Диалектическое учение о взаимосвязях явлений. Понятие закона (закономерности) и их классификация
Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы находим уже в античной фил., кот. считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений.
Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловленности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, изменения одного явления влекут за собой изменения другого.
Например, общественное бытие определяет общественное сознание, изменение материальных условий жизни людей вызывает в конечном счете изменения и в общественном сознании. Выделяются разнообразные виды связей.
Классификация видов связи строится либо по формам движения материи, либо по форме и характеру проявления: 1прямые - опосредованные;2внутренние - внешние; 3функциональные; 4генетические.
С точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь.
Диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма, т.е. признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое (следствие).
Существуют различные способы и формы объективной детерминации явлений: связь случайного и необходимого, возможного и действительного, бесконечного и конечного, определенного и неопределенного и т.д.
С точки зрения диалектики, каждая вещь представляет собой целостную систему связей и отношений между элементами, характеризующуюся рядом свойств:
1) системе как целому присущи новые свойства по сравнению со свойствами составляющих ее элементов;
2) определить характеристики элемента можно только тогда, когда он рассматривается как часть данной системы, так как он теряет их, если выходит за рамки этой системы;
3) данная система обусловлена, в свою очередь, составляющими ее элементами;
4) между элементами системы существуют отношения взаимозависимости и соподчинения, при этом система характеризуется связями разного рода: генетическими, функциональными и т.д.;
5) в системе выделяется определяющий тип связи, образующий ее структуру, кот. обеспечивает устойчивость системы.
32- Основные диалектические законы процессуальности развития, их методологическое значение.1 закон единства и борьбы или тождества противоположностей
2 закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
3 закон отрицания отрицания=закон двойного отрицания
Закон – это внутренняя, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь вещей и процессов в объективном мире. Законы природы объективны. Различают законы частные, общие и всеобщие.
Частные – законы части бытия: химические, возбуждения и торможения;
общие – более широкие: в физике, обществе;
всеобщие – действуют во всех сферах бытия.
Закон № 1, «Тождество противоположностей» объяснят причины и источники изменения. Суть: развитие именно как саморазвитие, самодвижение. Каждая вещь разделена на противоположности, т.е. такие процессы и стороны, без которых вещь не может существовать и они взаимоисключают друг друга, но они и связаны, они объективны. Например, процесс ассимиляции и диссимиляции, закон наследственности и изменчивости. Противоречие – движущая сила развития, источник движения.
Принципы взаимоотношения противоречий:
-стороны абсолютно равноценны
-они не существуют друг без друга
-в процессе разрешения противоречий гибнут обе стороны противоречий, следствием этого является появление нового предмета, с присущими ему противоречиями; этот процесс бесконечен
Закон № 2. «Взаимный переход от количественных изменений в качественные». Он конкретизирует 1 закон. Он показывает, каким образом происходит переход. Качество – это основное, существенное в предмете, то, что отличает его от других предметов; оно неотделимо от объекта, т.к. если оно меняется, то меняется и сам объект; качество обнаруживается через свойства объекта. Свойства – внешнее проявление качества. Количество – степень выражения качества. Качество одно, а степь выражения разная.
Закон № 3. «Отрицание отрицаний». Куда движется человек, общество, как в целом развивается мир. Существует много концепций, отвечающих на этот вопрос. Пифагор – все идет по кругу=вечное повторение. Просветители (18 век) считали, что все идет только вверх, а не по кругу. А это закон показывает, что мир развивается по спирали: есть прогресс и регресс. Каждая ступень общественного развития берет какие-то моменты с прежних этапов развития. Это закон отвечает на вопрос направленности развития: материя не сохраняется и не уничтожается, она вечно меняется. Сначала отрицали диалектику, получилась антидиалектика, а потом возникла диалектика из-за метафизики.