Научное познание. специфика, уровни, формы и методы научного познания
Научное познание, по сравнению с обыденным, художественным, философским и др. видами познания, имеет свои специфические особенности и представляет собой особую деятельность по получению нового объективного знания. Научное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как объективность, предметность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережение наличной практики. Научное познание, не ограничиваясь познанием только тех объектов, которые могут быть освоены в рамках исторически сложившейся на данном этапе практики, обращается и к таким, практическое освоение которых может произойти только в будущем.
Специфические объекты науки обусловливают и привлечение особых средств научно-познавательной деятельности.Научное исследование требует использования научной аппаратуры для проведения экспериментов при изучении новых типов объектов, специальных измерительных приборов, инструментов. В науке используется специально создаваемый научный язык с четкими понятиями, терминами и определениями. К средствам научного познания следует отнести и идеальные регулятивы исследования – методы познания, образцы, нормы, идеалы научной деятельности и т.д. Для организации научного познания необходим и профессионально подготовленный, обладающий специальными научными знаниями субъект познания, который овладевает исторически сложившимися средствами, приемами и методами научно-познавательной деятельности. Кроме того, субъект научного познания, ученый должен усвоить и определенную систему нравственных ориентиров, характерных для науки, запрещающих подтасовку фактов, плагиат и т.д.
В структуре научного знания можно выделить два его уровня – эмпирический и теоретический.
Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются друг от друга по: предмету, средствам и методам исследования.
Различие по предметуисследования заключается в том, что если эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними, то на уровне теоретического исследования происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Эмпирическая зависимость представляет собой вероятностно-истинное знание, выведенное в результате индуктивного обобщения опыта. Теоретический закон – это достоверное знание, требующее использования особых исследовательских процедур.
Различение эмпирического и теоретического уровней по средствамзаключается в том, что если эмпирическое исследование основывается на непосредственном практическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом благодаря использованию особых приборов и приборных установок в процессе наблюдений и экспериментов, то теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объекта путем мысленного, а не реального эксперимента. Язык теоретического исследования основывается на использовании так называемых теоретических идеальных объектов (идеализированных объектов, абстрактных объектов, или теоретических конструктов).
Различие теоретического и эмпирического уровней познания осуществляется и по методам познания. Для эмпирического уровня основными методами выступают реальный эксперимент, реальное наблюдение, эмпирическое описание и измерение. Теоретическое исследование опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, логическое и историческое исследование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
Научный метод- это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.
Выделяют: 1) общелогические методы познания, используемые и на уровне обыденного познания, и на уровне научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение.
2) методы, используемые в научном познании – на эмпирическом и теоретическом уровнях.
Анализ(от греч. –расчленение, разложение) – процедура мысленного (реального) расчленения исследуемого объекта, свойства предмета или отношений между предметными частями. Синтез – обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств и отношений) предмета в единое целое.
Абстрагирование— отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Последние обозначаются особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в сознании как абстракции (например, различные числа).
Обобщение – установление общих свойств и признаков объектов, переход от частного или менее общего понятия к более общему («клен» — «дерево» — «растение» – «живой организм»).
Индукция – метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует частное заключение,
Аналогия (от греч.– соразмерность, пропорция) – на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Моделирование – изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.
Методы эмпирического исследования:
наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования. В отличие от обыденного созерцания научное наблюдение опосредуется теоретическим знанием и имеет целенаправленный характер;
измерение – познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин;
эксперимент – целенаправленно и методически организованный исследовательский прием познания, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.
Методы теоретического исследования:
мысленный эксперимент – задачей является построение абстрактных объектов как теоретических образцов действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности;
идеализация – разновидность операции абстрагирования, сущность которой состоит в выделении одного из необходимых условий существования изучаемого объекта, в последующем изменении выделенного условия, постепенном сведении его действия к минимуму;
формализация – построение абстрактно-математических моделей, когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами);
аксиоматический метод. Аксиомы – утверждения, истинность которых не требует доказательств. При логическом выводе истинность аксиом переносится на выводимые из них следствия, что способствует организации и систематизации научного знания и служит незаменимым средством построения развитой теории;
гипотетико-дедуктивный метод –создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитое теоретическое знание развивается не «снизу» – за счет индуктивных обобщений научных фактов, а «сверху» по отношению к эмпирическим данным;
метод математической гипотезы, когда исследователь вначале стремиться отыскать математический аппарат, оперирует с величинами, стремится перебросить построенные уравнения на новую область изучаемой действительности, затем найти интерпретацию уравнений, устанавливая связь между величинами и объектами новой области. Только опыт устанавливает соответствие математической гипотезы объективной реальности;
метод восхождения от абстрактного к конкретному. Исследователь, применяя его, находит главную связь изучаемого объекта, а затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и результате проникает в сущность изучаемого объекта;
исторический и логический методы исследования. Исторический метод основан на прослеживании истории во всей ее полноте и многообразии, обобщении эмпирического материала и установлении на этой основе обшей исторической закономерности. Основу же логического метода составляет изучение процесса на высших стадиях его развития, не обращаясь к реальной истории.
ОБШЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Общество(в широком смысле) – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле:
· определённый этап человеческой истории (общественно-экономическая формация, межформационные и внутриформационные исторические ступени, например, докапиталистическое общество, раннефеодальное общество);
· отдельное индивидуальное общество (социальный организм), например, французское общество, белорусское общество и т.д.
Основными сферами жизни общества являются: материально-производственная (экономическая), социальная, политическая и духовная. Экономическая сфера – условие жизнедеятельности людей, создание средств существования и развитие производительных сил. Социальная – сложная совокупность связей и отношений социальных групп между собой и с обществом в целом. Политическая сфера включает политическое сознание, политические отношения, институты и действия. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти. Духовная сфера жизни общества – идеологическая, научно-теоретическая, религиозная, художественно-эстетическая, образовательная деятельность, цель которой – сохранение, преумножение и передача духовно-культурных ценностей. Все они тесно переплетены, и любое явление в жизни общества имеет место во всех сферах одновременно, но одна из них является в определённый исторический момент преобладающей.
Развитие общества – это изменение общественных отношений в различных сферах. Общество является саморазвивающейся системой, поскольку причина его развития – в самих общественных отношениях, точнее, в их противоречиях. Материалистическая позиция состоит в том, что источником развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями: развитие производительных сил вынуждает меняться вначале производственные отношения, а те, в свою очередь, влияют на все остальные отношения в обществе.
Поэтому отношения, связанные с материальным производством, являются самыми фундаментальными в системе общественной жизни: система производственных отношений и есть общественное бытие, объективная реальность общества. Отношения, которые формируются на основе и в зависимости от производственных (идеологические, политические, правовые и т.д.), – это общественное сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание. Сознание есть не что иное, как отражение реальности и осознание людьми своего общественного бытия.
ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. СПЕЦИФИКА ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.
К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении (которое и есть исторический процесс) существуют два основных подхода. Первый из них – линейный: взгляд на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, выделяются определенные стадии в истории человечества. Второй подход – цивилизационный:исходит из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную, историю.
Линейный подход в периодизации исторического процесса нашел свое проявление и в вычленении таких основных стадий истории человечества, как дикость, варварство и цивилизация. Человеческая история подразделялась на: охотничье-собирательский (пастушеский), землевладельческий и торгово-промышленный периоды (А. Тюрго, А. Смит и др.). В истории человечества пять всемирно-исторических эпох: древневосточная (IV– II тыс. до н.э.), античная (VIII в. до н.э.– V в. н.э.), средневековая (VI –ХV вв.), новая (конец XVII в.– 1917г.) и новейшая истории (1917г. – до наших дней). Более общепринятым в рамках новоевропейскойтрадиции постренессансного времени стало деление истории на три поступательные стадии исторического процесса – древность, средние века, Новое время.
В марксистской концепции периодизация исторического процесса дастся через смену общественно-экономических формаций. Культурно-историческая реальность, для которой характерны определенный уровень развития производительных сил и установившиеся формы производственных отношений, называется общественно-экономической формацией. Исторический процесс рассматривается как последовательная смена формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) в рамках формационного подхода (Маркс). Способ смены формаций – революция. Современную стадию социальной периодизации истории принято называть этапом постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др.). В истории человечества постиндустриалисты выделяют три стадии: 1) традиционного (аграрного) общества; 2) индустриального (промышленного) общества; 3) постиндустриального (сверхиндустриального, информационного, технотронного и т.п.) общества.
Термин «цивилизация»(от лат. – гражданский, государственный) употребляется в нескольких смыслах: как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс,
О. Тоффлер); как синоним культуры (А. Тойнби и др.); как уровень (ступень) развития того или иного ре
гиона либо отдельного этноса (античная цивилизация,
например); как определенная стадия в развитии локальных куль
тур, стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер, «Закат
Европы»).
При всех различиях в подходах к цивилизации все же ее наиболее общепризнанными чертамиявляется то, что сам переход к цивилизации является узловым моментом становления и развития человеческой истории. Цивилизация означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум, отличающийся от варварства. Цивилизация не сводится лишь только к одному, хотя и очень важному, экономическому параметру развития общества, а включает в себя и такие важнейшие моменты, как культурологический, географический, духовный, обусловливая уникальность и неповторимость каждой цивилизации.
Опираясь на различные подходы к пониманию цивилизации, имеющие место в предшествующей традиции, а также учитывая современное состояние этой проблемы, можно дать следующее определение этого сложного понятия:
Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.
Сущность цивилизационного подхода: история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований – локальных цивилизаций,каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий.
В настоящее время необходим интеграционный подход к интерпретации мировой истории. Он учитывает поступательно-стадиальный прогрессивный характер развития человеческой истории, ее развитие во времени, хронологию, всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций, развитие человеческого общества в пространстве. Только в рамках такого подхода исторический процесс может быть рассмотрен во всем многообразии его характеристик, вариативности исторического развития, в направленности на плюралистический диалог культур и обоснование перспектив цивилизационного развития.
Специфика законов общественного развития. От любых других процессов в реальном мире история отличается тем, что она не существует помимо деятельности людей: поскольку решения и действия людей составляют содержание исторического процесса, он зависит от сознания каждого человека, а так как людей очень много, зависимость от сознания отдельного человека очень мала. Таким образом, исторический процесс объективен, хотя и основан на субъективности людей. С этим связаны особенности действия социальных законов по сравнению с законами природы:
1) действие социальных законов непрямое, ничто не заставляет человека поступать «как следует», законы влияют на то, какими будут результаты действий;
2) действие социальных законов – статистическое, то есть не в ста процентах случаев, а лишь в подавляющем большинстве;
3) социальные законы трудно обнаружить, поскольку в истории невозможны повторения;
4) социальные законы не поддаются экспериментальной проверке и их прогностическая функция очень ограничена.
Субъектами истории являются и отдельные личности, и группы людей (в том числе очень большие). Их основными характеристиками являются разумность и свобода, т.е. люди сознательно выбирают цели своих действий и делают то, что считают нужным. Однако, так как субъектов – огромное количество, их цели и сами действия перемешиваются и влияют друг на друга. Хаос в историческом процессе не наступает потому, что субъекты не являются вообще несовместимыми: их цели, интересы, личные особенности в значительной степени зависят от окружающего мира и общества, а этот мир каждый отдельный человек застает уже готовым и общим. Поэтому и в том, какими становятся люди и их интересы, тоже есть общие основания. Особенности конкретных субъектов и каждое конкретное их взаимодействие случайны, но проявления общности зависят от общего реального основания, а значит – в случайных формах закономерно отражаются свойственные этой реальности проблемы и конфликты, т.е. ее сущность. Каждое историческое событие имеет характеристики и случайности (форма), и закономерности (сущность развития).
Глубокие, важные для многих людей проблемы вызывают сближение интересов, огромные массы людей даже без специального намерения оказываются объединенными – это стихийные начала, связанные с проявлениями общего в человеческих интересах. Осознанные интересы порождают цель, и стихийное движение может быть систематизировано и преобразовано в организованное.