Методы эмпирического и теоретического исследования
Одним из важнейших методов эмпирического исследования являетсяэксперимент. Слово это латинского происхождения. Буквально означает «проба, опыт». Эксперимент представляет собой испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор старается выделить изучаемое явление в чистом виде, чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.
Эксперимент включает несколько этапов:
1. Подготовительный. На этом этапе эксперимента происходит тщательный отбор объекта, чтобы исключить влияние второстепенных факторов, подбираются соответствующие приборы.
2. Второй этап связан с проведением самого эксперимента.
3. Третий этап состоит в регистрации полученных данных. Эта операция производится с помощью органов чувств и соответствующих приборов.
4. Заключительной стадией эксперимента является интерпретация результатов, т.е. объяснение полученных данных.
Эксперимент как метод познания используют тогда, когда необходимо получить знания о неизвестных свойствах объекта (исследовательский эксперимент) или проверить истинность тех или иных теоретических утверждений (проверочный).
Особым видом эксперимента является модельное экспериментирование. В модельном эксперименте используют не оригинал, а модель. Модель может иметь физическую, математическую или иную природу. Важно, чтобы полученные сведения можно было транслировать на оригинал. Это возможно только в том случае, если свойства модели релевантны, т.е. соответствуют оригиналу. Однако полного совпадения модели и оригинала добиться невозможно, поэтому, изучая модель, нельзя получить столь же точного знания как при изучении оригинала. Но бывает, что экспериментирование с оригиналом невозможно по каким-то причинам, тогда исследователи стараются извлечь максимум информации путём изучения модели. Гидростроители, например, прежде чем возводить плотину, проводят эксперимент в стенах НИИ. Что касается математического моделирования, то оно позволяет относительно быстро проанализировать различные варианты развития изучаемого процесса. Математическое моделирование – это метод, находящийся на стыке эмпирического и теоретического. То же самое относится и к так называемым мыслительным экспериментам, когда мысленно рассматриваются различные ситуации и их возможные последствия.
Важнейшим моментом эксперимента являются измерения. Они позволяют получать количественные данные. Измерение предполагает выбор определённого эталона или единицы измерения. Выбор единицы измерения задаёт масштаб измерений интересующего признака. Измерение позволяет свести к минимуму субъективный произвол исследователя.
Второй метод, который часто применяется на эмпирическом уровне,– наблюдение. Причём следует различать наблюдение как часть эксперимента и наблюдение как самостоятельный метод познания, используемый в различных областях знания. Главное различие между наблюдением и экспериментом состоит в том, что в эксперименте создаются условия искусственно, а в наблюдении процессы протекают в естественных условиях.
Наблюдение – это активный познавательный процесс. В нём субъект всегда имеет некоторую мыслительную программу действий и осуществляет соответствующую интерпретацию полученных фактов. Процесс наблюдения предполагает отбор фактов, чтобы не принять за достоверную информацию только кажущуюся таковой. По этой причине в наблюдении большое внимание уделяют репрезентативности фактов, которая означает их соответствие изучаемому объекту.
Научное наблюдение предполагает использование приборов.Прибор представляет собой материальную конструкцию, которая опосредствует связь между субъектом и объектом познания. Применение приборов повышает качество и надёжность наблюдения и значительно расширяет возможности человека в получении эмпирической информации.
Вместе с тем применение приборов может и искажать информацию об объекте, т.к. он при своём взаимодействии с объектом оказывает на него воздействие и приводит к изменению состояния объекта. В макромире влияние приборов на объект не столь существенно, а в микромире оно может привести к существенным изменениям свойств и состояний.
В процессе наблюдения используются сравнение и измерение.
Сравнение представляет собой познавательную операцию выявления сходства или различий объектов. Сравнение возможно производить только по отношению к однородным предметам. Причём предметы, сравнимые по одному какому-нибудь признаку, могут быть несравнимыми по другим признакам.
К методам теоретического познания относят:
- формализацию;
- аксиоматический метод;
- гипотетико-дедуктивный;
- описательный;
- метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Формализация представляет собой отображение знания в знаково-символическом виде, или формализованном языке, который создаётся для точного фиксирования знаний и практически исключает неоднозначное понимание, возможное при использовании естественного вербального языка. В формализованных языках науки каждый символ является строго однозначным. Однако метод формализации имеет свои границы применения. В любой науке остаётся определённый срез знаний, который не поддаётся формализации. Австрийский логик и математик XX в. Гёдель с помощью теоремы, получившей его имя, доказал принципиальную невозможность полной формализации научных знаний.
Аксиоматический метод предполагает построение научной теории в виде системы аксиом и правил вывода, которые позволяют логическим путём получить доказательство теоретического положения (теоремы). Аксиома – это положение, принимаемое без логического доказательства. Аксиомы не должны противоречить друг другу. Желательно, чтобы они были независимы друг от друга, тогда их можно анализировать отдельно и обстоятельно. Аксиоматический метод тоже ограничен. Гёдель доказал, что в любой непротиворечивой аксиоматической системе всегда имеются утверждения, которые не выводятся из аксиом. Для их вывода необходимы дополнительные аксиомы и так до бесконечности. Кроме того, аксиоматический метод обладает высшей степенью строгости, поэтому его требования не всегда выполнимы даже в математике, которая применяет его с большим успехом.
В логико-математических науках и в информатике наряду с аксиоматическим методом применяют конструктивистский метод. Он предполагает построение теории не с аксиом, а с понятий, правомерность которых считается интуитивно оправданной. Задаются правила построения новых теоретических конструктов, а статус научности придаётся лишь тем конструктам, которые действительно удалось построить. Построение математических символов, в частности геометрических фигур, может осуществляться на бумаге. Понятие актуально бесконечно большого числа не принимается, т.к. его нельзя построить. В науке считается, что конструктивистский метод является наилучшим средством против логических противоречий.
В естествознании широко применяется гипотетико-дедуктивный метод. В отличие от аксиом математики и логики гипотезы, которые выступают основанием естественно-научной теории, нуждаются в экспериментальной проверке. Так как этот метод основан на выведении (дедукции) знания из гипотез, не имеющих ещё статуса научного факта, то выводы, получаемые путём применения такого метода, имеют вероятностный характер.
Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода является математическая гипотеза, в которой в качестве гипотезы выступают некоторые уравнения, отражающие определённое состояние объектов.
Описательные методы используются, когда невозможно применение иных методов познания. Описание изучаемых явлений может быть словесным (вербальным), графическим, схематическим, формально-символическим.
Описательные методы чаще всего применяются на первоначальных стадиях развития знания и ведут к более развитым состояниям науки, когда становится возможным использование других методов. Однако для определённых явлений описательный метод является наиболее адекватным. Это относится к явлениям, которые не подчиняются более жёстким требованиям.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному основан на продвижении мысли от неполного приближённого знания об объекте к более полному всестороннему его описанию и созданию целостного представления об изучаемом объекте или явлении. Этот метод включает в себя:
- процедуру движения от чувственно-конкретного к абстрактному (или от единичного к общему);
- процедуру движения от отдельных абстракций к их единству (или к конкретно-всеобщему).
Помимо названных методов существуют ещё общелогические приёмы, к которым относятся:
- анализ и синтез;
- абстрагирование;
- обобщение;
- идеализация;
- индукция и дедукция;
- аналогия и некоторые другие.
Частные методы – это методы конкретных наук (например, сравнительный анализ в языкознании, метод электронной микроскопии, описательные и генетические методы в геологии, метод социометрии в социологии, тестирование в педагогике и психологии и т. п.).
Всеобщий, общие и частные методы находятся в диалектическом единстве. Каждый из них выполняет специфическую роль в познании. Вместе с тем они дополняют друг друга.
Целью всей познавательной деятельности человека является достижение истинного знания. Между тем, что такое истинное знание, какое знание является истинным, какое нет, определить однозначно достаточно сложно. Можно найти разнообразные определения истины:
- соответствие знаний действительности;
- самосогласованность знаний;
- полезность знаний, его эффективность;
- соглашение;
- опытная проверяемость.
Самое древнее определение истины, получившее название классического, гласит, что истина– это соответствие мыслей действительности.
Классической концепции истины придерживались Платон и Аристотель. В современной философии эта концепция получила дальнейшее развитие, которое состоит, прежде всего, в обосновании объективности истины.
Объективная истина – это такое содержание знаний, которое не зависит от субъекта. Это не означает, что объективная истина является элементом объективного мира.
& Объективную истину можно определить как содержание
человеческих знаний, которое соответствует объективному миру, то есть воспроизводит его.
Связующим звеном между знаниями и объективным миром является практическая деятельность людей. Реальным предметом познания выступает не объективный мир сам по себе, а объективный мир, заданный через практику. Практическая заданность предмета познания не лишает его объективности, но делает эту объективность относительной в том смысле, что на каждой ступени исторического развития человечества в соответствии с уровнем развития предметно-практической деятельности познанию раскрываются лишь какие-то ограниченные свойства объективной реальности, некоторый ограниченный её срез.
С этой же ограниченностью связано и такое свойство истины, как её относительность. Понятия относительной и абсолютной истины характеризуют истину как процесс изменения и развития знания об объективном мире.
Длительное время в философии и науке преобладало представление об истине как об объективном и неизменно достоверном знании. Истина в таком понимании противопоставлялась заблуждению. Однако история науки свидетельствует о том, что наши знания не являются ни абсолютно точными, ни неизменными. Они носят приближённый характер и постоянно пополняются. Поэтому истины, установленные наукой, относительны.
& Относительная истина – это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир, которое пополняется и конкретизируется от эпохи к эпохе.
Возможно ли достижение абсолютной истины? Что такое абсолютная истина?
Прежде всего, под абсолютной истиной понимают предельно точное и полное знание. Такого рода истина – идеал, предел человеческого знания, который недостижим ни на каком конкретном этапе познавательной деятельности человека. Процесс развития науки – это приближение к такой абсолютной истине, однако предел полноты и точности нашего знания о мире постоянно отодвигается, и абсолютная истина ускользает от человека.
Существует и другое истолкование понятия абсолютной истины. Под абсолютными истинами понимают также некоторое знание, которое не опровергается дальнейшим развитием науки. К такого рода знанию относятся, во-первых, истины-факты: например, Земля – планета солнечной системы. Во-вторых, к таким абсолютным истинам можно отнести все достоверные знания, накопленные человечеством в данную эпоху. В качестве примера можно привести законы Ньютона, которые, несмотря на то, что физика со времён Ньютона ушла далеко вперёд, всё же не потеряли своей истинности. Подобного рода истины и относительны и абсолютны одновременно. Относительны в том смысле, что они применимы только к определённой ограниченной области действительности, а абсолютны в том смысле, что они не опровергаются в ходе развития науки, а включаются в качестве органической составляющей в более сложное и более полное знание о мире.
Философское познание.Философия, являясь особым видом познавательной деятельности человека, имеет ряд особенностей, не свойственных другим видам познания. О некоторых особенностях философского познания мы говорили в первой главе.
Прежде всего следует подчеркнуть, что в отличие от других видов познания философия всегда находится на границе познанного и непознанного. Наука действует в рамках определённой парадигмы, которая сковывает, ограничивает её развитие. Философия, конечно, тоже связана с конкретным уровнем развития общества, его культуры и накопленными знаниями, но она гораздо более свободна в своих поисках истины. Если всё имеющееся знание представить в виде сферы, то наука будет действовать внутри этой сферы, а философия может быть представлена как оболочка, с одной стороны соприкасающаяся с уже имеющимся знанием и современными научными разработками, а с другой стороны, уходящая в бесконечную Неизвестность (рис. 5).
Предметом философии являются субъект-объектные отношения, отношение человек – объективный мир. Суть философского познания мира заключается в том, что в центре внимания находится переход объективного в субъективное и обратно, их совпадение, тождество.
Рис. 5. Границы познания философии и науки
Философия, как и наука, исследует объективные закономерности, даёт объективную картину мира и в отличие от частных наук ставит в центр объективных связей и отношений человека, определяет его место в мире, выявляет объективную природу его субъективности, происхождение субъективности, её развитие. После раскрытия объективной природы субъективности, т.е. выяснения объективного содержания человеческого сознания, потребностей, целей, интересов, философия исследует пути превращения субъективного в объективное.
Философское познание, кроме того, является методологической основой науки, раскрывает место науки в жизнедеятельности общества.
Задачей научного познания является исследование объективных закономерностей, но познание осуществляют люди, поэтому в процессе познания происходит превращение объективного в субъективное, а этот процесс наукой не рассматривается. Это превращение изучает философия и создаёт теорию познания, которая раскрывает общие закономерности процесса познания и предоставляет в распоряжение науки общие логические и методологические принципы.
Таким образом, наука и философия как формы познания мира тесным образом связаны между собой и оказывают воздействие друг на друга в ходе своего развития. В современных условиях наука и философия всё больше объединяют свои усилия в познании мира.
Важнейшей философской проблемой познания является проблема понимания, которая распадается на проблемы понимания человека и понимания текста, проблему соотношения знания и понимания, понимания и объяснения.
Можно привести множество примеров, которые проиллюстрируют, во-первых, что знание и понимание – это разные феномены и, во-вторых, что между знанием и пониманием существует сложная система взаимодействия. Можно знать нечто, не понимая смысла; можно успешно действовать, не понимая при этом сущности происходящего. Древние египтяне, например, умели довольно точно предсказывать солнечные затмения, но не понимали природы этого явления.
Познавательную роль понимания часто соотносят с объяснением: понять – это значит уметь объяснить. Понимание не просто связано с объяснением, оно предопределяет его. Всякое объяснение строится на основе того или иного понимания.
Отличие понимания от объяснения состоит в его целостности. Понимание выступает характеристикой целостности знания и предполагает различные способы объяснения.
Теоретическое освоение мира предполагает не только получение знаний о мире, но и понимание отображаемого в знании объективного мира и самого знания. Знание и понимание – это различные моменты человеческого взаимодействия с окружающим миром.
Понимание мы будем рассматривать как процедуру осмысления, т.е. выявление и реконструкцию смысла. Специфичность человеческого осмысления действительности состоит в том, что смысловая структура знания обладает социальным, надындивидуальным значением (или смыслом). В этом социальном значении отражается знание с той степенью полноты, которая доступна обществу на данном этапе его развития.
Являясь достоянием общества, знания реализуются в индивидуальном сознании и отражают степень овладения социальным опытом. Поэтому в смысловой структуре следует различать социальное значение и его значение для индивида, т.е. личностный смысл. Социальное значение выражает общественное отношение к действительности, и это позволяет нам говорить об уровне освоения окружающей действительности в ту или иную эпоху. Личностный смысл – это личное отношение к этой социально осмысленной действительности.
Личностный пласт осмысления действительности зачастую чрезвычайно трудно передать, т.к. он глубоко индивидуален. Например, в таком факте человеческого существования, как смерть, можно выделить его биологическое, социальное значение, а также личностный смысл восприятия смерти.
Овладение значением (осмысление) всегда начинается с личностного смысла, но человеческое сознание не является замкнутой единицей, оно открыто для социальных значений. Социальные значения всегда реализуются для личности не полностью, а в той мере, в какой общественные функции личности требуют присвоения социального опыта. Иначе говоря, общественное значение преломляется через микросреду жизнедеятельности человека, его личностные особенности восприятия и поэтому мы наблюдаем большое разнообразие личностных смыслов.
Современный человек имеет дело с гигантским валом информации. Но для того, чтобы передаваемые знания способствовали успеху в деятельности, они должны быть понятны людям, которые имеют с ними дело. Любая человеческая деятельность происходит в постоянном взаимодействии людей друг с другом. Поэтому деятельность зависит от взаимопонимания людей. Однако сегодня приходится говорить об информационном обмене не только между людьми, но и между техническими системами и даже между различными блоками одной ЭВМ, между людьми и машинами. Специальной областью знания стала проблема общения с возможными внеземными цивилизациями. Все эти проблемы ставят вопрос о степени понимания, т.е. не только «понятно – непонятно», а «насколько верно понять».
Народная мудрость утверждает, что «умному достаточно намёка». Для того чтобы понять какую-то мысль или поступок человека, не всегда надо разворачивать в явном виде все факторы. Умение оперировать «свёрнутой» информацией позволяет по некоторым фрагментам и частностям восстановить весь смысл целиком. Но такое возможно только, если человек обладает знанием смыслового целого. В таком случае он легко восстановит необходимые детали и поймёт общий смысл. Полный смысл может быть воспринят и в том случае, если человек настроен на его восприятие, т.е. если он его ожидает. Характер восприятия смысла будет полностью зависеть от воспринимающего субъекта. Такая субъективность восприятия смысла порождает разночтения, различное понимание одного и того же.
С этой проблемой мы сталкиваемся и в обыденной жизни, и в научном познании. С такими же проблемами сталкивается и исследователь, например, при интерпретации памятника прошлой культуры.
Исследования показывают, что аудитория средств массовой коммуникации далеко не всегда адекватно воспринимает передаваемую информацию. В данной связи можно говорить о псевдо- или квазиобщении, при которых взаимопонимание не обязательно, а иногда даже и не желательно. Примером квазиобщения могут служить некоторые виды «этикетного», чисто внешнего символического общения. Как псевдообщение можно рассматривать заучивание священного текста или потерявшие смысл ритуалы.
Степень понимания между людьми в процессе общения зависит не столько от знаний, сколько от общей для них системы открытых смыслов. Именно поэтому люди по духу близкие понимают друг друга, что называется с полуслова. По такому же принципу построены жаргоны, понятные только узкому кругу посвящённых людей и непонятные другим из-за закрытого характера смысловых значений.
Динамика понимания, развития знания осуществляется в ходе пересечения исторического развития личности, которая живёт в этой культуре.