Философия и история технических наук
1. Специфика философского осмысления техники и технических наук: предмет, сферы, задачи, методология и т.д.
2. Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое».
3. Эволюция технического знания в истории философии: предметно-орудийная, техническая и инженерная, научно – техническая деятельности.
4. Становление «технического эксперимента», природа и техника, «естественное» и «искусственное».
5. Развитие системных и кибернетических представлений в технике.
6. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества.
7. Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов.
8. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса.
9. Методологические основания формирования философии техники в XX в.
10. Идея технократии в работах философов XX в. (К. Поппер, Ю. Хабермас, П. Фейерабенд и т.д.).
Приложение 4
Примеры тестовых заданий
Вариант № 1
Вопрос №1Направление философии науки, признающее основными факторами развития науки научную традицию, межсубъектные отношения между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, личностное самоутверждение ученого, социальную природу научного познания носит название
1. история философии науки
2. метафизика
3. постнеклассическая философия науки
4. эпистемологический фундаментализм
Вопрос №2Элементами научного знания являются
1. символ
2. теория
3. объект
4. факт
Вопрос №3Функциями, которые выполняет философия по отношению к науке, являются
1. культурно-воспитательная
2. логико-гносеологическая
3. гуманистическая
4. эвристическая
Вопрос №4Философско-мировоззренческий подход, который преувеличивает когнитивные, социальные и практические возможности науки, ее роль в жизни общества, называется
1. сциентизмом
2. волюнтаризмом
3. антисциентизмом
4. провиденциализм
Вопрос №5Ярчайшим представителем агностицизма является
1. Л.Фейербах
2. Г.Гегель
3. Кант
4. К.Маркс
Вопрос №6В рамках научных изысканий в Новое время использовался ….. и эскперимент
1. природный
2. реальный
3. теоретический
4. мысленный
Вопрос №7Укажите логические законы, открытые Аристотелем, имеющие ключевое значение для научного познания
1. закон тождества
2. закон исключенного третьего
3. закон отрицания отрицания
4. закон единства и борьбы противоположностей
Вопрос №8Представителем современной философии науки считающим, что рост научного знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, гипотез, является
1. И. Лакатос
2. П. Фейерабенд
3. О.Конт
4. К.Поппер
Вопрос №9Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название
1. квантово-релятивистской
2. механической
3. натуралистической
4. креационистской
Вопрос №10Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется
1. эмпиризмом
2. анархизмом
3. механицизмом
4. агностицизмом
Вариант № 2
Вопрос №1Неполное знание, исключающее ложь и заблуждение, называется
1. относительной истиной
2. верой
3. опытом
4. абсолютной истиной
Вопрос №2Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технический прогресс и выступающее против них, называется
1. фидеизмом
2. технократизмом
3. солипсизмом
4. антисциентизмом
Вопрос №3Отрасль исследования научного знания, изучающая функционирование и развитие науки, структуру и динамику научного знания, взаимодействие науки с другими социальными институтами, называется
1. науковедением
2. этикой
3. социологией
4. наукометрией
Вопрос №4Наука как социальный институт складывается
1. в ХVII–ХVIII вв.
2. в VI–V вв. до н.э.
3. на заре человечества
4. в ХХ в.
Вопрос №5Первой формой классического идеала науки был
1. математический
2. гуманитарный
3. физический
4. технический
Вопрос №6 Эмпирический метод научного познания, характеризуемый как целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования, называется
1. наблюдением
2. умозаключением
3. воображением
4.экспериментом
Вопрос №7Родоначальником французского рационализма и автором известного произведения «Рассуждение о методе» является
1. Р.Декарт
2. Г. Башляр
3. П.Гольбах
4. Т.Гоббс
Вопрос №8Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется
1. индетерминизмом
2. моделированием
3. доказательством
4. наблюдением
Вопрос №9Научное допущение или предположение, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной, называется
1. понятием
2. методологией
3. гипотезой
4. истиной
Вопрос №10 Высшим научным учреждением в России является
1. НИИ
2. РАН
3. МГУ
4. РАСХН
Вариант № 3
Вопрос №1Впервые ограничить рост населения планеты для решения социально-экономических задач предложил
1. О.Конт
2. Т.Мальтус
3. И.Кант
4. А.Эйнштейн
Вопрос №2Основными принципами, лежавшими в основе научных изысканий в эпоху Средних веков, были
1. креационизм
2. логицизм
3. витализм
4. ревеляционизм
Вопрос №3Основным положением логического позитивизма как философии науки было утверждение о том, что
1. философия и логика несовместимы
2. логика науки есть набор знаний о природе, обществе и человеке
3. научная философия возможна только как логический анализ языка науки
4. логистика аккумулирует знания о природе и обществе, но не о человеке
Вопрос №4Автором знаменитого произведения «Наука логики» является
1. И.Фихте
2. И.Кант
3. К.Маркс
4. Г.Гегель
Вопрос №5Социальная функция науки направлена на
1. разработку планов социального и экономического развития
2. исследование проблемы истины
3. решение глобальных проблем современности
4. формулировку гипотез об общих тенденциях развития общества
Вопрос №6Русским мыслителем, считавшим, что философия дает частным наукам «…форму безусловной необходимости и всеобщности (всеединства), то есть форму истинного знания», был
1. П.Л.Лавров
2. Н.А.Бердяев
3. В.И.Вернадский
4. В.С.Соловьев
Вопрос №7К основным критериям научности относятся
1. спонтанность
2. проверяемость
3. обоснованность
4. уникальность
Вопрос №8Подход к проблеме развития научного знания утверждающий, что наука есть процесс постепенного накопления фактов, теорий, истин, называется
1. интернализм
2. антикумулятивизм
3. кумулятивизм
4. экстернализм
Вопрос №9Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение, называется
1. синкретизмом
2. законом
3. консенсусом
4. следсвием
Вопрос №10Система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания, называется
1. абсолютом
2. методом познания
3. интуицией
4. техникой
Вариант № 4
Вопрос №1Метод эмпирического исследования, устанавливающий тождество или различие исследуемых объектов называется
1. сравнением
2. налогией
3. осприятием
4. дедукцией
Вопрос №2Познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение, называется
1. аргументацией
2. индукцией
3. фаллибилизмом
4. дедукцией
Вопрос №3Целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки, называется научным (-ой)
1. потенциалом
2. проблемой
3. картиной мира
4. рациональностью
Вопрос №4Высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется
1. мировоззрением
2. научной теорией
3. мышлением
4. убстратом
Вопрос №5Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является
1. Г.Лейбниц
2. Б.Спиноза
3. Ф.Бэкон
4. Р.Декарт
Вопрос №6Метод эмпирического исследования, позволяющий выявить количественные характеристики изучаемой реальности, называется
1. измерением
2. комбинаторикой
3. аналогией
4. синтез
Вопрос №7Логический путь от общего к частному называется
1. фальсификацией
2. индукцией
3. дедукцией
4. верификацией
Вопрос №8Коллектив исследователей, объединенный общей исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемый выдающимся ученым, называется
1. стратой
2. научной школой
3. классом
4. нацией
Вопрос №9Тип развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, называется
1. прогрессом
2. синергетикой
3. модернизацией
4. иерархией
Вопрос №10Одним из структурных компонентов концепции этоса науки Р. Мертона, признающим исходным стимулом научной деятельности бескорыстный поиск истины, является
1. организованный скептицизм
2. всеобщность
3. универсализм
4. незаинтересованность
Приложение 6