Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

Диалектика представляет собой теорию и всеобщий метод познания и преобразования действительности. Диалектика в познании не подменяет специальных методов конкретных наук, а является их общей основой, выступает как способ воспроизведения в мышлении наиболее общих законов, свойств и отношений объективной реальности. В качестве элементов диалектики выступают ее принципы, категории и законы. Элементы диалектики могут быть присущи различным, в том числе противоположным, философским направлениям: материализму и идеализму.

Противоположностью диалектического метода является метафизика (напомним, что этот термин используют и как синоним онтологии или понятия философии вообще). Для метафизического метода характерно тяготение к построению однозначной и статичной картины мира, односторонность трактовки явлений, редукция (сведéние) сложного к простому.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии - student2.ru Одним из основных принципов диалектики является принцип всеобщей связи. Связь – это состояние взаимообусловленности явлений и процессов, зависимость одних явлений и процессов от других в каком-либо отношении. В мире все взаимосвязано. Связи могут быть существенные и несущественные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, прямые и обратные и др.

Все предметы в мире не только взаимосвязаны, взаимозависимы, но и взаимодействуют друг с другом. Одни предметы воздействуют определенным способом на другие предметы и одновременно испытывают их воздействие на себе. Выявление в окружающем нас мире различных связей и форм взаимодействия — важнейшая задача познания. При этом диалектический подход предполагает рассмотрение целостных систем в единстве всех их разнообразных связей с учетом характера взаимодействия элементов внутри системы и взаимодействия данной системы с другими системами.

Всеобщая связь явлений в наше время признается практически во всех философских системах. «Новая» метафизика также признает наличие всеобщей связи, но характеризуется субъективистским выхватыванием отдельных сторон и свойств объекта и их произвольным механическим соединением. Это — упрощенный подход, проявление эклектики, т. е. бессистемного сочетания различных сведений и знаний.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии - student2.ru Важнейшим атрибутом(неотъемлемым свойством) бытия является движение, включающее в себя все происходящие в мире процессы. Философское понимание движения охватывает всякое взаимодействие любых объектов. Движение — это изменение вообще. Движение абсолютно, всеобще, в то время как покой относителен. Так, тело, покоящееся на поверхности Земли, находится в движении вместе с Землей вокруг Солнца, а вместе с Солнечной системой тело, покоящееся на Земле, движется вокруг центра Галактики и т. д.

Частным случаем движения является развитие. В ходе развития имеет место возникновение принципиально нового, переход вещей и явлений в другое качественное состояние. В процессе становления нового находит своеобразное отражение единство существующего и несуществующего, бытия и небытия. Новое возникает на базе старого по мере складывания предпосылок и условий перехода от старого к новому.

Движение может осуществляться как по восходящей, так и по нисходящей ветвям. В первом случае это будет прогрессивным развитием, а во втором — регрессивным.

Диалектический принцип развития служит основой познания и объяснения истории общества. Развитие при этом понимается как процесс закономерных, направленных изменений, включающий как количественные, так и качественные изменения рассматриваемых объектов. Философское понимание развития предполагает необходимость учитывать все разнообразие связей и отношений действительности.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии - student2.ru Напомним, что под материей понимается вся объективная реальность, которая дается человеку в его ощущениях. Закономерные и многообразные переходы от старого качества к новому ведут к тому, что в мире существуют качественно различные типы объектов и процессов. Основные типы движения и взаимодействия объектов, существующих в мире, получили название форм движения материи. В соответствии с данными современной науки выделяют три основные группы форм движения материи: в неорганической природе, в живой природе, в обществе. С учетом принятой классификации наук обычно рассматривают физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения.

Взаимосвязь всех существующих форм движения свидетельствует о материальном единстве мира. Как уже отмечалось, указанная взаимосвязь характеризуется сочетанием и сложным взаимодействием прогрессивных и регрессивных тенденций. Прогрессивная тенденция изменений предполагает повышение степени организации систем. В наиболее общей форме она проявляется в последовательном переходе в процессе эволюции Вселенной от физической к химической, биологической и социальной формам движения. Такая последовательность свидетельствует об определенной направленности изменений в объективном мире, подтверждая применимость принципов развития к наблюдаемому нами миру в целом.

Ф и з и ч е с к и е измененияприсущи любым объектам природы и, в первом приближении, могут конкретизироваться через известные типы взаимодействия: электромагнитное, гравитационное, сильное (ядерное) и слабое. Источником взаимодействия служат соответственно: электрический заряд, масса, световой заряд, слабый заряд. Электромагнитное и гравитационное взаимодействия имеют бесконечный радиус, сильное и слабое взаимодействия проявляются только в микромире.

Х и м и ч е с к а я форма движениявозникает на определенной стадии эволюции Вселенной, когда происходит генезис химических элементов и возникают различные атомно-молекулярные структуры. Процесс синтеза химических элементов в природе происходит и в нашу эпоху. Так, звезды типа «красный гигант» и так называемые сверхновые звезды являются настоящими «фабриками по производству элементов».

Усложнение химических соединений и возникновение высокоорганизованных надмолекулярных структур (химическая эволюция) обеспечили закономерный переход к более высокой, связанной с жизнью форме движения материи — б и о л о г и ч е с к о й.Жизнь реализуется в отдельных организмах и в их совокупностях (популяциях, видах и др.). Согласно данным генетики, воздействия внешней среды (например, радиоактивное или ультрафиолетовое излучения) приводят к мутациям и могут сопровождаться появлением качественно новых организмов. Благодаря естественному отбору наиболее приспособленные к условиям среды обитания организмы выживают и дают начало новым биологическим видам.

На вершине биологической эволюции находятся высшие обезьяны. Ближайшие предки человека, австралопитеки, несколько миллионов лет назад перешли к наземному образу жизни и употреблению естественных предметов в качестве орудий. Систематическое употребление орудий сопровождалось зачатками общественного производства, а в дальнейшем трудовая деятельность создала предпосылки появления сознания и речи. Процесс становления человека и общества привел к возникновению с о ц и а л ь н о й формы движения материи.

Эволюционные изменения в обществе, т. е. увеличение или уменьшение того, что существует, подготавливают революционные процессы — возникновение качественно нового. Эволюционные и революционные процессы диалектически взаимосвязаны. Новое не может появиться из ничего. Новое – результат развития на основе старого, существующего, хотя и не является его повторением в главном и основном. Здесь налицо диалектическое отрицание, о чем речь пойдет ниже.

Высшие формы движения включают в себя в преобразованном виде низшие формы. Вместе с тем высшие формы движения несводимы к низшим. Так, явления жизни нельзя полностью объяснить и предсказать, исходя из законов, описывающих физические и химические процессы. Точно так же социальное не сводится к природному. Например, нравственность, любовь, патриотизм и т. п. невозможно объяснить исходя из анатомии, физиологии, генотипа или любых других биологических характеристик человека.

Категории диалектики

Традиционно в качестве основных понятий диалектики, ее категорий рассматривают такие «парные» соотносительные понятия, как необходимость и случайность, причина и следствие, единичное и общее, явление и сущность, возможность и действительность, форма и содержание. Категории диалектики – это формы отражения в мышлении универсальных взаимосвязей, присущих любым объектам действительности.

Соотносительные категории выражают противоположные аспекты, стороны действительности. Несмотря на это в определенных условиях эти категории могут переходить друг в друга. Рассмотрим указанные особенности категорий диалектики на ряде примеров.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии - student2.ru Диалектическое понимание процесса развития исходит из того, что при определенных условиях с необходимостью происходят те или иные события, в том числе возникновение, усложнение или распад структур. Так, если условия, какие были на Земле в период происхождения жизни, окажутся где-то на другой планете, при достаточном времени сохранения этих условий на этой планете также должна возникнуть жизнь. Однако где бы ни возникла жизнь, каждый такой процесс уникален, неповторим и в своей единичности выступает как нечто случайное. Так, генетический код инопланетных живых существ, вероятно, будет отличаться от кода земных организмов, биологически активными молекулами для неземных форм жизни могут быть вещества не на углеродной основе, а, например, на основе кремния.

Необходимостьесть то, что неизбежно происходит в данных условиях, но конкретная форма осуществления необходимости по отношению к основанию (сущности) процесса называется случайностью. Если бы все заранее было необходимо предопределено или наоборот, если бы события превращались в хаос случайностей, то целесообразная деятельность человека оказалась бы невозможной. В действительности люди в состоянии соотнести случайные события, обстоятельства с их общей основой, с необходимостью, понять явления как то, что обусловлено сущностью. Вскрыв в случайных связях явлений их необходимую основу, можно затем использовать эти знания для сознательного целенаправленного воздействия на природные и социальные процессы.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии - student2.ru Важнейшей формой необходимой связи явлений служит причинность. П р и ч и н а–это комплекс явлений, порождающий другой комплекс явлений, представляющий собой с л е д с т в и е данной причины. Причинно-следственные связи имеют место во всех формах движения материи.

Признание всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений характеризует философскую концепцию детерминизма. Противоположной концепции — индетерминизму, присуще отрицание причинности вообще или отрицание всеобщего характера причинности.

Диалектический детерминизм противостоит метафизическому детерминизму, наиболее известной формой которого является детерминизм Лапласа, который исходил из того, что в классической механике допускается принципиальная возможность однозначного определения любых прошедших или будущих состояний систем частиц в том случае, если для каждой частицы известно значение координат и импульсов в данный момент времени. Соотношение неопределенностей в квантовой механике опровергает представления об однозначной жесткой детерминации одних явлений другими. Определенность, объективная необходимость в общем случае диалектически дополняются моментами неопределенности и объективной случайности.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии - student2.ru Достоверное, хотя и не во всех деталях предвидение течения процесса возможно на основе знания законов. Закон представляет собой одну из форм выражения необходимости, это внутренняя, существенная и устойчивая связь явлений.

Различают динамические и статистические законы. В том случае, когда изменения системы могут однозначно предопределяться ее предшествующими состояниями, связь указанных состояний описывается динамическими законами. Если же предшествующие состояния определяют последующие неоднозначно, то поведение системы подчиняется статистическим законам.

Д и н а м и ч е с к и е законыхарактеризуют изменения, происходящие в относительно простых системах или в системах, которые рассматриваются упрощенно, без учета внутренних механизмов, происходящих в них процессов. Примером динамических законов являются законы небесной механики.

С т а т и с т и ч е с к и е законыотражают множество случайных факторов. При этом множество случайностей взаимно компенсируют и уравновешивают друг друга. Один и тот же процесс может описываться посредством и динамических и статистических законов. Так, второе начало термодинамики известно и в динамической и в статистической интерпретации.

Динамические законы являются обычно результатом феноменологического подхода к изучаемым объектам, т. е. рассмотрения объектов на уровне явлений. При этом фиксируются соотношения макроскопических средних величин. Статистические законы формулируются с учетом неустойчивости микросостояний и хаотичности поведения большого числа частиц. Неустойчивость микросостояний (хаотичное движение частиц) оказывается необходимым условием статистических законов (макропорядка).

Заметим, что законы науки всегда лишь с относительной точностью отражают действительность, хотя степень приближения обычно соответствует потребностям людей. И как динамические, так и статистические законы позволяют получать практически достоверные результаты.

Принятие концепции детерминизма не должно вести к фатализму, т. е. к представлению о том, что все в мире подчинено необходимости, не оставляющей места свободе. Диалектическое понимание обусловленности одних явлений другими вполне согласуется с признанием возможности человека действовать в соответствии со своими желаниями. Однако свобода понимается при этом как «познанная необходимость». Чем полнее человек познает объективные законы, тем более широкий диапазон возможностей открывается перед ним, более свободной становится его деятельность.

Основные законы диалектики

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии - student2.ru Развитие и всеобщая связь явлений находят обобщенное отражение в основных законах диалектики. Эти законы, впервые сформулированные Г. Гегелем и получившие затем углубленную интерпретацию в материалистической марксистской традиции, отвечают на вопросы об источниках, механизме и направленности развития, а также о характере взаимосвязи альтернативных сторон, свойств, тенденций в составе развивающегося целого.

Диалектика исходит из того, что все предметы и процессы в мире внутренне противоречивы. Противоречиеесть взаимодействие противоположностей. Диалектическое противоречие характеризуется единством внутренних противоположностей и их взаимоисключением. Так, в отношении любого объекта можно выявить указанные выше противоположности: причина — следствие, необходимость — случайность.

Наряду с традиционными категориями современное диалектическое мышление оперирует понятиями симметрии и асимметрии, порядка и хаоса, элементов и структуры, дискретности и непрерывности, линейности и нелинейности и др. Диалектическое миропонимание предполагает в любой вещи усматривать присущие ей противоречия, везде и во всем видеть альтернативные подходы, аспекты, свойства.

Разным формам движения материи присущи свои специфические противоположности.Для физических процессов — это противоположные электрические заряды, притяжение и отталкивание, частицы и античастицы, электронная и дырочная проводимость и др. Типичные противоположности в химии — кислоты и основания, окислитель и восстановитель, прямая и обратная реакции и т. п. Для биологии существенны противоположности наследственности и изменчивости, ассимиляции и диссимиляции, рождения и смерти и др. Взаимодействие указанных выше противоположностей лежит в основе рассматриваемых процессов, позволяет объяснить их сущность, их внутреннюю причину. Из приведенных примеров понятно методологическое значение выявления в процессе познания единства и «борьбы» противоположных сторон и свойств различных объектов.

Особенно актуальна проблема диалектического противоречия применительно к социальной форме движения. Именно в контексте общественных противоречий получает объяснение то, что главный закон диалектики традиционно называется законом единства и борьбы противоположностей. Термин «борьба» специфичен для антагонистических противоречий, а они не редкость в обществе, в том числе и в наше время. Это противоречия между непримиримо враждебными силами, когда возникают такие острые формы конфликтов, как война, восстание, революция и т. п.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии - student2.ru Борьба противоположностей выступает внутренним источником изменений, в том числе движущей причиной развития. На вопрос о механизмах развития, о том, как оно происходит, дает ответ закон перехода количества в качество.

Качество—это характеристика внутренней и внешней определенности объекта, единства его существенных свойств. Рассмотрение отдельных свойств объекта без учета их взаимосвязи выявляет лишь определенные стороны качества объекта и не позволяет получить целостную характеристику объекта. Только интегральная совокупность свойств составляет качество объекта. Утрата объектом существенных свойств ведет к тому, что предмет теряет свое качество, перестает быть самим собой, т. е. превращается в нечто качественно иное.

В зависимости от специфики отношений с другими предметами объект обнаруживает различные свойства, выступает различными гранями. Так, химическое соединение в одних условиях проявляет окислительные свойства, в других может действовать как восстановитель. Одно и то же животное по отношению к некоторым животным проявляет агрессию, оказывается хищником, а перед другими животными испытывает страх, может стать их жертвой. Особенно разнообразны проявления свойств человека. Каждый человек уникален, обладает индивидуальными свойствами. Каждый человек формируется как личность со своим особым единством биологического, психологического и социального. Иными словами, каждый человек качественно своеобразен. К тому же в разных ситуациях один и тот же человек может находиться в качественно различных состояниях.

Количественная определенность предмета устанавливается путем сравнения составляющих его элементов. Всякое количествов объективно-реальном мире есть количество определенного качества1.

Различают количественные характеристики экстенсивных и интенсивных величин. Экстенсивное количество предполагает аддитивность величин (свойство величин, состоящее в том, что значение величины, соответствующее целому объекту, равно сумме значений величин, соответствующих его частям при любом разбиении объекта на части). Например, теплота, объем, площадь – количественно характеризуются величинами, которые можно складывать. Неаддитивные величины – температура, удельный вес, напряженность поля в точке и т. п. Значение интенсивных величин не может быть определено непосредственно. Для установления количественной определенности таких величин требуется предварительное обращение к экстенсивным величинам. Например, для определения значения температуры требуется вначале зафиксировать длину столбика термометра, т. е. экстенсивную величину.

Неразрывная связь качества и количества, их единство выражается в философии понятием меры. Мерапредставляет собой сохранение данного качества в пределах определенного интервала. Так, для конкретного вещества существует интервал температур (количественная характеристика), в пределах которых данное вещество остается твердым (характеризуется определенным качественным состоянием). Выход за границы указанного интервала ведет к качественно новому состоянию вещества — оно становится жидким и это состояние также сохраняется в некотором интервале температур. Дальнейшее повышение температуры ведет к газообразному состоянию, для которого тоже есть своя мера. Выход за эту меру ведет к термическому разложению вещества, оно перестает быть самим собой, превращаясь в качественно другой объект.

Приведенный пример иллюстрирует закон перехода количества в качество. Как видно из примера, переход от старого качества к новому при выходе за границы меры происходит скачком. В ходе превращения в новое качество имеет место перерыв постепенности в развитии. Непрерывные количественные изменения сменяются скачкообразным изменением свойств.

Различают скачки,протекающие в особенно быстром темпе (скачки взрывного типа), и скачки, осуществляющиеся постепенно. Приведенный выше пример характеризует скачки взрывного типа. Другие примеры таких скачков: механическое разрушение тела вследствие удара, резонансное усиление колебаний, образование новых химических соединений, термоядерный взрыв и т. п.

При постепенном переходе к новому качеству, несмотря на эту постепенность, различие старого и нового качеств достаточно отчетливо, хотя граница, отделяющая новое от старого, выражена нечетко, размыта. Вместе с тем процесс перехода в новое качество занимает относительно небольшое время сравнительно с интервалами, в пределах которых сохраняется данное качество. Данное обстоятельство оправдывает употребление термина «скачок» применительно к постепенному переходу в новое качество. Примером скачка постепенного типа является образование Солнечной системы из протопланетного облака, изменение климата, антропогенез, формирование буржуазных производственных отношений и др.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии - student2.ru Процесс развития как переход к принципиально новому невозможен без отмирания старого. Старое отрицается новым, в дальнейшем это новое становится тормозом развития и также отрицается. В мире имеет место бесконечная цепь отрицаний. На определенных стадиях изменений появляются качественно новые объекты и процессы.

Диалектическое понимание отрицанияне исключает преемственность в развитии. Прерывая существование старого, новое вбирает в себя то положительное, что было в старом, то, что нужно удержать, сохранить для дальнейшего развития. В ходе развития может иметь место как бы возврат к старому, хотя это не буквальное повторение того, что было. При этом старое сменяется новым (первое отрицание),затем происходит отрицание возникшего нового (второе отрицание).Возврат к старому, который имеет место на некотором новом уровне, в изменившихся условиях — это форма удержания в новом того положительного, что было в старом.

Закон двойного отрицания не является столь универсальным, как другие два основных закона диалектики. Он действует преимущественно в рамках социальной формы движения и только в тех случаях, когда можно проследить цикличность развития.

Так, античная культура отрицается средневековой культурой, на смену которой приходит культура Возрождения, которая хотя и воспроизводит многие особенности античной культуры, образует своеобразный качественно новый стиль. Интерес к античности органически сочетается с обращением к народной культуре. Деятели Возрождения не просто верят в творческие возможности человека, а обращаются к человеку как высшему началу бытия.

Частичный возврат к пройденным ступеням иногда имеет место в процессе познания. Так, волновая теория света X. Гюйгенса отрицалась корпускулярной теорией света И. Ньютона. В дальнейшем в рамках квантово-волнового дуализма произошел возврат к волновым представлениям о свете, но уже не в русле классической физики, а в связи с представлениями квантовой механики.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии - student2.ru Развитие не есть непрерывный прогресс. Как уже отмечалось ранее, в развитии может быть восходящая ветвь, связанная с повышением степени организованности, и нисходящая ветвь, ведущая к упадку, распаду, разложению. Один и тот же процесс может характеризоваться прогрессивными и регрессивными изменениями, если рассматривать его в разных отношениях.

Развитие идет по множеству направлений, это не прямая линия и не движение по кругу. Современная наука дает возможность прогнозировать развитие не только простых систем, но и сложных, в частности биологических и социальных. С позиции синергетики — современной общенаучной концепции самоорганизации, процесс развития представляет чередование периодов, когда направленность развития изменить нельзя (в синергетике это называют движением по аттрактору), и так называемых точек бифуркации, в которых наблюдается выход на другую траекторию развития, на новый аттрактор.

В точках бифуркации наблюдаются качественные изменения, но характер этого процесса не предопределен однозначно. Развитие сложных систем, описание поведения которых требует синергетического подхода, даже при одних и тех же начальных условиях может происходить совершенно по-разному. Вместе с тем всегда существует множество ограничений на возможные пути развития систем.

Синергетика позволяет разработать математическую модель процесса с учетом нелинейного характера изменений в развивающихся системах и с учетом возможности разных траекторий развития. Подчеркнем, что речь идет не о любых, а о вполне определенных траекториях. Поэтому оснований для индетерминизма синергетика не дает. В целом, следует отметить, что современная наука подтверждает эвристическую значимость идей диалектики и конкретизирует понимание процесса развития в свете представлений о самоорганизации развивающихся систем.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит противоположность диалектики и метафизики?

2. Назовите основные принципы диалектики.

3. В каких формах может осуществляться всеобщая связь явлений?

4. Какие признаки характеризуют процесс развития?

5. Назовите основные свойства движения.

6. Назовите основные формы движения материи.

7. Объясните, в чем состоит несводимость высших форм движения к низшим.

8. Назовите основные категории диалектики.

9. Приведите примеры, иллюстрирующие переход соотносительных категорий диалектики друг в друга.

10. Что такое детерминизм и индетерминизм?

11. Приведите примеры динамических и статистических законов.

12. Что говорит закон единства и борьбы противоположностей об источнике движения и развития?

13. Что говорит закон перехода количества в качество о механизме процесса развития?

14. На какой вопрос в понимании развития отвечает закон отрицания отрицания?

15. Приведите примеры действия основных законов диалектики.

16. Покажите на примере возможность многоаспектности и многоплановости процесса развития.

Логические задачи по теме

1. Иллюстрацией к какому закону диалектики может служить следующий пример: «Зерно, когда из него появляется росток, разрушается, но в то же время мы знаем, что уже в зерне было «запрограммировано то, каким будет этот росток, какое растение из него вырастет. Значит, зерно не исчезает»?

2. Можем ли мы говорить о развитии, если мы рассматриваем процесс испарения воды при достижении последней температуры 100 о С?

Библиографический список

Князева, Е. Н. Синергетика как новое мироведение: диалог с И. Пригожиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмова // Вопросы философии. – 1992. – № 12. – С. 3–20.

Лосев, А.Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. – М.: Политиздат, 1988. – С. 80–94.

Моисеев, Н. Н. Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев. – М.: Наука, 1987.

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. / Д. Реале, А. Антисери. – Т. 4. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. Гл. 2–4, 31–32.

Спиркин, А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2002. – С. 25–51.

Философские проблемы научного познания и творчества. / под ред. Ю. В. Манько. – СПб.: ИПЦ СПГУТД., 1996. – 180 с.

Энгельс, Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20.

Тема 6

Сознание как философская проблема

Сознание – одна из самых сложных проблем философии, и на каждом этапе развития она решается по-разному. В целом сознание – одна из самых абстрактных категорий. Она парная к понятию материи: по мере развития философии материи она наполнялась новым содержанием.

Что такое сознание

С гносеологической точки зрения бытие обычно рассматривают как один из конструктов сознания, его абстрактных объектов, продукт самополагания самосознанием своего собственного содержания в качестве отчужденной от себя объективной данности. При этом можно различить два принципиально разных по своему характеру вида содержания сознания, подпадающего под определение бытия. С одной стороны, мы обнаруживаем в нашем сознании наши представления об объективном, внешнем мире, данные нам посредством органов чувств, этот вид часто называют «материей». Другим видом является объективированный внутренний мир человека, что традиционно именуют «душой», «психикой» или «сознанием».

При этом сознание оказывается проблемой для самого себя и не поддается полному объективированию и теоретизации. Исследователь не имеет непосредственного доступа к чужому сознанию и не может провести исчерпывающий анализ своего сознания, применив так называемый метод интроспекции, поскольку всякий следующий момент наше сознание меняется по сравнению с предыдущим.

Более того, на сегодняшний день сложно говорить о том, насколько сознание есть реальный объект, а не композит разнообразных по своей природе явлений, объединяемых вместе только в силу схожести способов данности.

Сознание — теоретический конструкт философии для обозначения идеальной психической деятельности субъекта, ее форм, структуры и продуктов. Сознание и его продукты, такие как переживания, аффекты, эмоции, ощущения, восприятия, мысли, есть порождение деятельности самосознания, отнесение всего внешнего и внутреннего опыта Я к самому себе как некоему организующему центру и «точке отсчета».

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии - student2.ru С древнейших времен люди задумывались над природой сознания. Еще античные философы создавали свои учения о том, что такое сознание. Тем не менее в те времена сознание по преимуществу рассматривалось как нечто, обладающее физическими свойствами. Так, например, Гераклит рассматривал сознание как часть огня мирового разума или логоса, выступающего в качестве первооснов бытия мира. Также душа рассматривалась как воздух, вода, движение тончайших атомов.

Идея о связи логоса и души нашла свое развитие во всей европейской философской традиции. Как и Сократ, Платон, определяя сущность души, вводил противопоставление материального и идеального, указывая, что природа сознания оказывается принципиально иной по сравнению с физической реальностью, окружающей человека. Одной из способностей души Платон считал ум, который является воплощением порядка, организованности и систематичности. Он есть предел совершенства, а поэтому ум прямо и непосредственно связан с миром идей, с подлинным бытием, противостоящим изменчивому миру вещей. При этом Платон указывал на приоритет идеального начала над материальным, поскольку именно идея оказывается активным формообразующим началом по отношению к претерпевающей материи. Единство же материи и души реализуется благодаря мировой душе.

Развитие учения о душе внес свой вклад и Аристотель. В трактате «О душе» он высказывает предположение, что душевная деятельность людей опирается на ощущения и представления, память и знания, желания и волю. По Аристотелю, душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя. При том, душа является организующим принципом человеческой жизни.

Эпоха Средневековья привнесла в учение о душе человека свои коррективы, и, прежде всего идею о спонтанной активной душе, которая несла уже печать сознательного начала. В философии Фомы Аквинского все процессы человеческой психики проходили по реестру сознания. Было введено понятие «интенция» (особая направленность сознания на мир бытия).

Философия нового времени начинает уделять все большее внимание проблеме сознания. Р. Декарт предлагает различать две принципиально различные субстанции: «мыслящую» и «протяженную». Бэкон Ф. не только обращает внимание на операциональность сознания, но и указывает на то, что ослабляет возможности сознания. Он говорит о необходимости очистить сознание от «идолов». Отчасти они присущи самой природе человеческого разума, отчасти возникли в процессе становления и развития человеческого познания, отчасти являются издержками индивидуального развития человека.

В философии французского Просвещения сознание к новоевропейской трактовке природы сознания добавляется также упоминание о материальной основе сознания, так сказать о его носителе, в качестве которого указывался мозг. Но вот вопрос, оставленный в наследство от эмпиризма и рационализма Нового времени, о том, каково содержание сознания, откуда оно появляется, т. е., является ли хотя бы часть имеющихся у нас знаний врожденными или все они появляются лишь благодаря влиянию внешних объектов на наши органы чувств, так и остался неразрешенным.

Кант, обращаясь к проблеме сознания, развивал идеи об априорных формах чувственности (пространство, время), рассудка (категории) и разума (антиномии и категорические императивы). После Канта стало невозможно говорить о «чистом» объективном знании, в том числе и в науке, а только о том, что всякое знание имеет субъектно-объектную природу. А поскольку материальное, объективное бытие, или «вещь в себе», и сознание имеют собственную, отличающуюся друг от друга природу, то процесс познания может быть рассмотрен как взаимодействие между ними.

Эту идею продолжал развивать И. Фихте, у которого активность сознания перерастает в способность к творчеству, к порождению своего «не-я» и своих определений.

Ф. Шеллинг, прослеживал путь развития природы от неорганики к органике, от потенциала к экзистенциалу, от объекта к субъекту и его сознанию.

Г.В.Ф. Гегель предложил рассматривать сознание как исторически развивающееся явление, где переплетаются историческое и логическое, индивидуальное и родовое. Сознание, по Гегелю, есть дух, который проходит свое становление и развитие в интервале от бездуховного до абсолютного самовыражения и самопознания. Гегелю принадлежит и мысль о формировании сознания в практической деятельности.

Концепция Гегеля была подвергнута критике с позиций антропологизма Л. Фейербахом, который упрекал своего предшественника, прежде всего, в том, что тот отрывает сознание от его носителя. Сам же Фейербах редуцировал сознание до уровня биологического феномена.

Маркс развил мысль Гегеля о формировании сознания в процессе практической деятельности. Благодаря привнесению идеи практики как необходимого для возникновения сознания фактора, ему удалось выявить социально-историческую природу сознания. Ведь человек в рамках бытия в мире вступает в систему как материальных, существующих независимо от индивидуального сознания, так и нематериальных отношений, которые становятся особой реальностью, складываясь на основе первых, но пройдя через сознание. А поэтому ни бытие человека в целом, ни его отдельные части не поддаются рациональному воспроизводству на уровне рефлексии, перечеркивают возможность классического отождествления бытия и сознания.

Позитивное знание о сознании существенно обогатилось благодаря достижениям нейрофизиологии и экспериментальной психологии, исслед

Наши рекомендации