Средневековая философия: осн концепции и ключевые фигуры
Эпоха Средневековья самая длительная в истории человеческого общества. Начало эпохи — примерно V в. (начало гибели Римской империи), окончание — XV в — (начало великих географических открытий) или же середина XVII в. (Английская буржуазная революция).
Эпоха Средневековья делится на 3 периода:- Ранний (V-X-XI в)- Расцвет (X-XIV в)- Поздний (XV-XVI в) Средневековая философская мысль представлена двумя течениями: реализмом и номинализмом.
Реализм - философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (чувственное восприятие мира). В этом отношении средневековый реализм близок учению Платона об идеях (мир возникает сначала в идеях).Согласно реализму универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, а человек — подобие бога; только благодаря этому человеческий разум в состоянии понять сущность вещей, ибо эта сущность есть ничто иное, как всеобщие универсалии. Отсюда, познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.
Номинализм — философское течение, представители которого подчеркивают приоритет воли над разумом. Усилием воли человек может понять мир. Общие понятия только имена, они не обладают никакой самостоятельностью, помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования для целого ряда вещей и явлений.
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок времени в истории Европейской философии, который непосредственно связан с христианством.По мере того, как христианство приобретает все большее влияние и распространение, оно все больше нуждается в рациональном обосновании своих догм. Отсюда попытка использовать для этой цели учения античных философов. Поэтому средневековое мышление и миросозерцание определяли 2 разные традиции: христианское откровение и античная философия (в идеалистическом варианте - Платоновском).
Христианская мысль пыталась ассимилировать философские идеи античности, особенно идеи неоплатонизма и стоицизма.
Возникшее христианское учение основывалось на средневековом мышлении. Специфической чертой средневековья был Теоцентризм.
Теоцентризм — когда реальность, определяющая все сущее, была не природа, а бог. В основе лежат 2 принципа, тесно переплетающихся друг с другом: идеи творения и идеи откровения.
Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (бытия), а идеи откровения составляют фундамент учения о познании (гносеология). Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии. В средневековой философии выделяют 2 основные вехи: патристика и схоластика.
1. ПАТРИСТИКА
Христианство борется с враждебным окружением как внешними, так и внутренними врагами. Внешние враги — варвары (языческие племена). Внутренние враги - течения, которые переняли язычество с разными признаками христианства. Претендовали на роль учений. Одним из таких учений был гностицизм. Гностицизм — дуалистическое объяснение мира: борьба света и тьмы, добра и зла, имеющее универсальное космическое явление. Зло происходит от материи, добро — от бога. Таким образом, существует как бы два бога: Бог и враждебный ему творец — Демиург — творец мира.
Манихейство — основатель — персидский мыслитель Мани (216-270 г). Свет и тьма, двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения.
Патристика была направлена на борьбу с различными, враждебными христианству, учениями. Аврелий Августин — один из основателей патристики написал работы: ”Исповедь”, ”Град Божий”, ”О троице”. Центр философского мышления - Бог. Бог первичен, это высшая сущность, он единственный, существование его независимо, все остальное существует благодаря божественной воле.
2.СХОЛАСТИКА
Схоластика (школа) — направлена на христианское учение.Цель: поиск рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашает вера. Задача: упорядочить и сделать доступной для необразованных людей данную догматическую конструкцию. Отсюда следует не поиск истины, а поиск способов изложения и доказательства этой истины посредством истины. Эта задача была по плечу только философии.
Перед схоластикой были поставлены 3 конкретные цели:
1) с помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их к мыслящему духу человека;
2) предать религиозной теологической истине систематическую форму при помощи философских методов (эклектика, герменевтика).
3) используя философские аргументы исключить критику святых истин.
Ключевая фигура Фома Аквинский (1225-1274г): ”Сумма теологий”, ”Сумма против язычников”. Суть: задача науки — объяснение закономерностей мира (философия). Над философией находится богословие (наука о Боге), мышлением сюда проникнуть нельзя, это сверхъестественные истины как божественное откровение (учение), которое содержится только в вере.