смысле, что я осознаю себя принадлежащим ему. Лишь через любовь "ты" становится для меня вторым "Я". В любви "ты" открывается как личность. Однако не существует совершенной, чистой любви, потому что никогда до конца не снимается момент чуждости "ты". Фромм выделяет пять элементов, присущих каждому виду любви. Это давание, забота, ответственность, уважение и знание.Способность любви даватьпредполагает достижение "высокого уровня продуктивной ориентации", в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. То, что любовь означает заботу,наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Ответственность- есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть "ответственным" значит быть в состоянии и готовности "отвечать". Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя.
Существует несколько видов любви,которые Фроммназывает "объектами": братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу. Под братской любовьюФромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. " Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях, ".
Материнская любовь, любовь родительская,не деля ее на любовь отца и любовь матери; - это любовь к беспомощному существу. Эротическая любовь,как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом "любовь". О любви к себеЭ. Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого. Любовь к БогуФромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе.Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь. «Что любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа—это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе».
Всякая любовь является любовью к конкретным, данным в чувстве вещам. Любви к абстрактному, воспринимаемому только умом, не существует. «Мыслимое,— категорично утверждает Гегель,— не может быть любимым». Любовь к ближнему — это любовь к людям, с которыми вступаешь в отношения, любовь к добру — любовь к конкретным его проявлениям, тем поступкам, в которых оно находит свое выражение, любовь к прекрасному — влечение к вещам, которые несут в себе красоту, но не любовь к «красоте вообще». Нельзя любить «человечество», как нельзя любить «человека вообще», можно любить только данного, отдельного, индивидуального человека во всей его конкретности.
Великий инквизитор
Инквизитор обвиняет Иисуса в том, что тот «отверг единственный путь, которым можно было сделать людей счастливыми».
Прежде всего, Иисус хотел даровать человеку свободу, и первым искушением его дьяволом стал вопрос, на что тот надеется, идя к людям с пустыми руками, с одним лишь обедом свободы духа, который они «в простоте и прирожденном бесчинстве своем не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся». Однако какая это была бы свобода, если послушание куплено хлебами. Такая дорога ведет лишь к рабству. Главное для человека, по словам Инквизитора, найти то, пред чем ему и другим преклониться, причем уверовать в это и преклониться непременно всем вместе. Именно эту потребность общности он называет главнейшим мучением каждого отдельного человека и всего человечества. Всеобщее преклонение и было причиной того, что люди веками истребляли друг друга со словами: «Бросьте ваших богов и придите поклониться нашим, не то смерть вам и богам вашим». Преклонение человеку необходимо для того, чтобы освободиться от ненавистной ему свободы, передать ее своему покровителю, чтобы он нес ответственность за него перед Богом.
Без твердого представления о смысле жизни человек «не согласится жить и скорее истребит себя». Бог хотел даровать человеку знание как высшую форму веры, веру абсолютную, свободную, не навязываемую чьим-то авторитетом, не нуждающуюся в подтверждении. Три силы способны были бы усмирить все сомнения людей, а с ними и их волю, сделать их послушными и непритязательно счастливыми последователями. Это чудо, тайна и авторитет. Иисус Христос отверг предложение злого духа, не стал искушать своего отца. Иисус Христос не захотел поработить человека чудом и хотел свободной веры, а не чудесной. Именно в этом видит Инквизитор ошибку Христа, так как такая ноша для слабого безвольного человека была непосильной. Инквизитор объясняет, почему они обманывают людей, ведя их по ложной дороге, «исправив подвиг Христа и основав его на чуде, тайне и авторитете» с одной лишь целью, чтобы люди были счастливы. И «люди обрадовались, что их вновь повели, как стадо и что с сердец их снят, наконец, толь страшный дар, принесший им столько муки». Таким образом, сознание людей никогда не успокоиться, оно будет в постоянном поиске доказательств существования Бога, и это будет приносить человеку тяжелые муки, потому что, по словам Инквизитора, на абсолютную веру, веру в сердце большинство людей оказывается неспособным, - и это есть второй тупик развития человека. Последним искушением Христа стал меч кесаря, возможность стать единым царем земным, владеть всем миром. «Ты восполнил бы все, чего ищет человек на земле: перед кем преклоняться, кому вручить совесть и каким образом соединиться всем в бесспорный общий и согласный муравейник, ибо потребность всемирного соединения есть третье и последнее мучение людей. Приняв мир и порфиру кесаря, основал бы всемирное царство и дал всемирный покой» Иисус же хотел даровать человеку свободу, совесть, способность отвечать за своп поступки перед самим собой. Но человек хочет, чтобы им владели, так как кто владеет, тот и отвечает за тебя.
Люди отдадут свою душу, силу, волю в распоряжение немногих, которые станут их земными богами, идолами. И это третий тупик - людей наделили совестью, моральной ответственностью за свои поступки, что могло служить указанием верного направления на пути развития человечества. Но человек не выдержал подобного груза, и с удовольствием переложил его не чужие плечи.
В итоге человек бежит от всего, что причиняет ему боль, к простому счастью. По пути он отказывается от свободы духа, от свободы выбора, от своей совести и морали, от своей человеческой сущности, и попадает в рабство к тем, кто согласится владеть всем, от чего тот отказался, к тем, кто закрывает ему глаза. Только в том случае для человечества настанет «царство покоя и счастия», если откажутся от своей свободы и покорятся, ибо «свобода, свободный ум и наука заведут их в такие дебри и поставят пред такими чудами и неразрешимыми тайнами, что одни из них, непокорные и свирепые, истребят себя самих, другие, не покорные, но малосильные, истребят друг друга, а третьи, оставшиеся, слабосильные и несчастные», приползут к ногам сильных мира сего и покоряться им. Такие люди будут счастливы, потому что не будут ведать мук совести, не будут отвечать за свои грехи, так как Инквизитор сказал: «мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас, как дети, за то, что мы им позволим грешить», «всякий грех будет искуплен, если сделан будет с нашего позволения». Самые мучительные тайны совести люди поведают владыкам мира и это избавит их «от великой заботы и страшных теперешних мук решения личного и свободного». Таким образом, избавившись от мук совести, переложив свои грехи на других, люди наконец обретут спокойствие и счастье и «будет тысячи миллионов счастливых младенцев и сто тысяч страдальцев, взявших на себя проклятие познания добра и зла».
Но вспомни - их было всего только несколько тысяч, да и то богов, а остальные? Чем виноваты остальные слабые люди, что не смогли вытерпеть того, что могучие? Ты гордишься своими избранниками, но у тебя лишь избранники, а мы успокоим всех».
Это регресс не просто человеческого общества, но и каждого человека в отдельности. И хотя в итоге теперь и именно ныне эти люди уверенны более чем когда-нибудь, что свободны вполне, они сами отказались от свободы своей, и покорно положили ее к чужим ногам.