Тема 1. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ И РАЗВИТИИ
Сущность диалектики и ее основные принципы |
Определить любой предмет науки, в данном случае диалектики,— значит показать, что она изучает, каковы ее структура, принципы, категориальный аппарат. Диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, т. е. всего сущего, во-первых, является в силу этой всеобщности и универсальности методологией по отношению ко всем частным наукам; во-вторых, ее ядро, суть составляет учение о единстве противоположностей, о вскрытии противоречия и его источника в самой сущности предметов; в-третьих, основными ее принципами являются принцип связи и принцип развития (схема 19).
Схема 19.Структура диалектики Материалистическая диалектика
Развития
Перехода количественных изменений в качественные
Причина
Необходимость
Следствие
Случайность
Всеобщей
связи
вещей
Единства и борьбы противоположностей
Содержание
Сущность
Форма
Явление
Отрицания отрицания
Возможность
Действительность
Единичное
Особенное
Всеобщее
Принципы — это исходные, наиболее общие идеи, лежащие в основе познания, позволяющие объединить законы и категории той или иной научной дисциплины в единую систему знания. Такими основополагающими идеями или принципами в диалектике являются принцип связи и принцип развития. В диалектике выделяют также принципы: объективности, всесторонности, конкретности, историчности.
Если объективная диалектика есть диалектика бытия, то субъективная — диалектика мышления. Наука о законах мышления есть логика. Следовательно, субъективная диалектика, будучи отражением объективной, есть вместе с тем и логика. Но и гносеология (теория познания) есть, в сущности, и логика, и диалектика, а диалектика есть и логика, и гносеология.
Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива (от фр. «alt-ternative» — чередование) — наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимость выбора между ними. Альтернативами диалектики выступают: метафизика, софистика и эклектика.
Диалектика рассматривает универсально всеобъемлющие связи, в то время как метафизика объединяет, упрощает связи, сводит все их многообразие к наиболее простым связям одного типа, как правило, к связям механическим. (В этом смысле правомерно говорить о том, что метафизика отрицает связи.) Софистика — сознательное использование неправильных доходов и уловок, внешне выступающих как правильные, т. е. происходит вырывание отдельных несущественных связей из взаимосвязей и взаимозависимостей объективной реальности и осуществляется попытка представить их в качестве существенных, определяющих. Эклектика беспринципно, механически объединяет в единое целое несовместимые между собой идеи, связи, отношения, претендуя при этом на объективность и всесторонность анализа процессов и явлений.
Принципиальное расхождение между диалектической и метафизической концепциями развития идет по трем линиям: почему, как и куда оно идет. Метафизики, абсолютизируя внешние противоречия, выносят источник развития во вне (божественный первотолчок); рассматривают развитие только как уменьшение или увеличение, сводя качественное к количественному; наконец, развитие у них происходит по замкнутому кругу. Диалектики же основной импульс развития видят в борьбе внутренних противоречий, развитие у них осуществляется как переход количества в качество и происходит по спирали. Коренная противоположность этих концепций хорошо показана в работе В.И. Ленина «Философские тетради». Во фрагменте «К вопросу о диалектике» В.И. Ленин отмечает, что «при первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — Бог, субъект еtс.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на признание источника «самодвижения». Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна. Только вторая дает ключ к «самодвиже-228
нию» всего сущего: только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к «уничтожению старого я и возникновению нового».
Связь - это такое отношение, при котором наличие или изменение одного объекта есть условие наличия или изменения другого объекта. Связь - это всегда и взаимосвязь, всеобщей формой которой является взаимодействие. Для нее характерны: объективность, всеобщность, универсальный характер. Связь является объективной, так как существует независимо от субъекта и его сознания, она всеобща, поскольку в мире нет ни одного абсолютно изолированного объекта. При характеристике универсального характера связи следует знать, что связи могут быть квалифицированы по многим основаниям: по формам движения материи, по степени общности, по глубине, характеру и т. д.
Закон можно определить как связь - общую, существенную, необходимую, относительно устойчивую и повторяющуюся.
Категории суть понятия, отражающие общие и существенные стороны и грани объективной действительности.
Закон есть философская категория для обозначения объективных необходимых, существенных, всеобщих, устойчивых, повторяющихся, внутренне присущих предметам и явлениям связей и отношений (схема 20). Заметим, что термин «закон» употребляется в нескольких смыслах, в частности: 1) закон как объективно существующая связь явлений (законы развития природы, общества, мышления); 2) законы науки как отражение, формулировка объективных законов. Во втором случае законы науки объективны по своему содержанию.
Схема 20.
ВНУТРЕННЕЙ
НЕОБХОДИМОЙ ЛУСТОЙЧИВОЙ
СУЩЕСТВЕННОЙ ^v у^ ПОВТОРЯЮЩЕЙСЯ