Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

Кафедра философии и методологии науки

В.Я. Гишко

Н.В. Коломиец

О.В. Катаева

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс

Ростов-на-Дону

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

Кафедра философии и методологии науки

Ответственный редактор д.ф.н., проф. Коломиец Н.В.

Гишко В.Я. и др.

Философия: Учебно-метод. комплекс / В.Я. Гишко, Н.В. Коломиец, О.В. Катаева. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИ-филиал РАНХиГС, 2012. – 96 с.

Рекомендуется для подготовки бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Экономика».

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 8 от 6 июня 2011 г.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

Философия – предмет, без изучения которого немыслимо высшее профессиональное образование. Философия во многом отличается от других областей знания: это единственная дисциплина, которая выявляет, систематизирует и критически осмысливает мировоззренческие компоненты, включенные в разные области науки и культуры в целом.

В наше время все более возрастает роль философии как общей методологии научного познания, в том числе познания современного общества. Философия позволяет выявлять ведущие закономерности общественного прогресса и решать на их основе вопросы о справедливом устройстве человеческого сообщества, о глобальных альтернативах, темпах и направлениях развития динамично развивающегося мира.

Целью учебной дисциплины «Философия» является формирование у студентов представлений о научной, философской, религиозной картинах мироздания, сущности, назначении, смысле жизни человека, многообразии форм человеческого знания, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности. В итоге, освоив курс, студенты будут иметь возможность формулировать и обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию.

Задачи курса:

- изучение основных философских понятий и категорий;

- формирование навыка логического оперирования гуманитарными понятиями и категориями;

- рассмотрение предмета философии, специфики философского знания по сравнению с другими формами познавательной деятельности, основных проблем философского знания;

- ознакомление с историко-философской традицией как истории человеческой мысли;

- выработка общетеоретических и логических способностей;

- формирование духовных и ценностных ориентиров, системы ценностей.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия».

Знать: - закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления.

Уметь:- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

Владеть: - навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

Компетенции, формированию которых способствует изучение курса философии:

Общекультурные компетенции:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способность находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

Место курса «Философия» в учебном процессе.

Курс философии является одним из курсов гуманитарного блока дисциплин, поэтому способствует выработке гуманитарной культуры и получению знаний в сфере духовной деятельности людей. Философия способствует формированию целостной, всесторонне развитой личности путем решения следующих задач:

- приобщение к истории человеческой мысли;

- формирование критического мышления, развитие умения выражать свои мысли, выступать публично, аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к другим точкам зрения;

- выработка способности анализировать и интерпретировать информацию, работать с различными источниками, классифицировать, обрабатывать философскую и любую гуманитарную информацию;

- знакомство и приобщение к общечеловеческим ценностям, выработка навыков культуры социальных отношений, способности к социальной адаптации.

Курс «Философия» связан с такими дисциплинами, как «История», «Социология», «Эстетическая культура экономиста.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наши рекомендации