Запрос информации о мнении участников, стимулирование участников к выражению своей позиции
- А у Вас, я думаю (полагаю), другая точка зрения?
- Кто хотел бы что-нибудь добавить?
- Могу я попросить Вас прояснить свою позицию, развить этот тезис?
- А есть ли другие мнения?
- Полагаю, Вы сейчас затронули очень важный вопрос.
- Есть основания затронуть и ещё один вопрос.
- А как бы Вы прокомментировали следующее высказывание?
- А Вы не могли бы подробнее остановиться на проблеме (вопросе) …
Ограничение активности участников дискуссии:
- Мне кажется, мы несколько уклоняемся от темы.
- Простите, что перебиваю Вас, но …
- Хочу лишь отметить, что нам не следует упускать из виду …
- Простите, но мы несколько отошли от заявленных вопросов обсуждения. Давайте вернемся к проблеме …
- Однако помните о регламенте, у нас, к сожалению, мало времени.
- Извините, что перебиваю, но наше время ограничено, поэтому прошу всех не отклоняться от темы и соблюдать регламент. Спасибо.
Подведение частных и общих итогов:
- Ваш доклад (сообщение) – интересный материал для размышлений.
- Подводя итоги нашей конференции (обсуждения), хочу (можно) сказать следующее …
- К сожалению, высказались не все.
- В ряде докладов (выступлений, сообщений) говорилось…(о чем) …
- Разногласия состоят в следующем …
- Эти высказывания (точки зрения, концепции), как нам кажется, не противоречат друг другу.
- К сожалению, иногда выступающим не хватало аргументов (ярких примеров, фактов, доказательств)…
- Итак, суммируя все вышесказанное, можно заключить (сделать вывод), что …
- Попробуем обобщить все, что было сказано …
- Думаю, что мы еще (не) раз вернемся к обсуждению этого вопроса (этой проблемы).)
- Мы обсудили вопрос о том, что такое …
- Все участники высказали разные, но очень интересные мнения.
- Подводя черту (итог), можно сказать следующее …
- Благодарю всех присутствующих за участие в конференции (дискуссии, обсуждении).
Итак, при подготовке доклада следует учитывать, что этот научно-информативный жанр теснейшим образом связан с устной формой речи. Поэтому доклад, как и любое публичное выступление, должен иметь четкую композиционную структуру, что позволяет эффективно воздействовать на восприятие слушателей. Выступление должно тщательно готовиться: необходимо определить его тему, цель с учетом состава слушателей и обстановки. Затем следует составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Необходимой частью подготовки является репетиция. При этом особое внимание следует обратить на технику произношения.
Вопросы и задания к главе III.
1. Переработайте данный ниже фрагмент статьи «Роль языка в развитии мыслительных навыков» в текст доклада. Запишите этот текст.
Прочитайте доклад в аудитории, при этом не забудьте:
- обратиться к аудитории и контактировать с ней во время выступления;
- назвать тему доклада, сформулировать его основную задачу;
- использовать вводные слова (на наш взгляд; во-первых, во-вторых; следовательно и т.д.);
- использовать все средства (словесные и несловесные), чтобы выделить главное, важное, информативно значимое;
- прорепетировать свое чтение доклада.
Важнейшей функцией речи как вида деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли.
Мыслить – значит оперировать понятиями, которые материализуются в словах. Следовательно, необходимым условием развития мышления и постепенного усложнения познавательной деятельности является овладение языковыми средствами: большим лексическим запасом, грамматическими формами и синтаксическими конструкциями, т.к. мыслительные операции обретают материальную оболочку в единицах языка – морфемах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Овладевая речью, усваивая значимые элементы языка и приучаясь пользоваться ими для общения, человек одновременно учится мыслить, развивается его память, воображение, эмоциональная сфера.
Психологами выявлена связь между развитием у человека навыка понимания грамматических значений слов и развитием интеллекта. Установлено, что задержка в развитии этого навыка чрезвычайно тормозит развитие всех интеллектуальных и связанных с ними речевых навыков. Дети, у которых плохо развиты грамматические навыки, не успевают не только по русскому языку, но и по всем остальным предметам. Это свидетельствует о том, что русский язык как предмет отличается от других гуманитарных дисциплин тем, что изучение языка не самоцель. Изучать и хорошо знать язык необходимо потому, что он является средством усвоения других предметов, а вот без хорошего знания языка человек становится «необучаемым».
Между тем интеллектуальные навыки (навыки понимания грамматических и лексических значений), навыки оценки, выражения своих эмоций в речи, как и память на речевые явления, чувство языка совершенствуются всю жизнь, особенно в той сфере деятельности человека, которая становится его профессией. И развитию этих навыков в значительной степени способствует изучение русского языка, хорошее знание которого, как и уровень развития связной речи, владение культурой речевого общения являются неотъемлемой частью личностной характеристики специалиста, показателем развития его интеллекта, эмоциональной сферы.
2. Проанализируйте свое выступление по следующему плану:
- дата и место выступления;
- тема;
- состав аудитории;
- проходило ли выступление по намеченному плану; если нет, то почему;
- доходчиво ли я говорил(а), учитывал(а) ли уровень знаний слушателей;
- был ли контакт с аудиторией и мог ли он быть лучше; что этому мешало; что можно было для этого сделать;
- было ли убедительным то, что я говорил(а); какие доводы я бы предложил(а) сейчас этой аудитории;
- как я чувствовал(а) себя во время выступления;
- какой была манера держаться, какие жесты у меня преобладали;
- что было удачным в выступлении и почему я считаю это удачным;
- недостатки в выступлении и почему они возникли;
- выводы (соотношение удач и недостатков);
- реакция аудитории; реплики слушателей;
- вопросы по теме выступления;
- мои ответы;
- как бы я сейчас ответил(а) на вопрос, на который не смог(ла) ответить в аудитории;
- был ли соблюден регламент выступления;
- оценка выступления в целом;
- мое настроение сразу после выступления и сейчас;
- что мне следует сделать, чтобы следующее выступление было лучше.
Как по-вашему, что дает самоанализ выступления?
3. Прослушайте и оцените доклад вашего товарища:
- была ли раскрыта тема, не было ли лишнего;
- что вы записали для себя из услышанного;
- легко ли было уяснить главное; что помогало и что мешало этому;
- как бы вы оценили контакт докладчика с аудиторией.
4. Прослушав доклад, оцените себя как слушателя. Вспомните, насколько вы были настроены на восприятие информации; что помогало и что мешало вашему восприятию.
Глава IV
КУРСОВАЯ РАБОТА