Проблема свободы и ответственности личности. Смысл жизни человека
Основное содержание темы
Вопрос «что есть человек?» как один из центральных в истории философской мысли. Предмет философской антропологии. Трактовка сущности и назначения человека в восточной и античной философии, в христианстве, в философии эпохи Возрождения и Нового времени. Проблема человека в немецкой классической философии, философии марксизма, философии жизни, философской антропологии, психоанализе и экзистенциализме. Проблема человека в истории русской философии.
Концепции происхождения человека (религиозно-креационистская, полового отбора, трудовая, космическая и др.). Взаимосвязь антропогенеза и социогенеза, их основные компоненты. Уникальность антропосоциогенеза как способа взаимоотношения вида и природной среды.
Элементы природного и общественного в человеке, соотношение биологического и социального. Биологизаторство и социологизаторство. Природа, сущность и существование человека.
Соотношение понятий: индивид, индивидуальность, личность. Условия и механизмы формирования личности. Социализация. Человек как деятельное и творческое существо. Потребности личности, их иерархия. Личность как субъект ценностного отношения к миру. Аксиология. Иерархия ценностей личности.
Свобода как величайшая человеческая ценность. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Эгоизм и альтруизм. Индивидуализм и конформизм. Понятие смысла жизни. Проблема смысла жизни и назначения человека в истории философской мысли.
Контрольные вопросы и задания
1. Почему проблема человека является одной из главных в философии?
2. Как ученые объясняют происхождение человека?
3. Что является главным фактором становления человека?
4. Раскройте соотношение биологического и социального в человеке.
5. В чем состоит уникальность бытия человека?
6. Раскройте соотношение понятий «природа человека» и «сущность человека»; «сущность человека» и «существование человека».
7. Раскройте содержание понятий «человек», «индивид», «личность».
8. Может ли личность сформироваться вне общества?
9. Почему люди, живущие в одном социуме, ведут себя по-разному?
10. Что является причиной агрессивного поведения человека?
11. Свобода человека – величайшая ценность или величайшее бремя?
12. Как взаимосвязаны свобода и ответственность личности, свобода и необходимость?
13. Согласны ли Вы с тем, что ценности выступают ориентирами деятельности человека? Аргументируйте свой ответ.
14. Покажите, что в ценностном отношении личности к действительности объективируется исторический опыт человечества, и личный опыт человека.
15. В чем заключается суть гуманизма?
16. Согласны ли Вы с тем, что человек сам придает смысл своему существованию?
17. С каким нижеследующим изречением мыслителей Вы согласились бы и почему:
Человек есть мера всех вещей (Протагор).
Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. (Б. Паскаль).
Человек никогда не свободен от дихотомии своего существования: он уже не может освободиться от своего духа, даже если бы он хотел, и не может освободиться от своего тела, пока он живет, а его тело будит в нем желание жить (Э. Фромм).
Только человек, как мыслящее существо, своим разумом сам определяющий свои цели, может быть идеалом красоты, пределом совершенства. Его существование имеет в себе самом высшую цель (И. Кант).
Главная задача человека не в обогащении своего ума различными познаниями, но в воспитании и совершенствовании своей личности, своего я (С. Кьеркегор).
Человек – это многообразное, лживое, искусственное и непроницаемое существо (Ф. Ницше).
Человек принадлежит своему существу лишь постольку, поскольку слышит требование Бытия (М. Хайдеггер).
Свобода человека предшествует его сущности она есть условие, благодаря которому последняя становится возможной, сущность бытия человека подвешена к его свободе. Глубинная, хотя и нереализуемая структура личности – стремление, проект быть Богом (Ж.-П. Сартр).
Личность есть деятельный центр, в котором дух является внутри конечных сфер бытия (М. Шелер).
Только личность свободна, только у нее одной есть в полном смысле слова внутренний мир и субъективность, поскольку она движется и развивается в себе (Ж. Маритен).
Личность есть высшая и иерархическая ценность, она никогда не есть средство и орудие. Личность в человеке есть результат борьбы. Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве. Поэтому жертва есть путь реализации личности (Н.А. Бердяев).
Человек в сущности есть дикое ужасное животное. Мы знаем его только в укрощенном и прирученном состоянии, которое называется цивилизацией: поэтому нас ужасают случайные взрывы его натуры. Но когда и где спадают замки и цепи законного порядка и водворяется анархия, там обнаруживается, что он такое (А. Шопенгауэр).
Человек – не образ божий, а потомок дикого и хищного зверья. И дивиться нужно не тому, что в человечестве так много этого дикого и хищного, а тому – сколько в нем все-таки самопожертвования, героизма и человеколюбия (В. Вересаев).
Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений (К. Маркс).
Человек – не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции (П. Тейяр де Шарден).
Человек есть тайна (Ф.М. Достоевский).
Человек есть то, что он думает в течение дня (Р.У. Эмерсон).
Человек – это его вера (И.В. Киреевский).
Учебная литература
1. Антропология: учеб. пособие / под ред. Л.Д. Столяренко. – М.-Ростов-на-Дону: Март, 2008. – 302 с.
2. Бессонов, Б.Н. Философия. История и современные задачи: учебник для вузов / Б.Н. Бессонов. – М.: Норма, 2009. – С. 306-331.
3. Бучило, Н.Ф. Философия: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – 5-е изд., пер. и доп. – М., 2008. – С. 251-321, 389-411.
4. Введение в философию: учеб. пособие / отв. ред.: В.Н. Асташов, Н.С. Оботурова; ВоГТУ. – Вологда, 2003. – С. 120-128, 193-196.
5. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Изд. 3-е. – Ростов-на-Дону, 2008. – С.316-370.
6. Кармин, А.С. Философия: учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – 2-е изд. – СПб., 2009. – С. 98-196.
7. Марков, Б. В. Философская антропология: учеб. пособие для вузов по направлению подгот. «Философия» / Б. В. Марков. – 2-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 349 с.
8. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – М., 2011. – С.390-421.
9. Философия: основной курс: учебник для вузов / под ред. Л.В. Баевой; Астрахан. ун-т. – Астрахань, 2007. – С. 357-412.
10. Философия: учебник / под общей ред. В.В. Миронова. – М., 2009. –С.632-677.
11. Философия: учебник для вузов / под. ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2011. – 490-553.
12. Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М, 2009. – С.602-624.
13. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров: учебник / под ред. Ф.Д. Демидова; РАГС. – М., 2010. – Ч.1. – С.195-197, 259-296.
14. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для вузов по экономическим специальностям / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М., 2009. – С. 422-461.
Дополнительная литература
1. Бегматов, А.С. О динамике взаимосвязи общества и личности / А.С. Бегматов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1. – С. 149-158.
2. Борзенков, В. Что такое «человеческая природа»? / В. Борзенков // Высшее образование в России. – 2008. –№ 10. – С. 121-129.
3. Волков, Ю.Г. Личность и общество / Ю.Г. Волков // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 4. – С. 165-179.
4. Гаджиев, К.С. Этюды о тоске человека по вечности / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. – 2009. – № 3. – С. 3-18.
5. Гранин, Ю.Д. Человек в поисках идентичности / Ю.Д. Гранин // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 176-180.
6. Матвеева, А.И. Духовная культура как регулятор социального бытия личности / А.И. Матвеева // Вопросы культурологии. – 2011. – № 6. – С. 24-29.
7. Марков Б.В. Образ человека в постантропологическую эпоху / Б.В. Марков // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 23-33.
8. Озеров, А.А. Смысл жизни как духовная ценность / А.А. Озеров // Социально-гуманитарные знания. – 2009. –№ 3. – С. 75-87.
9. Патнэм, Х. Ценности: создает ли их человек или находит? / Х. Патнэм // Философские науки. – 2011. – № 12. – С. 92-107.
10. Розин, В.М. Как можно помыслить развитие личности? / В.М. Розин // Философские науки. – 2007. – № 6. – С. 141-156.
11. Соловьев, О.В. Человеческое Я в «просвете» физического закона / О.В. Соловьев // Вопросы философии. – 2008. – № 11. – С. 52-64.
12. Сорокин, А.А. Идеальное, творчество и развитие человека / А.А. Сорокин // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 82-91.
13. Труфанова, Е.О. Человек в лабиринте идентичностей / Е.О. Труфанова // Вопросы философии . – 2010. – № 2. – С. 13-22.
14. Хайруллина, В.Г. Способность человека к творчеству и труду – системное качество / В.Г. Хайруллина // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 7. – С. 262-267.
15. Хоружий, С.С. Проблема Постчеловека или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии / С. С. Хоружий // Вопросы философии. – 2008. – № 2. – С. 10-31.
16. Черногорцева, Г. Философия как последнее вопрошание и последний спор к проблеме человека / Г. Черногорцева // Alma mater. – 2007. – №2. – С. 17-19.
Приложение 1.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ