Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания. Этапы развития науки

Научное познание представляет собой особую де­ятельность по получению нового объективного знания. Его специфические характеристики: объективность, предметность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опере­жение наличной практики. Научное познание обращается и к таким объектам, практическое освоение которых может произойти только в бу­дущем.

Специфические объекты науки обусловливают и привле­чение особых средств научно-познавательной деятельности:научной ап­паратуры для проведения экспериментов при изучении но­вых типов объектов, специальных измерительных приборов, инструментов, используется специально создаваемый научный язык с четкими понятиями, терминами и определениями. К средс­твам научного познания следует отнести и идеальные регулятивы исследования – методы познания, образцы, нормы, идеалы научной деятельности и т.д. Для организации научного познания необходим и про­фессионально подготовленный, обладающий специальны­ми научными знаниями субъект познания ученый, научный сотрудник. Кроме того, ученый должен усвоить и оп­ределенную систему нравственных ориентиров, характерных для науки, запрещающих подтасовку фактов, плагиат и т.д.

В структуре научного знания можно выделить два его уровня – эмпирический и теоретический, которыеотлича­ются друг от друга по: предмету, средствам и методам иссле­дования.Различие по предметуисследования заключается в том, что эмпирическое исследование в основе своей ориенти­ровано на изучение явлений и зависимостей между ними, а на уровне теоретического исследования происходит выделе­ние сущностных связей в чистом виде. Различение по средствамзаключается в том, что эмпирическое иссле­дование основывается на непосредственномпрактическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом благодаря использованию особых приборов и приборных установок в процессе наблюдений и экспериментов, а теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объек­та путем мысленного, а не реального эксперимента. Язык теоретического исследования основывается на использо­вании так называемых теоретических идеальныхобъектов – моделей. Для эмпири­ческого уровня основными методами познания выступают реальный эксперимент, реальное наблюдение, эмпирическое описа­ние и измерение. Теоретическое исследование опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, логическое и историческое исследование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Научный метод- это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых до­стигается объективное познание действительности.

Выделяют: 1) общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация, аналогия, моделирование 2) методы, используемые в научном познании – на эмпирическом и теоретическом уровнях (наблюдение, изме­рение, эксперимент и идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод мате­матической гипотезы, исторический и логический).

Выделяются следующие этапы развития науки

Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания. Этапы развития науки - student2.ru лилеем, Р. Декартом, И, Кеплером, И. Ньютоном, Ч. Дарвином, Дж. Максвеллом, X. Лоренцом, И. Сеченовым, Д. Менделее­вым и др. и развивалась на экспериментальной основе с ори­ентацией на запросы капиталистического производства. Ядро классической науки составляла классическая механика И. Ньютона. Реаль­ность - это множество отдельных мате­риальных тел, движение которых и взаимодействие подчиняются основным законам механики (закону инерции, закону взаимосвязи силы, массы и ускорения тел, закону равенства величин силы действиям противодейс­твия, закону всемирного тяготения).

б) неклассическая наука (начало XIX - 70-е годы XX вв.) возникла в результате научных революций во многих облас­тях классической науки (возникновение генетики, создание неклассических физических теорий - теории относительности, квантовой механики). Ограниченность классической механики была обнаружена в неспособности объяснить излучение света. В области биологии кризис обнаружился в неспособности, объяснить механизмы наследс­твенности. Появление генетики стадо началом возникновения новой биологии.

Виднейшими представителями науки были А. Эйнштейн, Н.Бор, В. Гейзенберг, В. Вернадский, В. Кондратьев, Л. Гуми­лев, Н. Моисеев и др.

в) постнеклассическаянаука (70-е гг. XX - по наст, вре­мя) ориентирована на изучение новых типов объектов и систем (сверхсложных, высокоорганизованных, нередко включающих и самого человека). Во-первых, акцентируется фундаментальная роль случайности в структуре мира (возникновение «порядка из хаоса» - синергети­ка). Во-вторых, фундаментальная роль в структуре взаимосвя­зей объектов отводится непричинным связям и отношениям. В-третьих,постнеклассической науке свойственно признание всеобщего характера эволюции и распространение этого типа изменений не только на отдельные системы неорганической природы, но и на Вселенную в целом (концепция глобального эволюционизма). Наконец, важнейшей особенностью постнеклассической науки явилось утверждение не просто эволюци­онного характера развития Вселенной, но и целесообразного характера этой эволюции (антропный принцип).

На передний план среди наук выдвигаются биология, тео­рия эволюции, синергетика, информатика, теория систем, эко­логия. Важными парадигмами постнеклассической науки являются: синергетика как теория самоорганизации (И. При­гожин, Г. Хакен), синтетическая теория эволюции, гуманисти­ческие философские парадигмы и пр.

Тема 8

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества.

2. Формационный и цивилизационный подходы к пони­манию развития общества. Специфика законов обще­ственного развития.

Наши рекомендации