Древнеиндийская философия
Генезис философского знания в Древней Индии.
1.В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философиивыделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веды— религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды,как правило, включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны;
• описание ритуалов, сочиненное жрецами и используемое ими при отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников;
• философские комментарии к Ведам.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед, в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Во время второго эпического этапа появляются учения, оппозиционные Ведам: • буддизм; • джайнизм; • чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ, которые развивают ведическое учение: • йога; • веданта; • вайшешина; • ньяя; • миманса; • санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр— кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы.
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
2.Онтология индийской философииопирается на закон Риты- космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет — до нового рождения Брахмы. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологииявляется не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания.
•"пракрити" — материальное сознание;
• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
• "майя" — сознание сновидения, мираж.
4.Душав индийской философии состоит из двух начал:
• атмана (частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен);
• манаса (душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы).
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
5.Сансара- учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма— предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши.
Мокша— высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается. Наступление мокши — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Великими Душами.
Ахимса- единство всех форм жизни на земле. Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает, неубиение.
Буддизм и его основные идеи
Буддизм- религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после 5 в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после 3 в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда.
Главная идея буддизма - "Средний путь"жизни между 2 крайними: "путем удовольствия" и "путем аскетизма". "Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.
Будда вывел 4 благородные истины:
• земная жизнь полна страданий;
• страдания имеют свои причины;
• от страданий можно избавиться;
• существует путь, освобождающий от страданий.
Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана. Данный план — так называемый Восьмеричный путь— предусматривает соблюдение следующих принципов:
• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей меняется жизнь;
• правильная речь – речь человека воздействуют на его душу, характер;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми;
• правильный образ жизни;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание - контроль над мыслями;
• правильное сосредоточение - регулярные медитации.
К пяти заповедям-ориентирам буддизмаотносятся следующие:
• не убий; • не. укради; • будь целомудренным; • не лги; • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Йога— практическая система духовного совершенствования человека, основанная на определенных этических положениях и психофизических методиках управления сознанием и физиологическими процессами. Ее основателем считается мудрец Капила.
Йогическая практика. Методика достижения освобождения в классической йоге опирается на следующие фундаментальные основания: • этическое совершенствование; • аскетическую практику; • систему психотехнических упражнений.
Все это считается вспомогательными средствами йоги. В более детальном варианте они составляют классические восемь ступеней йоги, которые предполагают поэтапное достижение единства человека и мироздания. Человек представляет собой сложную систему тел, тождественную структуре внешних миров путь действия заключается, с одной стороны, в последовательном соединении каждого тела человека с тождественными ему внешним миром, а с другой – в соединении всех тел в общее психофизическое единство индивидуального Я. Первые 4 открытые ступени классической йоги включают освоение практики воздержаний и предписаний, а также физических и дыхательных упражнений. Именно на них сосредоточено внимание тех, кто начинает практиковать путь действия. Происхождения высших ступеней требует обретения собственного мистического духовного учителя.
Практика йоги позволяет раскрывать скрытые силы человеческого духа. В йоге это называют «совершенными способностями».
Чарвака-локаятаотвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм. Философия чарваков – система древнего материализма, в которой связаны онтология, гносеология, этика.
Джайнизм относится к числу национальных религий Индии. Он отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца и неколебимую значимость жертвоприношений как пути для достижения конечного освобождения. Отвергает он и претензии брахманов на господствующее положение, и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значение ненасилию, отшельничеству и монашеской жизни как условию высшей праведности. Эти черты роднят его с буддизмом. Есть и другие, более частные сходства, что давало основания некоторым исследователям рассматривать джайнизм как ответвление буддизма.Джайнизмвозник и сформировался в том же историко-культурном поле, что и индуизм, буддизм и сикхизм, и потому имеет много общих с ними черт.
В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и почти не известен на Западе. Между тем в самой Индии он имел значение не меньшее, чем буддизм.
!!!!В современной Индии джайнов очень мало — приблизительно 0,5% (около трех миллионов) населения, но их роль в жизни страны весьма заметна. Им принадлежат ключевые позиции в экономике (джайны занимаются в основном торгово-ростовщической деятельностью).
Джайнизмне отрицает существование богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма незначительное место. Миром движет всеобщий закон, а не воля бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. В центре джайнской религиозно-философской доктрины - проблема бытия личности.