Характерные черты и проблематика русской философии конца XIX века – начало ХХ века
Конец XIX - начало XX века - эпоха русского культурного ренессанса - одна «из самых утонченных эпох в истории русской культуры.
В этот период возникли новые течения в философии. Философия преобретает религиозный характер. Духовным источником религиозной философии явилось православие как духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как:
- природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;
- гуманизм и его кризис;
- смысл человеческой жизни и истории;
- ряд важных социальных вопросов.
— Что такое русское национальное самосознание? Происходит раскол в русской философской мысли XIX в. и возникает два противоположных течений — славянофильства и западничества. Славянофилы связывали судьбу России с развитием русского национального сознания и расцветом русской православной религии.
Проблемы нравственности! Нравственный долг человека!- они опирались на Канта в нравственных законах человека и чел.общ-ва.
Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев. Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное устройство. Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции объективного идеализма. Начало всего сущего - абсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический.
Он ставит вопрос о том куда идти России? Какая историч, соц-я и культурная миссия стоит перед Россией?Он говорит что эта страна должна преодолеть все противоречия, оюъединиться и тогда она сможет объединить всю планету. Но он не верит в это по причине падшести церкви- котор явл-ся стержнем, котор падает и как только она падет падет и вся Россия. И только если дети россии в конце 20 века смогут вурнуть себе славу, то она сможет поняться обратно.
В русской религиозной философии важную роль так же сыграл Николай Александрович Бердяева.
1. Философию он считает чистым творчеством. Человек как природное существо и как личность способен к творению. Он выдвигает вопросы личности, сводбоды и творчества.
2. Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека:
- В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу.
- Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло - это испытание, посланное людям благим Богом).
- В итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром.
- Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение.
- Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу.
- Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд.
- В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие. Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы. Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться поработить личность, включив её в какую-нибудь общность. Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным.
- «Философия общего дела» Николая Федорова.(1829—1903).
Федотов-основатель русского космизма. Наука должна объединить все человечество. Он призывает все чел-во объединиться в борьбе против смерти. Смерть среди всех живых орг-ов имела бы смысл если бы она совершенствовала мир, если бы выживал сильнейший. Но смерть абсолютно бессмысленна, т.к. иногда выживает слабый, а сильнейших толпа затаптывает. Он говорит что человечество разъединено потому что нет общего дела и этим общим делом по Федерову должна стать борьба за бессмертие.
Он утверждает что когда человек откроет тайну между живым и неживым. И сможет управлять жизнью, когда получит ключ к бессмертию, то это уже будет высоконравственное общ-во. тогда оно должно будет отдать должное своему предыдущему поколению, через воскрешение, но тогда всем на земле не будет хватать места и придет время покорять космос.
Главная задача человека и человечества в правильном понимании смысла жизни, в организации жизни в соответствии с этим смыслом. Людям вручено дело спасения мира и себя. Опираясь на силу разума, человек, может не только познавать Вселенную, но и населить все миры, упорядочить хаос, царящий в Космосе, сознательно управлять преобразованием всей природы, завершая тем самым предначертания Творца. Но для реализации этой возможности необходимо преодолеть людскую разобщенность, преодолеть отсутствие братства. Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.
Культ предков – единственная истинная религия. Т. о., основой и движущей силой общего дела выступает родство.Воскрешение он считает не механическое возрождение умерших в их прежней материальной природе, а превращение их природы в принципиально другую, высшую самосозидаемую природу.Он понимал "воскрешение" как полноту жизни умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей в общем деле. В проблеме "воскрешения" сочетает как религиозные (активность человечества во всеобщем деле), так и научные аспекты (конкретные пути и способы этой активности). Вся философия Федорова пронизана идеей единства прошлого, настоящего и будущего.
Прогрессивные идеи: 1)преемственность поколений, сплоченных "общим делом" для решения жизненно важных задач; 2)всеобщее братство, бессмертие рода человеческого; 3)вера в безграничные возможности разума и активности человека в регулировании сил природы; 4)бережное отношение человека к природе; 5)значимость достижений науки и техники в освоении Космоса и утверждения возможности выхода человека в Космос; 6)нравственная ответственность при использовании достижений НТП.
Уверенный в том, что современная европейская цивилизация приведет человечество к полной морально-нравственной деградации, он разрабатывает проект построения цивилизации братства и родства, дружбы и любви. Логика его рассуждений такова: если все беды современной цивилизации коренятся в том, что люди признали неизбежность смерти, подчинились слепой природе, несущей гибель, отступили от Христа, победившего смерть и оповестившего людей об их бессмертии, то начинать построение цивилизации братства и родства следует с объединения людей в едином общем деле борьбы со смертью, продления жизни живущих, воскрешения мертвых. Воскрешение как цель общего дела всех людей сможет, считал мыслитель, объединить их естественно, в силу своей понятности и близости всем без исключения. Всякие иные цели: классовые, национальные, политические, экономические и т.д. не могут стать общими, а потому ведут к разобщению, розни, недоверию.
На пути реализации этой цели человечество переориентирует свою предметно-преобразовательную деятельность, поняв, что наращивание материального богатства ведет в никуда. Изменятся и цели научного познания: ученые будут добывать знания не ради получения максимальных прибылей, создания все более мощных средств массового уничтожения людей и т.д., а для борьбы с болезнями, голодом, для продления жизни. Конечная цель науки — открыть способы избавления человечества от смерти и средства воскрешения отцов. Задача ученых — привнести разум в слепую природу, несущую болезни, голод, разрушение, смерть.